Подходы к «технологизации» процесса обучения




Лекция 4. Научные подходы к «технологизации» процесса обучения.

Базовые компоненты педагогической технологии

Цель: изучить понятие «педагогическая технология», дать представление об этапах «технологизации» процесса обучения и раскрыть базовые компоненты педагогической технологии; формировать интерес к изучению новой дисциплины.

Содержание учебного материала

Подходы к «технологизации» процесса обучения

Динамизм современной жизни открывает перед обучающимися возможность выбора средств для личностного и профессионального самоопределения и в то же время вызывает жесткие требования к способностям достигать продуктивности в различных видах деятельности за короткий промежуток времени. Между тем, открытые возможности для самоопределения и продуктивность в их реализации – это не противоречащие друг другу процессы, а условия успешной адаптации молодёжи к требованиям быстро меняющегося мира: скорости принятия решений, результативности взаимодействия, удовлетворенности процессом достижения результата.

Упомянутые умения могут успешно приобретаться при условии применения образовательных технологий, которые рассматриваются на данном этапе в контексте применения интерактивных подходов в обучении. Научные достижения последних лет доказывают положительный эффект от применения образовательных технологий в том случае, если ориентированы на результат обучения, процесс взаимодействия и его скорость.

Использование термина «технология» (от греч. «мастерство», «наука»), пришедшего в педагогику из производственной сферы, применительно к процессу обучения и воспитания в целом, становится все более правомерным, хотя и не совсем привычным и далеко еще не ясным. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В контексте введения технологии в образовательный процесс трактовка стала рассматриваться в качестве направления, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижения учащимися запланированных результатов обучения.

Коротко рассмотрим подходы к «технологизации» процесса обучения, которые формировались согласно ее изучению и применению.

Итак, в 50-е гг. 20 века ввести технологии в учебный процесс означало применять технические средства обучения. В это же время возник другой технологический подход к построению обучения в целом, так называемая «технология построения учебного процесса», или «технология обучения». Фундаментом этого направления стало программированное обучение. Его характерные черты: уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения, что в конечном итоге можно выразить в следующей цепочке действий: «установка целей → планирование → уточнение целей → последовательная реализация → достижение результата».

В 60-е гг. было выдвинуто технологическое понимание полностью разработанной программы обучения. Она включала составление полного набора учебных целей, подбор критериев, их измерение и оценку, точное описание условий обучения, что выражается в следующем: «проектирование и планирование технологии на основе установленных целей → определение измерительных средств и процедуры оценки → последовательная реализация технологии с применением оценки → достижение результата».

В 70-е гг. возникли идеи воздействия системного подхода к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Алгоритм действий педагога строился на новом понимании педагогической технологии, как исследовании с целью выявления принципов и разработки приемов оп­тимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Суть данного определения заключается в идее полной управляемости работой образовательного учреждения и прежде всего его основного звена – учебного процесса. Системный подход отразился на следующих этапах деятельности педагога, осуществляющего технологический процесс: «проектирование → планирование → определение измерительных средств и проектирование процедуры оценки → последовательная реализация технологии с применением оценки → достижение результата → проверка эффективности работы новых учебных систем → апробирование и распространение опыта по применению новой технологии». В это время формируется совершенно иное понимание роли педагога в качестве организатора и консультанта.

Относительно логики понимания образования XXI века назрела актуальность к его восприятию не только как внешней по отношению к учащемуся деятельности, а как процесса и результата деятельности самого учащегося. В этом случае вместо прежнего понятия «образование» (вообще) возникает понятие «образование личности», как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач – деятельности по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности. В связи с этим образование по мере роста ребенка и развития человека все больше должно становиться самообразованием, то есть образованием самого себя, что напрямую относится к студентам, представляющим собой вполне взрослых людей.

Так выстроилась специфика педагогической технологии, которая ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения) и оперативной обратной связи. В этом и заключается гарантия достижения поставленных целей образовательной деятельности.

Как следствие, в технологическом подходе к обучению выделились обязательные компоненты: постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу придается первоочередное значение) → строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели → ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гарантированные достижения результатов → оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей и эффективность работы → заключительная оценка результатов.

Развитие современной педагогической технологии происходит по двум направлениям: 1) исследование содержания и структуры процесса обучения, изучение механизмов познавательной деятельности, процедур выбора наилучших стратегий обучения; 2) соединение достижений современной дидактики и технической мысли в области создания и использования новой обучающей техники.

Обобщая имеющиеся определения педагогической технологии, выделим ее ключевые характеристики. Педагогическая технология представляет собой и средство гарантированного достижения целей обучения, и организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс, и содержательную технику реализации учебного процесса, и описание процесса достижения планируемых результатов обучения, и проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

Отличительные качества педагогической технологии – это системность, структурированность, планируемая эффективность на основе предварительного расчета и анализа обновленных инструментальных и методологических средств, методов и форм обучения. В самом общем плане любая педагогическая технология как часть науки предусматривает разработку целей, задач, содержа­ния, методов и проектируемого педагогического процесса. В этом процессе выделяются конкретный алгоритм, совокупность целей, содержания, методов, средств для достижения желаемого результата. Осуществление этого процесса происходит на основе сочетания личностных, инструментальных и методологических средств. Об этом пойдёт речь в третьем пункте плана рассматриваемой темы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: