Управление является многоаспектным феноменом и предстает одновременно как система, процесс и деятельность.
Суть видения управления как системы состоит в представлении любой организации как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды.
Как правило, системный подход связан с построением оптимальной управляющей системы (системы управления). Под системой управления исследователи понимают совокупность взаимосвязанных между собой элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект. Построить систему управления — значит выделить совокупность элементов и установить характер связей между ними, которые позволяют реализовать управленческие функции в достижении поставленной цели.
Некоторые исследователи обозначают управление как процесс. Процесс управления они рассматривают как непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, распределяется работа между участниками деятельности и интегрируются их усилия. Таким образом, суть видения управления как процесса заключается в представлении его как непрерывной системы взаимосвязанных управленческих решений. Главной движущей силой этого процесса являются люди (а не планы, программы, схемы и т.д.), и прежде всего личность управленца.
Суть видения управления как деятельности предполагает наличие общих атрибутов (признаков) деятельности – определенных оснований, целей, средств, результатов и процесса, в котором все это взаимодействует, субъектов и объектов. Управление состоит из действий, называемых функциями управления.
|
Функции управления выделяются в качестве основы построения управления образовательными системами, т.е. при построении систем управления обязательным является выделение функционального состава управления.
3. Управление образовательным процессом.
Выделяют следующие функции управления образовательными системами: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.
Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотивационно-целевая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
Информационно-аналитическая функция есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков. Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
|
Планово-прогностическая функция — организационная основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.
Качество функционирования и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции. Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.
Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности педагога и обучающегося.
Регулятивно-коррекционная функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности.
Рассмотренные функции можно увидеть в управлении педагогами образовательным процессом разного масштаба: от конкретного урока до образовательной среды образовательного учреждения в целом.