Что может наблюдать консультант?




Кроме содержательной стороны беседы, информация о человеке во многом зависит от текста его реального поведения, то есть тех проявлений его индивидуальных особенностей, которые существуют в настоящее время и доступны для наблюдения: это речь, предметы, окружающие человека, это его тело, мимика и пантомима, конкретное пространственное расположение с другим человеком, структурирование времени. Все это дает великое разнообразие психологической информации, только успевай читать - и интерпретируй, отражай, диагностируй или используй, согласно своему направлению.

Принципы метода наблюдения:

 

• Объективность фиксации поведенческих проявлений;

• Систематичность – неоднократность наблюдения за одним и тем же объектов (объектами) в идентичных условиях;

• Точность фиксации данных;

• Обеспечение естественного поведения испытуемых в ситуации наблюдения.

Правила метода наблюдения:

• Наблюдение предполагает предварительную постановку цели исследования (например, получение общей картины поведения или же наблюдение за поведенческими проявлениями какого-то конкретного вида деятельности);

• Выбор методики наблюдения сообразно поставленной цели исследования;

• Наблюдение должно проводиться неоднократно: факт, полученный в ходе наблюдения, не должен носить случайный характер.



 Достоинства метода наблюдения:

✓ Объективность получаемых данных;

✓ Комплексность получаемых данных;

✓ Высокая экологическая валидность – естественность поведения объекта наблюдения.

Недостатки метода наблюдения:

⁃ Высокие требования к квалификации наблюдателя, поскольку в ином случае возможны искажения или пропуски, допущенные с ходе ведения протокола; предубеждения и определенные ожидания могут влиять на то, каким аспектам наблюдаемых событий он уделяет особое внимание, какие моменты запоминаются ярче.

⁃ Сложность и неоднозначность интерпретации полученных данных;

⁃ Возможная необходимость долгого ожидания проявления у объекта наблюдения соответствующей формы поведения, поскольку целенаправленно воздействовать на него нельзя.

 

 

_________________

Источники основные:

1. Общая психология. Пособие по курсу.

2. Зоопсихология и сравнительная психология. Конспект лекций

3. Конспект лекций «Экспериментальная психология»

Дополнительные источники:

4. Абрамова Г.С. Практическая психология.

5. Учебное пособие по курсу «Социология»

6. Курс лекций «Введение в Клиническую психологию»

7. Методология в научном познании. Лекции

8. “КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ”. Огаркова

9. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология личности». Н.А. Выскочил

 

_________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. МОГУТ СПРОСИТЬ

 

В психологии различают во-первых теоретические методы и во-вторых эмпирические методы.

Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование.

Эмпирические методы предназначены для получения новых данных о конкретных психических явлениях. Поэтому эмпирические методы имеют дело не только с идеальным человеком, сколько с конкретными испытуемыми, т.е. с конкретными людьми, которые решают конкретные задачи. К эмпирическим методам исследований можно отнести: наблюдение, эксперимент, измерения (и различные вербально-коммуникативные методы)..

Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями. Кратко суть эксперимента: изменяются условия, в которых находится испытуемый и регистрируются ответы испытуемого на изменение условий.

Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами. Шкалы бывают неметрическими (номинативная шкала и шкала порядка) и метрическими (шкалы интервалов и равных отношений). В психологии чаще всего используются неметрические шкалы

Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. Они широко распространены в медицине, социологии, педагогике, а также в психологии. К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: