1. Анализ учебных материалов (нормативных текстов, учебников, в частности системы понятий и системы фактов, набора заданий, информационных источников и т. д.) с целью выделения основного стержня будущего блока занятий.
2. Целеполагание и мотивирование изучаемого материала.
3. Планирование повторения – вводного, текущего, поддерживающего.
4. Структурирование и распределение нового материала по занятиям.
5. Планирование результатов обучения в виде списков ожидаемых на выходе знаний, умений, ценностных ориентаций и т. д.
6. Выбор адекватных материалов, методов, форм, режимов и средств обучения: «продумывание структуры занятий», т. е. построение модели обучения.
7. Конструирование системы знаний, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых знаний, возрастания трудностей, целевой ориентации и целевой достаточности, связности.
8. Построение системы контроля: входного, текущего, промежуточного и итогового.
9. Продумывание наиболее вероятных ошибок обучающихся, профилактических и коррекционных действий.
10. Написание одного отдельного плана занятия и всех последующих занятий.
Работа по созданию или внедрению педагогической технологии имеет определенное практическое значение в деятельности, как конкретного преподавателя, так и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, поскольку любая педагогическая технология строится на основе конкретных научных концепций, имеет конкретное содержание и рекомендации по использованию в профессиональной деятельности, унифицирует основные прогрессивные направления развития всех предметных методик, создает стройную систему диагностики и контроля, обеспечивающую и отслеживающую факт достижения уровня образовательного стандарта. Кроме этого овладение преподавателем технологией значительно усиливает мотивационный компонент, стимулирует создание учебных программ и их дальнейшее полное дидактическое оснащение, принципиально изменяет управленческое мышление педагога, проявляющееся в постановке задачи, в логике решения, ориентирует его на оптимизацию и интенсификацию учебного процесса.
Осуществлением педагогической технологии на начальном этапе выступает дидактический модуль – проект учебного процесса по отдельной теме курса.
Прежде всего, эффективность разработанной технологии в значительной мере зависит от описания, которое осуществляется последовательно на четырех уровнях:
1. Концептуальном, определяющем стратегические задачи, сущность, основные элементы технологии;
2. Процедурном, раскрывающем сущность каждого компонента как в отдельности, так и в совокупности с другими в процессе создания, внедрения и развития новой педагогической технологии;
3. Предметном, представляющем содержание конкретной разработки новой педагогической технологии по тому или иному учебному предмету;
4. На уровне материализации технологии, дающем описание возможных результатов созданной новой педагогической технологии и обеспечивающем ее полноценное внедрение и функционирование на практике.
Чаще всего эти уровни выражены в содержании профессиональной деятельности преподавателя.
Проектирование преподавателем собственной технологии обучения разделяется на два блока: процесс разработки и процесс освоения педагогической технологии.
Кратко рассмотрим логику проектирования педагогической технологии.
Первый этап – теоретическое обоснование вновь создаваемой технологии обучения. Он состоит из нескольких последовательных ступеней. Сначала разработчик исследует сложившуюся социокультурную среду с учетом тех требований, которые она предъявляет к образованию. Затем анализирует современную педагогическую ситуацию и научные подходы к ее организации, а также мнение общественности в лице студентов, родителей, педагогов, специалистов в данной области. После этого разработчик соотносит собственные выводы с теми выводами, которые выражены в основных идеях и принципах проектирования образовательных процессов.
Все вышеперечисленное позволяет преподавателю определить концептуальную базу своей технологии, представить ее авторское осмысление, выработать гипотезу осуществления технологии, сопоставить свой умозрительный вариант проекта технологии с рядом проработанных версий, описанных в научно-методической литературе.
Второй этап – выработка технологических процедур. Здесь происходит непосредственное создание проекта технологии. При проектировании преподаватель опирается на учет современных требований к содержанию обучения и образования студентов в реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагая, что его предмет представляет собой одну из разновидностей педагогической системы со своей структурой и функциями всех компонентов.
Технология обучения как процесс включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых и составляет логику конкретной технологии. В качестве структурных компонентов выступают:
· Целеполагание – четкая и последовательная разработка целей обучения позволяет описать, а затем и реализовать педагогический процесс, адекватный заявленным целям.
Способы постановки целей:
· Определение целей через изучаемое содержание. Например, «изучить явление...», «изучить содержание...». Такой способ дает указания на область, затрагиваемую занятием.
· Определение целей через деятельность педагога. Например, «ознакомить обучающегося с принципом действия». Такой способ постановки цели сосредоточен на собственной деятельности педагога и создает впечатление прояснения и упорядоченности в работе. Педагог намечает свои действия, не обладая возможностью сверять их с последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.
· Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития обучающегося. Например, формировать умение самостоятельно анализировать условия или формировать интерес к изучению нового учебного материала. Сторонники педагогической технологии полностью отрицают и этот способ постановки цели.
· Постановка целей через учебную деятельность обучающихся. Например, цель урока: «Решение задач на нахождение...»; «Исследование клеточной структуры растения» и т. д. Однако и здесь выпадает ожидаемый результат обучения, его следствие, так как результат – это определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной деятельности.
Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся. Эта идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода?
Эти вопросы решаются двумя основными способами:
1. Построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия), – такие системы получили название педагогической токсономии.
2. Созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения.
· Содержание – эффективность педагогической технологии зависит от того, насколько четко структурирована, упорядочена и уплотнена информация, подлежащая усвоению.
· Дидактические средства – этот структурный элемент один из центральных в современных педагогических технологиях, поскольку комплексное применение разнообразных дидактических средств, в том числе технических средств обеспечения и мультимедийных средств, позволяет интенсифицировать процесс усвоения учебного материала в направлении самостоятельного приобретения обучаемыми знаний, умений и навыков.
· Контроль качества усвоения материала определяет уровень приближения к цели при заданной организации педагогического процесса, а также позволяет установить, насколько реальное развитие личности обучаемого соответствует предполагаемой модели, конструируемой в момент описания педагогической технологии.
· Диагностика – усиление диагностических функций обучения позволяет преподавателю-разработчику решить одновременно несколько задач: и осуществить обратную связь, и определить степень мотивации к учебной деятельности, и скорректировать последующую работу по организации всего педагогического процесса в рамках заданной педагогической технологии.
Следующая позиция при построении проекта – анализ преемственности между традиционными методиками и новым проектом. Здесь работает правило «золотой середины», согласно которому главное – не торопиться отвергать традиции.
Когда разрабатывается технология, то четко описываются условия, определяющие режим выполнения того или иного этапа педагогической деятельности. В качестве условий выступают время выполнения каждого этапа деятельности; вид деятельности педагога и студентов в каждом технологическом звене; место осуществления деятельности; требования к выполнению студентами отдельных учебно-тренировочных операций; форма реализации конкретных учебных действий на каждом этапе; способы стимулирования студентов на каждом этапе действия педагогической технологии.
В проекте преподаватель продумывает собственную роль, место и свои функции, стратегию и тактику педагогического взаимодействия со студентами, способы управления педагогическим процессом. Управленческая концепция строится с учетом «исходного состояния субъектов» (студентов и самого преподавателя) педагогического модуля, их потенциала: готовности к принятию новшества, развитости рефлексивных умений и проектировочных навыков, творческих возможностей, уровня познавательной активности, мотивированности студентов на учебную деятельность вообще и на получение конкретной специальности в частности. Все перечисленное определяется как некий ресурс, и при построении технологии у преподавателя есть возможность формирования, развития, корректировки данных составляющих. «Информационное пространство предмета» заставляет преподавателя определять основные дидактические единицы содержания дисциплины, принципы, систему методов, средств и форм учебно-познавательной деятельности студентов в рамках разрабатываемого дидактического модуля. «Обратная связь» обеспечивает постоянное получение полной объективной информации, что дает педагогу возможность скорректировать возникшие в реальной практике погрешности, которые не удалось просчитать в момент создания проекта, и таким образом «ликвидировать неопределенности». «Обучение кадров» предполагает наличие у преподавателя обучающей методики, направленной на высокий результат.
Третий этап – разработка методического инструментария педагога, необходимого для осуществления данной технологии. Инструментальная оснащенность технологии представляется в виде набора определенных методов, средств и форм обучения. Она должна дать преподавателю ответ на вопросы «Чему учить?», «Как учить?», «Чем учить?». Чтобы технология обучения приобрела статус авторской, следует особо выделить, что преподаватель должен хорошо ориентироваться в дидактических возможностях новых информационных технологий обучения, иметь определенный арсенал разнообразных методических точек зрения в виде обобщенного опыта работы педагогов-новаторов.
Четвертый этап – подбор и составление методик замера результатов реализации технологического замысла. Работа преподавателя здесь осуществляется по двум направлениям. Во-первых, систематизируются требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных студентами, по результатам изучения конкретной дисциплины и разрабатываются критерии и параметры, по которым будут фиксироваться реальные результаты обучения. Во-вторых, набирается пакет диагностических методик в виде экспресс-опросов, анкет, контрольных работ, позволяющих провести контроль знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся и сопоставить их с планируемыми результатами с учетом специфики содержания конкретного учебного предмета.
Итак, педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективной формы образования.