Особенности построения программы




Занятия программы предполагают использование

– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,

– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,

– былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В.М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки), образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник. В конце второго полугодия планируется семейное посещение Дома-музея В.М. Васнецова. Эта экскурсия переносит детей и взрослых в мир сказки, которая и в наше время живет в высоком деревянном тереме в центре Москвы.

 

Учебно-тематическое планирование

(32 часа, 1 час в неделю)

№ п/п Название сказки Тема
1. “Репка” “Там, где дружат – живут, не тужат”
2. “Колобок” “Лесть без зубов, а с костьми съест”
3. “Теремок” “В тесноте, да не в обиде”
4. “Кот и петух” “Друг познается в беде”
  “Муравей и голубка” “Сам погибай, а друга выручай”
6. “Маша и медведь” “Глупый киснет, а умный все промыслит”
  “Гуси-лебеди” “Придет беда – не купишь ума”
  “Каша из топора” “Смекалка – второе счастье”
9. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.
10. “Два Мороза” “С трудом и мороз не страшен”, “Труд согревает”
11. “Лисичка-сестричка и волк” “Первой касатке не верь”, “Догадаешься, как проиграешься”
12. “Морозко” “Как проживешь, так и прослывешь”
13. Новогоднее занятие  
14. “Двенадцать месяцев” “Доброму Бог помогает”
15. “Зимовье зверей” “Согласного стада волк не берет”, “В согласии жить – никто не одолеет”
16. “Заюшкина избушка” “На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай”
17. “Летучий корабль” “Добро в век не забудется ”
18. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” “Умей обождать”, “Мир не без добрых людей”
19. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.
20. “Стойкий оловянный солдатик” “За честь хоть голову снесть”
21. “Как рубашка в поле выросла” “За один раз дрова не срубишь”, “Дело шутки не любит”
22. “О рыбаке и рубке” “Чего нет, того и хочется”, “Кто многого желает, тот и мало не видает”
23. “Сивка-бурка” “Храброму смерть не страшна”, “За добро добром платят”
24. “Царевна-Несмеяна” “Долг платежом красен”
25. “Царевна-лягушка” “Покорись беде и беда покорится”
26. “Иван-царевич и серый волк” “Что кому на роду написано, то тому Бог и даст”
27. “Спящая красавица” “Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал”
28. Экскурсия В дом-музей В.М. Васнецова
29. Былина “На заставе богатырской” “Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст”
30. Авторская музыкальная сказка  
31. “Цветик-семицветик” “Для милого дружка и сережка из ушка”
32. Итоговое занятие  

Занятие №1 “Репка”

Тема: общее дело, значимость малой помощи.

Программное содержание:

1. Развивать умение: а) откликнуться на просьбу;

б) принимать помощь даже самую малую.

2. Учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно.

3. Уточнить представления детей об овощах, в частности о репке (цвет, форма), выяснить, что готовят из репки.

Музыкальная часть

Задача: Первое знакомство с русским фольклором.

Музыкальный материал:

Записи русских народных песен “Бай, качи”, “Пошёл котик во лесок”, “Кошки, котятки”.

Практическая часть:рельефная лепка “Репка”

Материал к занятию: текст сказки “Репка”, иллюстрации к сказке, аудиокассеты, пластилин, дощечки для лепки, стека.

 

Занятие № 2 “Колобок”

Тема: Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.

Программное содержание:

1. Посредством сказки дать детям понять почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться послушанию.

2. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

3. Вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести и другим проявлениям гордости.

4. Учить детей быть осторожными в поступках.

Музыкальная часть

Задача: Первое знакомство с музыкальными образами.

Музыкальный материал:

1. Вступление. Образ сказки “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского

2,4,6,8,10. Тема Колобка Майкапар “В садике”

3. Тема зайца. Галынин “Зайчик”

5. Тема волка Барток “Песня”

7. Тема медведя Галынин “Медведь”

9. Тема лисы Гречанинов “Первоцвет”

Практическая часть: объемная лепка колобка и лесных зверей.

Материал к занятию: текст сказки “Колобок” с иллюстрациями, цветной пластилин, дощечка для лепки, стека, ноты.

 

Занятие № 3 “Теремок”

Тема:умение жить дружно.

Программное содержание:

1. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия.

2. Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие.

3. Разобрать с детьми пословицу “В тесноте, да не в обиде” и понять ее смысл.

4. Учить детей рассматривать иллюстрации, подмечая интересные детали.

5. Уточнить представления детей о типах домов и особенностях разных построек.

Музыкальная часть

Задача: Первое знакомство с передачей действия средствами музыки.

Музыкальный материал

1. Вступление. Образ сказки “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского

2-7. Звери весело живут в теремке “Казачок” в обр. А. Даргомыжского

8. Медведь усаживается на теремок П.И. Чайковский “Детский альбом”, “Мужик на гармонике играет”.

Практическая часть: аппликация “Теремок ”.

Материал к занятию: текст сказки “Теремок” с иллюстрациями, цветная бумага, ножницы, клей, ноты.

 

Занятие № 4 “Кот и петух”

Тема:дружба, взаимовыручка, послушание.

“Друг познается в беде”, “Без друга в жизни туго”.

Программное содержание:

1. Учить детей дружить, помогать друг другу.

2. На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание - причина бед.

3. Учить детей быть внимательными и осмотрительными.

4. Уточнять и расширять представление детей о домашних животных.

Музыкальная часть

Задача: Продолжаем знакомиться с русским народным песенным творчеством.

Музыкальный материал:

Записи русских народных песен В. Астрова “Уж ты, котенька коток”, “Пошел котик на горыньку”, “Петушок.”.

Практическая часть: лепка “Петушок”.

Материал к занятию: текст сказки “Кот и петух” с иллюстрациями, цветной пластилин, дощечки для лепки, стека, аудиокассеты.

Занятие № 5 “Муравей и голубка”

Тема: Милосердие, благодарность, взаимовыручка.

“Сам погибай, а друга выручай”, “Долг платежом красен”.

Программное содержание:

1. Развивать в детях чувство благодарности.

2. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

3. Учить детей при пересказе последовательно выстраивать сюжет прослушанного рассказа.

Музыкальная часть

Задача: Развитие образного восприятия.

Музыкальный материал:

1. Образ ручейка Т. Назаров-Метнер “Струйки”

2. Образ голубки М. Андреева “Птички-синички”

3. Образ охотника Р. Шуман “Альбом для юношества” “Охотничья песенка.”

Практическая часть: поделка из бумаги “Голубка”.

Материал к занятию: текст “Муравей и голубка”, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, ноты.

 

Занятие № 6 “ Маша и медведь”

Тема: Трудолюбие, непослушание, сообразительность, смелость, находчивость, забота о родных.

Программное содержание:

1.Развивать внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным.

2.Учит детей быть сообразительными и находчивыми в беде.

3.Учить детей словесно описывать нравственный образ главных героев

сказки.

Музыкальная часть

Задача: Участие в создании образов на материале русского фольклора.

Музыкальный материал:

“Русская народная песня” в обр. Н. Римского-Корсакова “Ходила младёшенька по борочку”.

Практическая часть: лепка “Короб с пирожками”

Материал к занятию: текст сказки “Маша и медведь”, иллюстрации к сказке, цветной пластилин, стека, ноты.

Занятие №7 “Гуси–лебеди”

Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

Программное содержание:

1.Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

2. Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.

3. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

4. Учить детей быть послушными, приветливыми.

Музыкальная часть

Задача: Знакомство с музыкальной драматургией.

Музыкальный материал:

1. Вступление - образ сказки “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского

2,12. Веселые игры, пляски П.И. Чайковский “Детский альбом”, “Камаринская”

3,5,7,9,11. Тема поисков и спасения братца “Утёнушка луговая”

“Русская песня” в обр. И.Берковича

4,6,8,10. Баба-Яга и гуси-лебеди Прокофьев “Детская музыка”, “Сказка”

Практическая часть: аппликация из бумаги и природного материала “Гуси улетают”.

Материал к занятию: текст сказки “Гуси-лебеди”, иллюстрации к сказке, ноты, высушенные листья, цветная бумага, клей, бумажные фигурки гусей-лебедей.

 

Занятие №8 “Каша из топора”

Тема: негостеприимство – приветливость, несообразительность –находчивость, простота – хитрость .

“Смекалка-второе счастье”.

Программное содержание:

1.Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства; о том, что поступить по-доброму проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке);

2.Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации;

3.Учить детей понимать иносказательный смысл сказки.

Музыкальная часть

Задача: Передача образа и характера музыкальными средствами.

Музыкальный материал:

1,2,3,4,5. Образ солдата Р. Шуман “Альбом для юношества”

6. Русская смекалка П.И. Чайковский “Детский альбом”, “Русская песня”

Практическая часть: рисование “Как накроет стол гостеприимная хозяйка”.

Материал к занятию: текст сказки “Каша из топора”, кисти, альбомные листы, краски, ноты.

 

Занятие № 10 “Два Мороза”

Тема: Трудолюбие – лень, простота – смекалка.

“С трудом и мороз не страшен”, “Труд согревает”.

Программное содержание:

1.Учить детей самостоятельно и последовательно пересказывать содержание сказки.

2. Закреплять представление детей о временах года.

3. Воспитывать в детях любовь и интерес к труду.

Музыкальная часть

Задача: Вовлечение детей в активный творческий процесс с помощью русского фольклора путем инсценировки сказочного материала.

Практическая часть: подготовка к Новому году. Коллективное изготовление новогодней гирлянды с зимними картинками.

Материал к занятию: текст сказки “Два Мороза”, иллюстрации, аудиокассеты и ноты, цветная бумага, ножницы, клей.

 

Занятие №11 “Лисичка-сестричка и волк”

Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман.

“Первой касатке не верь”, “Догадаешься, как проиграешься”.

Программное содержание:

1.Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

2. Дать детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

3. Посредством музыки и иллюстративного материала вызвать у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств других.

Музыкальная часть

Задача: Русский фольклор и сказка. Знакомство с русскими народными шуточными песнями.

Практическая часть: рисование красками “Ясни-ясни небо, мерзни-мерзни волчий хвост”.

Материал к занятию: текст сказки “Лисичка-сестричка и волк”, иллюстрации, аудиокассеты и ноты, краски, альбомные листы.

Занятие №12 “Морозко”

Тема: Трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость.

Программное содержание:

1. Воспитывать у детей навык произвольного, внимательного слушания сказки; помогать, не отвлекаясь следить за развитием сюжета.

2. Обогащать пассивный и активный словарь детей новыми образными выражениями. Уточнить смысл незнакомых слов: падчерица, хворост, базар, кованый сундук, красна девица.

3. Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать образную характеристику героям.

4. Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам.

5. Развивать навыки соотнесения разных музыкальных фрагментов с характерами героев.

6. Учить передавать эмоциональное состояние героев через коллективную музыкально- ритмическую деятельность.

7. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение видеть и передавать красоту в образах зимней природы при выполнении художественной творческой работы в заключительной части занятия.

8. Воспитывать навык дружелюбного взаимодействия при объединении отдельных работ в коллективное панно.

Музыкальная часть

Задача: Развитие образного восприятия.

Музыкальный материал:

1. Вступление. Тема сказки “Русская народная песня” в записи П.И. Чайковского

2. Образ падчерицы В. Калинников “Грустная песня”

3,5,6,8,10. Образ Деда-Мороза Р. Шуман “Альбом для юношества”, “Дед Мороз”

4,9. Тема работы “Дед-Мороз” (средний раздел)

7. Тема подарков А. Даргомыжский “Табакерочный вальс”

11. Образ молодца Римский- Корсаков “Песня Леля” из оперы “Снегурочка”

Практическая часть: рисование пластилином “Владения Морозко”

Материал к занятию: текст сказки “Морозко”, ноты, иллюстрации, картонные основы для поделки, пластилин, дощечки для лепки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: