Лекция № (2 часа)
Тема: Аппликация.
Цель: Познакомить студентов с видами аппликаций. Расширить знания используемых материалов для аппликации.
Развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память. Формировать адекватное цветовое восприятие мира. Применять на практике усвоенные знания.
Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус, любовь к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности.
Вид занятия: Лекция с практикумом.
Оборудование: Компьютер, учебники, изобразительные карточки.
Литература:
1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество» [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 128 с.
2. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2012. – 352 с. (учебное пособие с грифом)
План занятия
1) Организационный момент:
Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
Проверка присутствующих.
Тема: Аппликация.
Мотивация: Занятие аппликацией – это творческий труд, т.к. нужно придумать узор, найти интересное сочетание кусочков ткани по цвету и фактуре. Эта работа приносит много радости, поможет вам воспитать в себе усидчивость, аккуратность, трудолюбие, развить художественный вкус.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала
План
- Аппликация.
- Аппликация.
Конструктивное творчество, как и любой вид творчества, направлено на развитие у детей мышления (особенного образного) и воображения, а также овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.). Любой вид конструктивного творчества основан на «детском экспериментировании», выделенном Н. Н. Поддьяковым. Автор, отмечая специфику детского экспериментирования, определяет два его типа: бескорыстное, направленное на выявление свойств объектов, их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи. Первый вид экспериментирования особо значим, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта, без выделения «главных» и «неглавных», позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы, что делает его гибким. Однако самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление у большинства детей может оставаться на довольно примитивном уровне.
|
Малыш много раз подкидывает вверх и ловит предмет, получая от этого удовольствие. Он не производит с ним никаких других манипуляций, которые могли бы открыть новые свойства этого предмета. Или ребенок обнаружил, что предмет состоит из двух складывающихся частей, и начинает увлеченно многократно соединять и разъединять их (закрывать — открывать), затем класть внутрь мелкие предметы, греметь ими. Далее интерес к изучению этого объекта у малыша постепенно угасает.
|
Детское конструктивное экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях:
во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью;
во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов и в других видах деятельности (игре, рисовании, лепке, учебной деятельности и др.).
В конструировании объектами для бескорыстного экспериментирования служат прежде всего материалы, обладающие разными свойствами, учет которых в немалой степени обеспечивает результативность деятельности.
Рассмотрим, каким образом меняются образы в результате экспериментирования с материалами в рамках разных видов конструктивного творчества.
Основными видами конструктивного творчества выступают аппликация, конструирование к художественный ручной труд. Очень часто сейчас можно слышать, что в детском саду дети осваивают такой вид деятельности, как детский дизайн. Можно указать на его сходство с уже выделенными видами творчества. В погоне за красивыми названиями, мы, к сожалению, не вносим кардинально нового в суть детской деятельности. Не стоит подменять понятия, главное — уделять внимание содержательному и функциональному аспектам творчества.
Детская аппликация
Аппликация (от лат. applicatio — накладывание) — способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон1. Детская аппликация — один из видов художественно-изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использовании различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного и бросового материалов) с помощью различных приемов и техник (присоединения, наклеивания, выщипывания, обрывания, вырезывания, пришивания и т.д.) с целью отображения предметов и явлений окружающей жизни.
|
Виды аппликации:
По используемым материалам:
- аппликация из бумаги и картона;
- из природных материалов;
- из бросового материала;
- из ткани, сукна.
По содержанию:
- реалистичная;
- стилизованная;
- абстрактная.
По характеру:
- предметная (цв. вкл. рис. 31);
- сюжетная (цв. вкл. рис. 32);
- декоративная (цв. вкл. рис. 33).
По форме:
- плоскостная (аппликационный образ выполняется на плоскости, при этом его детали не выступают над ней) (цв. вкл. рис. 34);
1. См.: Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие. — М., 1991
Предметная аппликация Сюжетная аппликация