Стимулирование учебной деятельности посредством применения педагогической технологии




Применение педагогической технологии позволяет стимулировать учебную деятельность обучающихся, так как активизирует познавательный интерес к изучению нового. Рассмотрим более подробно данный механизм.

Стимулы, являясь внешними, объективными побудителями, выступают в роли «промежуточных переменных» между потребностями и мотивами личности. Под влиянием стимулов объекты жизненно важных потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов и дают осознанное и личностное обоснование деятельности. Следовательно, стимулы ускоряют осознание личностью субъективного значения социальных потребностей (рис. 1):

Рис. 1. Механизм побуждения личности к деятельности

Однако стимул оказывает побудительный эффект и влияет на формирование мотивации только в том случае, если воспринимается сознанием и эмоционально-волевой сферой личности, при этом правильно оценивается ею.

С этой целью З. И. Равкиным была предложена перестройка учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы его методика ориентировалась на более глубокое проникновение во внутренний мир обучающегося, действенно пробуждая в нем лучшие задатки, интересы и склонности. В соответствии с подходом учёного стимул рассматривается как специфическое средство педагогического воздействия в решении определенных учебно-воспитательных задач. На рис. 2 схематично представлен сравнительно длительный (по механизму) период действия педагогического стимула, в ходе которого под преднамеренным и целенаправленным влиянием методов и приемов педагога на определенные потребности и, как следствие, мотивационную сферу происходит возникновение «произвольной» ответной реакции, переходящей в действие.

Рис. 2. Стимул как специфическое педагогическое средство

 

Более того, эффективность стимулирования напрямую зависит от положительного эмоционального состояния обучающихся, которое они испытывают при условии действия системы правильно подобранных педагогом средств обучения и воспитания, что доказывается в исследованиях Г. И. Щукиной (1971 г.), Н. Г. Морозовой (1979 г.), М. Г. Яновской (1999 г.). Отметим, что средства приобретают статус стимула, если фиксируется их внешний характер по отношению к мотивационной сфере личности. Более того, стимул нельзя рассматривать как кратковременное средство воздействия, так как он обуславливает не ситуативное, а продолжительное действие, благодаря чему оказывает влияние на формирование мотивов. По мнению Ю. К. Бабанского и А. Н. Леонтьева стимулирование всегда связано с переживанием разного рода душевных волнений (радость, сочувствие, грусть, удивление, восхищение и др.), которое в совокупности с запоминанием, вниманием, осмыслением делает названные познавательные процессы интенсивно протекающими, а значит и более эффективными, качественными в смысле достигаемых целей. Таким образом, эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения вперед. Они проявляют у человека способность к самосознанию, саморегулированию, к распознаванию настроений и чувств окружающих, а также эффективному контакту с ними.

Активно взаимодействуя с потребностно-мотивационной сферой, педагогические стимулы являются гибкими, динамичными образованиями, которые при создании определенных условий трансформируются в социально-ценностные и личностно-значимые мотивы поведения. Процесс «перевода» внешних стимулов в ценностную мотивацию поведения – ключевая проблема педагогического стимулирования. При этом, как мы уже убедились из трактовок терминов, это близкие, взаимосвязанные понятия. То и другое является причиной, побуждающей деятельность субъекта. Их различие в своеобразном статусе – в педагогике под стимулированием понимается применение внешних средств (либо создание условий), вызывающих активность личности. Мотивация – внутреннее побуждение, то есть понятие психологическое, давно вошедшее в педагогику. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что предметом деятельности обучающегося являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемые извне стимулом, а изнутри мотивом. Мотивы, в свою очередь, являются главными движущими силами дидактического процесса (рис. 3).

Рис. 3. Мотивы – движущие силы познания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: