Задачи музыкального воспитания на занятиях цикла




Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Сборник практических материалов

Москва

“Планета 2000”

2002 год


Социальные педагоги

Психолого-медико-социального

центра “Феникс”

И.П. Макеева,

М.Д. Чуракова,

Л.А. Хорева

Воспитание сказкой

Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Сказка – это колыбель мысли,

сумейте поставить воспитание ребенка

так, чтобы он на всю жизнь

сохранил волнующие воспоминания

об этой колыбели.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно:ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

“Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание “иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству.” – писал Е.Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь “бабушкины сказки”.

Общие цели программы

1. Содействие гармонизации психо-речевого и общего развития дошкольников.

2. Осуществление коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской сказкой.

3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи программы

1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

10.Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

11.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

12.Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

13.Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Задачи музыкального воспитания на занятиях цикла

1. Развитие понимания музыкального языка от фольклора до музыкальной классики.

2. Формирование умения слушания музыки путем постепенного усложнения музыкального материала.

3. Формирование понимания и участие в трактовке музыкальных образов.

4. Развитие музыкальной памяти.

5. Обучение детей самостоятельному высказыванию, умению передавать впечатления об услышанном.

6. Обучение детей двигательной передаче музыкальных образов через небольшие музыкальные инсценировки.

7. Формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.

8. Содействие совершенствованию психических процессов: внимания, воображения, памяти и мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: