Консультация психолога
Кризис семи лет и как с ним справится.
Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник
Замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативные симптомы кризиса, свойственные всем переходным периодам, в полной мере проявляется
и в этом возрасте. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.
Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный?
Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции. Появление кризиса в 6-7 лет говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определённым программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст.
Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей: мамы жалуются на упрямство и своеволие
ребёнка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьёзное дело.
Поэтому при выявлении симптомов кризиса нужно учитывать мнение родителей. Для этого используется анкета для родителей.
Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребёнка за последние полгода - год. Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности
появляются, время от времени независимо от возраста - 1 балл; при их отсутствии ставится 0.
Психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер.
Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно,
за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются
от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года.
В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка.
Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в короткий срок ребёнок меняется весь.
В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому.
Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
Принято выделять: кризис новорождённости; кризис одного года;
кризис 3 лет; кризис 7 лет;
кризис подростковый (12-14 лет); кризис юности (17-18 лет).
С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
Во-первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов.
Трудно определить начало и конец кризиса.
Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка.
По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.
В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок
не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.