ПРОГРАММА ПОДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ «САМЫЕ-САМЫЕ» - ПУТЬ К УСПЕХУ.




Кручинина Вера Борисовна

МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска Ростовской области

 

«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе...»

Д.А. Медведев

Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагно­стике, апробации методов и средств реализации творчески-деятельного потенциала способных детей соответствует целям реформирования образования в России. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и само­воспитанию. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта, потому что на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Именно они развивают то, что заложено природой. В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью. Действительно, одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности».

Становится очевидным, что педа­гогическая система работы с одарёнными детьми строится на четырех базовых идеях: на приоритете внутренней свободы, на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности, на понимании природы творческого саморазвития. Можно выделить принципы работы с одарёнными детьми: принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества при максимальном разнообразии предоставленных возможностей для развития, принцип возрастания роли внеурочной деятельности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения.по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основными задачами стали задачи по созданию оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей: создание системы внеурочной работы, организация системы исследовательской работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс разнообразных видов и форм творческой самореализации, создание ситуации успеха. «Нет никакого сомнения, что работа по выявлению одаренных детей должна быть многоэтапной и на каждом этапе должны использоваться разные методы психолого-педагогической диагностики.». Существует классификация видов интеллекта, предложенная американскими специалистами. В ней выделяется шесть основных видов одаренности: интеллектуальная, академическая, социальная, художественная, практическая, психомоторная. Используя возможности внеурочной деятельности и возможности социума, педагоги развивают и эти виды одарённости. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие становится одним из важнейших аспектов деятельности нашей школы. Эта работа проводиться с раннего возраста педагогами в начальной школе. Ведется исследовательская работа учителя по выявлению мотивов учения, разрабатываются приемы и методы продуктивного обучения, проводится своевременное поощрение успехов школьников. Педагоги активно используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные занятия с сильными учениками, факультативы, занятия исследовательской деятельностью, участие в олимпиадах, сотрудничество с ВУЗами. В качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний в школе ежегодно проводятся предметные недели, олимпиады, конкурсы, организуются выставки творческих работ учащихся, математический фестиваль и Интеллектуальный марафон. Также учащиеся вовлекаются в различные интернет-проекты. В конце года наиболее успешные ребята и их родители получают благодарственные письма. В своей работе я использую различные тесты для диагностирования учащихся по определению их способностей, создаю банк данных одаренных детей, изучаю круг познавательных интересов. У ребёнка должен проявиться интерес к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; решением задач практического содержания; занимательными элементами урока, участием в олимпиадах. Ежегодно эти учащиеся школы принимают участие в заочных и дистанционных олимпиадах и конкурсах: «СЛОН», «Кенгуру», в интернет конкурсах «Математика – это увлекательно», «Своя игра». Показателем становится участие учеников нашей школы в олимпиадах, проводимых ЮРГТУ и предметных Всероссийских олимпиадах.В 2012-2013 учебном году 3 моих учеников стали победителями и призёрами муниципального этапа, 1 ученик стал призёром регионального этапа ВОШ. Мною организована работа математического кружка «Эрудит», кроме этого готовлю команду школы для участия в математическом фестивале. Четыре года подряд наша команда занимает призовые (1, 2) места. Эти ученики чаще всего проявляют разностороннюю одаренность – увлекаются музыкой, техническим творчеством, спортом, языками и др.

Необходимым условием полноценной работы является взаимодействие педагогов с родителями. С их помощью и поддержкой мне удается направить и развить творческий потенциал своих учеников. В городе реализуется комплексная программа по поддержке талантливых ребят. Стало традицией ежегодное вручение стипендии мера самым талантливым ребятам. Над реализацией программы «Самые-самые» работает весь коллектив школы. Чтобы процесс выявления и развития одарённых детей был продуктивным, учитель должен быть сам увлечён своим делом, быть способным к экспериментальной и творческой работе, чутким психологом, воспитателем и умелым организатором, знатоком во всех областях человеческой жизни. Я сама все время ищу для себя пути самообразования, самосовершенствования и самореализации идей. Участвую в областных семинарах, являюсь членом творческой группы «муравинцев», активный участник вебинаров, делюсь своим опытом на своем сайте.

Литература

1.Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

2. Рубцов В.В «Нравственный потенциал психологической подготовки специалиста в аспекте решения теоретико-практических проблем одаренности» [электронный ресурс] // психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2011.№3.URL https://psyjournals.ru/issues

3.Керженцева А. В. «Одаренный ребёнок в массовой школе", Классное руководство, библиотечка «Первое сентября»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: