Наблюдение входит в группу эмпирических методов психологического познания, также к эмпирическим относят методы эксперимента и измерения.
Исторически первым эмпирическим методом был метод наблюдения.
Любое исследование, будь то изучение истории болезни, установление зависимости или лабораторный эксперимент, включает наблюдение. Наблюдение — то, без чего нет любого подхода к изучению личности.
Наблюдение - тщательная и последовательная фиксация всех событий и поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животного или человека).
Общее требование к методу наблюдения - невмешательство в изучаемый процесс. Исследователь занимает позицию внешнего незаинтересованного, беспристрастного субъекта. В исследовании просто наблюдается, фиксируется, описывается и анализируется то, что происходит без личного вмешательства исследователя.
Процедура наблюдения складывается из ответов на вопросы: «Что наблюдать?» «Как наблюдать?» «Как вести запись?». Наблюдение подчиняется ясной исследовательской цели, определяющей отбор объектов наблюдения, проводится по специально разработанной программе. Результаты наблюдений фиксируются по особой системе (в карточках, протоколах наблюдения).
Объект и предмет наблюдения.
Объектом внешнего наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или общность, или животные.
Главная проблема, возникающая при проведении наблюдения, – воздействие присутствия наблюдателя на поведение наблюдаемого. Чтобы минимизировать это воздействие, наблюдатель должен «примелькаться», т. е. чаще присутствовать в окружающей среде, заниматься каким-либо делом, не акцентировать внимание на наблюдаемом. Кроме того, можно объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, либо заменить человека-наблюдателя регистрирующей аппаратурой (видеокамерой, диктофоном и т.п.), либо вести наблюдение из смежного помещения через стекло с односторонней проводимостью света (зеркало Гезелла).
|
Существует также прием включенного наблюдения, когда наблюдатель является реальным членом группы. Однако этот прием влечет за собой этическую проблему – двойственность позиции и невозможность проводить наблюдение за собой как членом группы.
Предметом наблюдения могут быть только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности:
– моторные компоненты практических и гностических действий;
– движения, перемещения и неподвижные состояния людей (скорость и направление движения, соприкосновения, толчки, удары);
– совместные действия (группы людей);
– речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя);
– мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
– проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение).
При проведении наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего, психического через наблюдение внешнего. В психологии существует многозначность связей внешних проявлений с субъективной психической реальностью и многоуровневая структура психических явлений, поэтому одно и то же поведенческое проявление может быть связано с различными психическими процессами.
|
Выделяют различные виды наблюдений.
1. В зависимости от того, где по отношению к изучаемым явлениям находится исследователь - вне или внутри - различают внешнее или внутреннее наблюдение. Внешнее наблюдение имеет место тогда, когда изучается поведение животных или, например, школьников во время урока. Внутреннее наблюдение часто имеет форму самонаблюдения, т.е. восприятия своих собственных состояний, мыслей или отношений к действительности.
2. По организации:
1) полевые наблюдения (наблюдения в естественных условиях). Например, Модели игр и дружеских отношений у детей, стили руководства у менеджеров в бизнесе, а также многие клинические явления были изучены путем естественного наблюдения;
2) лабораторные (в экспериментальной ситуации) проводится в более удобной для исследователя ситуации, однако искусственные условия могут сильно исказить поведение человека.
3) спровоцированные или контролируемые полевые наблюдения осуществляятся в естественных условиях, однако ситуация задается исследователем. В возрастной психологии это наблюдение сближается с естественным экспериментом (наблюдение в процессе игры, в ходе занятий и т. п.).
Пример контролируемого полевого наблюдения. В этом исследовательском подходе сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля. Использование подобной стратегии описали Риган и соавт. (Regan et al., 1972). Исследователями был проведен полевой эксперимент с целью изучения влияния чувства вины на стремление оказывать помощь. Помощник экспериментаторов подходил к женщинам-покупательницам на улице и просил их сфотографировать его для дипломной работы, давая им для этого дорогостоящую камеру, которая заранее была отрегулирована так, чтобы при пользовании ею обнаружилась неисправность. Половине женщин сказали, что они неправильно обошлись с камерой и сломали ее, заставив их тем самым почувствовать себя виноватыми; второй половине сообщили, что камера «уже свое отслужила» и в поломке нет их вины. Вскоре после этого помощница экспериментаторов, проходя мимо участников эксперимента, роняла из своей сумки продукты. Скрытое наблюдение показало следующее: 55% из тех, кто до этого испытал чувство вины, останавливались и помогали поднимать выпавшее содержимое сумки; из тех же, кто не чувствовал себя до этого виноватыми, только 15% предложили свою помощь. Очевидно, что такого рода исследование имеет явные преимущества при изучении поведения в реальных жизненных обстоятельствах, обеспечивая дополнительную уверенность в том, что результаты могут распространяться и на другие ситуации
|
3. В зависимости от положения наблюдателя:
а) открытое наблюдение, в котором исследователь регистрирует события со стороны;
б) включенное наблюдение, когда исследователь адаптируется в изучаемой среде как свей, анализирует события как бы изнутри.
При использовании данного метода важно свести к минимуму ошибки, проистекающие от «возмущения объекта самим процессом наблюдения». Для этого можно отвлечь людей от главной цели наблюдения (например, при выявлении лидерских способностей группе испытуемых говорится о том, что проверяется их внимательность) или сделать так, что- бы наблюдаемые не знали, что за ними наблюдают (например, изучающий поведение рабочих на собрании ведет себя как рядовой участник). Необходимо помнить, что возможны и ошибки в интепретации наблюдаемого из- за особенностей наблюдателя, преодолеть которые часто помогают четкие схемы фиксации наблюдаемого, осуществление наблюдения несколькими исследователями. Наблюдение - незаменимый источник информации на стадии начала исследования. Обычно этот метод используется в комплексе с другими методами.
4. По способу организации выделяют:
1) Несистематическое наблюдение широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя здесь важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях
2) Систематическое наблюдение проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.
5. Выделяют также сплошное и выборочное наблюдение.
1) При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения
2) при выборочном обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность и т. п.
6. В зависимости от цели исследования можно выделить поисковые исследования и исследования, направленные на проверку гипотез.
1) Поисковое исследование проводится в начале разработки какой-либо научной области, имеет целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений, охватить ее целиком. Если в таком исследовании используется наблюдение, то оно, как правило, сплошное.
Примером поискового исследования, проведенного на основе наблюдения, может служить работа Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. Общая цель данного исследования состояла в том, чтобы получить описание всех проявлений новообразований психического развития ребенка в подростковом возрасте.
2) Если цель исследования конкретна и строго определена, наблюдение строится иначе. В данном случае оно называется исследующим, или выборочным. При этом производится отбор содержания наблюдения, расчленение наблюдаемого на единицы. Примером может послужить исследование стадий познавательного развития, проведенное Ж. Пиаже.
7. По использованию средств наблюдения различают непосредственное и опосредованное (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов) наблюдение.
8. По способу хронологической организации:
1) Лонгитюдное наблюдение проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких наблюдений обычно фиксируются в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека.
2) Периодическое наблюдение проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени. Это наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения.
3) Единичные, или однократные, наблюдения, как правило, представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого феномена.
Программа наблюдения
Программа (схема) наблюдения включает в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого.
Выбор единиц наблюдения. После выбора объекта и ситуации наблюдения встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Необходимо из непрерывного потока поведения объекта вычленить определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому восприятию. Выбранные единицы наблюдения должны давать возможность интерпретации результатов в соответствии с теоретической позицией. Единицы наблюдения могут значительно различаться по величине и сложности.
В качестве единиц могут выступать категории или количественные оценки (шкалирование, хронометрах).
В качестве примера категориальных элементов можно привести структуру категорий для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи, предложенную американским психологом Р. Бейлзом. Все поведение человека в указанной ситуации Бейлз разделяет на 12 категорий, распределенных на три социально-эмоциональные области: позитивную, негативную и нейтральную. Например, первая категория: «выражает солидарность, повышает статус другого человека, оказывает помощь, вознаграждает», девятая категория: «просит дать совет о направлении, возможном способе действия». Подведение единицы наблюдения под определенную категорию – начальный этап интерпретации—может проводиться в процессе наблюдения.
Существуют два основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: 1) оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия – психологическое шкалирование; 2) измерение длительности наблюдаемого события – хронометраж. Шкалирование в наблюдении осуществляется методом балльных оценок. Балл может быть выражен не только числом, но и прилагательным («очень сильный, сильный, средний» и т.д.). Иногда применяется графическая форма шкалирования, при которой оценка выражается величиной отрезка на прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы.
Способы записи наблюдений. Общие требования к записи наблюдений сформулированы М.Я. Басовым.
1. Запись должна быть фактологична, т. е. всякий факт должен быть зафиксирован в том виде, в каком он реально существовал.
2. Запись должна включать описание ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись фона).
3. Запись должна быть полной, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.
Запись нестандартизированных наблюдений.
В поисковом исследовании предварительные знания об изучаемой действительности минимальны, поэтому задача наблюдателя – фиксировать проявления активности объекта во всем их многообразии. Это фотографическая запись.
Форма записей наблюдений в виде сплошного протокола. В нем обязательно указываются дата, время, место, ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение, при необходимости – контекст предшествующих событий. В длительном полевом исследовании, проводимом методом нестандартизированного наблюдения, формой записи является дневник. Он ведется при многодневных наблюдениях в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей.
Запись стандартизированных наблюдений.
Для категоризированных наблюдений используются два способа записи – запись в символах и стандартный протокол. При записи в символах каждой категории могут быть присвоены обозначения – буквенные, пиктограммы, математические знаки, что сокращает время записи.
Стандартный протокол применяется в тех случаях, когда количество категорий ограничено и исследователя интересует только частота их появления.