Мишель Окутурье. Диссиденты




ВТОРОЙ ТУР

 

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

ТЕМА: РОМАН А.И.СОЛЖЕНИЦИНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» И

ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР.

 

 

 

Автор: Караваева Анастасия Дмитриевна

Республика Калмыкия, с. Малые Дербеты,

МОУ СОШ № 2, 10 класс.

 

 

«Всё та же мгла неправоты висит в нашем воздухе. Огромное государство стянуто стальными обручами закона, и обручи — есть, а закона — нет».

А. Солженицин.

 

После смерти Сталина и частичного разоблачения Хрущевым преступлений сталинизма на XX и XXII съездах КПСС эпоха массовых политических репрессий отошла в прошлое. Но основная установка режима, - сохранение тотального контроля за общественной жизнью, - осталась незыблемой. Пределы дозволенного в области мнений, вкусов и даже поступков слегка раздвинулись; но само деление гражданской и культурной инициативы, не говоря уже о политике, на "дозволенную" и "недозволенную", сохранилось в полном объеме. На самом деле, почти любая самостоятельная инициатива, даже вполне лояльная по отношению к господствующей идеологии, почти всегда подпадала под подозрение, просто в силу того, что она является инициативой, а не выполнением предписаний начальства.

Система предписаний и запретов, диктуемая властью, отнюдь не совпадала не только не только с представлениями о правах человека, принятых в демократических странах, но и с действующим советским законодательством. Предполагалось, что для советского человека законом являются идеологические установки партии и правительства, причем эти установки далеко не всегда проговаривались вслух, хотя бы в передовицах "Правды". Предполагалось, что советскому человеку и без дополнительных разъяснений должно быть понятно: общаться с иностранцами без дозволения начальства - по меньшей мере предосудительно; слушать зарубежное радио - нелояльно; писать картины в манере, отличной от социалистического реализма, а тем более, выставлять их на всеобщее обозрение - акт "идеологической диверсии"; публиковаться за границей без спроса - преступление. Несоблюдение этих норм грозило нарушителю крупными неприятностями, а если нарушение было особо злостным или нарушитель особо упорствовал в своих заблуждениях, его могли и арестовать.

Власти, по-видимому, искренне не считали свои действия по отношению к "отщепенцам" политическими репрессиями - ведь, в отличие от сталинских времен, они исключали, выгоняли, сажали в лагерь или в сумасшедший дом, шельмовали в прессе не случайных людей, которые не совершали решительно ничего, что можно было бы расценить, как непослушание. В эпоху Хрущева и Брежнева "ни за что" не преследовали, и любой, кто вел себя достаточно разумно и правильно, мог быть уверен в своем будущем.

Находились, однако, люди, которые, не нарушая букву закона, открыто отказывались соблюдать общепринятые правила поведения. Эти люди, по большей части, были не глупее основной массы населения и отлично понимали, чем может быть чреват подобный нонконформизм для них лично. Далеко не все из них считали себя политическими оппозиционерами - просто собственную личную, профессиональную и гражданскую независимость они ценили выше, чем благополучие готовы были платить за эту независимость достаточно высокую цену, вплоть до тюрьмы. Поначалу таких нонконформистов было немного, однако, благодаря Самиздату и зарубежным радиостанциям их имена становились широко известны, и все больше людей следовало их примеру. К концу 1960-х гг. открытое игнорирование негласных предписаний власти стало заметным фактором советской культурной и общественной жизни. Вскоре появилось и специальное слово для обозначения тех, кто выбрал эту новую и непривычную для советского человека линию поведения. Их стали называть диссидентами.

Диссиденты (от лат. dissidens — несогласный) — лица, несогласные с официальными общественно-политическими доктринами, принципами политического устройства, внутренней и внешней политикой СССР. Известное единство диссидентству как общественному явлению, представлявшему собой широкий спектр общественных организаций и движений, придавало активное неприятие сложившихся в стране порядков, стремление к свободе и правам человека.

Подъем диссидентского движения в 70-е годы XX в. во многом связан с появлением на Западе в 1973 г., а затем и в "самиздате" солженицынского "опыта художественного исследования" государственной репрессивной системы под названием "Архипелаг ГУЛАГ".

Благодаря «ГУЛагу» страна и мир узнавали о положении в советских лагерях и тюрьмах, психиатрических больницах, сотнях арестов, судов, приговоров по политическим обвинениям, о национальных и религиозных
движениях. Книгу тайно набирают и печатают в старейшем русском эмигрантском издательстве "ИМКА-пресс" - и 28 декабря 1973-го мировое радио и пресса сообщают: "Архипелаг ГУЛАГ", первый том, вышел в Париже. Сначала - полное обомление и тишина, да ведь Новый год, - но с середины января распаляется шумная газетная травля, с каждым днём накалявшая градус "народного гнева". Навстречу ей несутся европейские отклики: "Огненный знак вопроса над всем советским экспериментом с 1918 г.". "Может быть, когда-нибудь мы будем считать появление "Архипелага" отметкой о начале распада коммунистической системы". "Солженицын призывает к покаянию. Эта книга может стать главной книгой национального возрождения, если в Кремле сумеют её прочесть". И на травлю: "Против вооружённых повстанцев можно послать танки, но - против книги?" "Расстрел, Сибирь, сумасшедший дом только подтвердили бы, как прав Солженицын". Западные журналисты в Москве пробиваются к писателю: "Как, вы думаете, поступят с вами власти?" - Он отвечает: "Совершенно не берусь прогнозировать. Я выполнил свой долг перед погибшими, это даёт мне облегчение и спокойствие. Эта правда обречена была изничтожиться, её забивали, топили, сжигали, растирали в порошок. Но вот она соединилась, жива, напечатана - и этого уже никому никогда не стереть". Он объявляет, что отказывается от гонораров за "Архипелаг": "они пойдут на увековечение погибших и на помощь семьям политзаключённых в Советском Союзе".

Власть лихорадочно ищет, как избавиться от Солженицына. Раздавить его на глазах у мира, уже читающего "Архипелаг", не решились. 12 февраля 1974-го его арестовывают, привозят в Лефортовскую тюрьму, предъявляют обвинение в "измене родине", на следующий день зачитывают Указ о лишении гражданства, везут под конвоем в аэропорт и высылают из страны. (2)

В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург. Помогать было кому. За 1967–1974 гг. к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов.

Архипелаг ГУЛАГ — художественно-историческое исследование Александра Солженицына советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте самого автора. ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей, название «Архипелаг ГУЛАГ» - аллюзия на «Остров Сахалин» А. П. Чехова. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Гонорары и роялти от продажи романа переводились в Фонд Солженицына, откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи бывшим узникам лагерей.

Вопреки распространённому мнению, присуждение Солженицыну Нобелевской премии по литературе в 1970 году не связано с «Архипелагом ГУЛАГ», а звучит так: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Книга производила крайне сильное впечатление на тогдашних читателей. Из-за яркой антисоветской направленности «Архипелаг» был популярен среди диссидентов, активно распространялся в самиздате и считается наиболее значительным антикоммунистическим произведением.

«Архипелаг ГУЛаг» композиционно построен не по романическому принципу, но по принципу научного исследования. Его три тома и семь частей посвящены разным островам Архипелага и разным периодам его истории. Именно как исследователь Солженицын описывает технологию ареста, следствия, различные ситуации и варианты, возможные здесь, развитие «законодательной базы», рассказывает, называя имена лично знакомых людей или же тех, чьи истории слышал, как именно, с каким артистизмом арестовывали, как дознавались мнимой вины. Достаточно посмотреть лишь названия глав и частей, чтобы увидеть объем и исследовательскую скрупулезность книги: «Тюремная промышленность», «Вечное движение», «Истребительно-трудовые», «Душа и колючая проволока», «Каторга»...

Первый том “Архипелага” содержал подробное исследование всего того, что приходилось испытать людям, прежде чем попасть в концлагерь: системы арестов и различных видов тюремного заключения, пыточного следствия, судебных и внесудебных расправ, этапов и пересылок. Во втором томе книги Солженицын исследует уже главную и основную часть империи ГУЛАГа - “истребительно-трудовые лагеря”. Ничто не проходит здесь мимо внимания автора. История возникновения лагерей, экономика принудительного труда, структура управления, категории заключенных и повседневный быт лагерников, положение женщин и малолеток, взаимоотношения рядовых зэков и “придурков”, уголовных и политических, охрана, конвоирование, осведомительская служба, вербовка стукачей, система наказаний и “поощрений”, работа больниц и медпунктов, различные формы умерщвления и несложная процедура похорон заключенных, все это находит свое отражение в книге Солженицына.

Автор описывает разнообразные виды каторжного труда зэков, их голодную пайку, он изучает не только лагерный, но и ближайший прилагерный мир, особенности психологии и поведения заключенных и их тюремщиков. Это тщательное художественное исследование основано на достоверных фактах.В СССР «Архипелаг» был опубликован в 1990 году (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый Мир», 1989, №№ 7—11). Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» стало нарицательным, часто используется в публицистике и художественной литературе, в первую очередь по отношению к пенитенциарной системе СССР 1920—1950-х годов.

Власти решили привлечь писателя к уголовной ответственности "за злостную антисоветскую деятельность", а затем лишили гражданства и выдворили из страны. В Швейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург. Помогать было кому. За 1967–1974 гг. к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов.

В 1976 г. в СССР насчитывалось около 850 политзаключенных, из них 261 за антисоветскую пропаганду. Высылка из страны А.И. Солженицына (февраль 1974 г.), принесла диссидентскому движению в СССР широкую международную известность, соответственно и влияние на массы в своей стране.

После заключения Хельсинкских соглашений в мае 1976 года была создана Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений. При ней образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях. Власти считали, что одна из главных опасностей для государства исходит от диссидентов и перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп. Стремясь приглушить усилившуюся с вводом советских войск в Афганистан напряженность общественной жизни, они ужесточили репрессии против диссидентов.

В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозных организаций. А.Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане был лишен правительственных наград и выслан в г. Горький (январь 1980 г.). Через полтора года заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун объявил со страниц журнала "Коммунист" (1981. № 14), что антиобщественные элементы, маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движение перестало существовать.

Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв или ослабление советского общенародного государства, государственного или общественного строя и внешней безопасности СССР, совершенное в целях подрыва или ослабления Советской власти". По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956–1987 гг. за подобные преступления было осуждено 8145 чел. Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу, что с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией.

К диссидентам применялась и такая мера воздействия как лишение советского гражданства. С 1966 по 1988 г. за действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР" были лишены советского гражданства около 100 человек, в т.ч. В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986) и др. Ко второй половине 80-х гг. диссидентство было в основном подавлено. Однако, как показали последующие события, победа над диссидентством оказалась эфемерной. Горбачевская "перестройка" в полной мере выявила его значимость. Оказалось, что открытая борьба нескольких сот инакомыслящих при моральной и материальной поддержке Запада против пороков существовавшего режима власти вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга сограждан. Противостояние свидетельствовало о существенных противоречиях в обществе. Идеи диссидентства широко популяризировались мировыми средствами массовой информации.

Один только Сахаров в 1972–1979 гг. провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля 25 декабря 1991 г., если смотреть на это событие через призму антисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991–1993 гг., которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои "развитого социализма" и обрушила здание "нерушимого Союза". К нашим дням обнаружилось, что своего рода "генеральным диссидентом" был М.С. Горбачев. Политика гласности и другие перестроечные процессы изменили отношение советской власти к диссидентам. С получением свободы эмиграции многие из них выехали из страны, самиздатские издания (к концу 1988 г. их насчитывалось 64) стали действовать параллельно с государственными. Во второй половине 80-х гг. в СССР были освобождены последние отбывавшие наказание диссиденты.

В декабре 1986 г. был возвращен из ссылки А.Д. Сахаров. В 1989 г. разрешено опубликовать "Архипелаг ГУЛАГ", в августе 1990 г. было возвращено гражданство СССР А.И. Солженицыну, Ю.Ф. Орлову и другим бывшим диссидентам. Диссидентство как движение прекратило свое существование. С 1986 г. на смену диссидентским группам приходят политические клубы, а затем народные фронты. Одновременно начался процесс становления многопартийной системы, до его завершения функции политических партий выполняли "неформальные" общественные организации.

Чтобы прошлое не повторилось, необходимо там, где были самые крупные концлагеря, соорудить мемориалы, восстановить в музейном порядке лагерные бараки, зоны, вышки и шахты, поставить памятники на бесчисленных лагерных кладбищах, где погребено, вероятно, не меньше наших людей, чем их пало в годы Великой Отечественной войны. Зажечь Вечный огонь и на мраморных плитах высечь имена умерших и убитых. Это будет. А пока единственным памятником им стали книги. Надолго переживет своих гонителей и никогда не будет забыт огромный труд “Архипелаг ГУЛАГ”, который посвящен всем тем, кто погиб в лагерях и “кому не хватило жизни об этом рассказать”.
В книге “Архипелаг ГУЛАГ”, открывшей глаза современников на преступления тоталитарного режима, ярко выразилась нравственная позиция автора - “неучастие во лжи”. Она перекликается с позицией Л. Н. Толстого — “непротивление злу насилием”. Казалось бы, какая польза от утопичной идеи разрушить насилие не борьбой с ним, а простым неучастием в его поддержке? Но спросим себя: те перемены, которые начались в нашей стране чуть более десяти лет назад, - разве оказались бы они возможны, если бы в нашем обществе, во всех его слоях не вызрело за эти годы едва ли не всеобщее презрение и отвращение и к тем, кто олицетворял собою зло и насилие, и к их жалким прислужникам, затопившим страну демагогией и ложью? В создании такой общественной атмосферы большую роль сыграли честные книги нашего современника, выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына.

Эта книга также откровение: она наполнена историческими и документальными фактами, подлинными историями, рассказанными Александру Исаевичу во время его пребывания в Гулаге, а также не известные до сих пор тайные сведения, которые являлись таковыми только потому, что тщательно замалчивались государственными чиновниками. Эти факты и истории - самое сильное доказательство тех убийств, того произвола, той несправедливости, которая существовала в нашей стране в советский период.
В настоящее время отношение к «Архипелагу ГУЛАГ» (и к А. И. Солженицыну) весьма противоречивое, поскольку вопросы отношения к советскому периоду, Октябрьской революции, репрессиям, личностям Ленина и Сталина вновь приобрели политическую остроту. Даже самых рьяных противников Солженицына должно удивлять его бесстрашие, у них должна вызывать уважение та неколебимая твердость, с какой он продолжает работу и публикацию своих произведений. Однако ни удивления, ни уважения ждать не приходится. На это нет даже намека.

Одним из постыднейших фактов в истории Союза советских писателей останется то обстоятельство, что он всегда исключает своих членов как раз тогда, когда они находятся в опасности или в опале - вспомним Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына.

Да, как бы не сбылось печальное пророчество Л.К. Чуковской в её письме Солженицыну по прочтении "Архипелага": "Это чудо, воскрешающее людей, меняющее состав крови, творящее новые души. И вот беда: Вы дожили до войны, тюрьмы, каторги, славы, любви, ненависти, изгнания - до всего. Есть только одно, до чего Вы не доживете: до художественного анализа. Восхищения и возмущения мешают людям оценить художественную гениальность и постичь природу её... Когда же родится критик, который объяснит фразу Солженицына, абзац Солженицына, главу Солженицына? Легче всего с особенностями словаря, а синтаксис? Скрытый ритм, при отсутствии явного? Ёмкость слова? Новизна движения, развития мысли? Кто поднимет такую работу или хоть бы начнёт её? Для того, чтобы анализировать, надо привыкнуть, перестать обжигаться - а мы прикованы к смыслу, сведениям, обжигаемся болью...

И может быть, недаром опасался Иосиф Бродский, наш пятый Нобелевский лауреат: "Если советская власть не имела своего Гомера, в лице Солженицына она его получила... Возможно, что через 2 тысячи лет чтение "ГУЛАГа" будет доставлять то же удовольствие, что чтение "Илиады" сегодня. Но если не читать "ГУЛАГ" сегодня, вполне может статься, что гораздо раньше, чем через 2 тысячи лет, читать обе книги будет некому".(2)

Роман Солженицына «Архипелаг ГУЛаг» включен в школьную программу. Соответствующий приказ подписал министр образования и науки Андрей Фурсенко. Теперь отрывки из романа Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века. 6 августа 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "Об увековечении памяти А.И.Солженицына", в котором отмечается выдающийся вклад великого русского писателя в отечественную культуру и признавая непреходящее значение его творчества", президент поручил правительству РФ учредить, начиная с 2009г., персональные стипендии имени А.И.Солженицына для студентов высших учебных заведений Российской Федерации и определить порядок их назначения.

Правительству Москвы рекомендовано присвоить имя А.И.Солженицына одной из столичных улиц. Правительству Ставропольского края и администрации Ростовской области рекомендовано осуществить меры по увековечению памяти А.И.Солженицына в городах Кисловодске и Ростове-на-Дону.

Литература:

1.Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг// журнал «Новый мир», 1989, № 7-11).

2.Солженицына Н. Российская газета// Федеральный выпуск

№5322(243) от 27.10. 2010г.

Мишель Окутурье. Диссиденты

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: