Теоретические основы управления в сфере образования




Лекция №5

 

Здравствуйте, уважаемые магистранты! Сегодня мы завершаем лекционный курс темой «Теоретические основы управления в сфере образования». Сразу стоит уточнить, что мы не будем рассматривать аспект собственно образовательного менеджмента, то есть деятельность директора и заместителей директора по управлению образовательным учреждением. В рамках изучаемой дисциплины нас интересуют общие вопросы управления в образовательной сфере, а также проблемы управления образовательным процессом, воспитательными и дидактическими системами и проблема управления качеством образовательных систем.

Обратите внимание на план лекции, который состоит из шести вопросов. Сегодня на лекции вам надо понять, каким образом управление как функция образовательных систем реализуется через проектирование этих систем, поддержание их функционирования и дальнейшее развитие в составе образовательной среды.

План лекции

Понятие управления в образовательной сфере. Требования к управлению.

1. Управление как система, процесс, деятельность.

2. Управление образовательным процессом.

3. Управление развитием воспитательной системы.

4. Управление учением как самоуправляемой системой.

5. Управление качеством образовательных систем

 

1. Понятие управления в образовательной сфере. Требования к управлению

2. Чаще всего в научной литературе управление рассматривается как функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и т.д.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и реализацию их программ и целей.

Применительно к образовательному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие педагога на коллектив обучающихся и отдельного обучающегося для достижения заданных результатов образования.

Управлять – это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать его природу, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется.

Цель Действие Результат Новая цель

 

Цель – действия – результат – новая цель. Такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса. Она применима к образовательному процессу.

Практика показывает, что в качестве целей управления чаще всего выступают:

1) становление, создание управляемой и управляющей систем;

2) поддержание всех свойств управляемой системы, ее упорядо­чение и стабилизация;

3) обеспечение оптимального функционирования управляющей и управляемой систем;

4) развитие управляющей и управляемой систем, их перевод из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

Эффективное управление образовательным процессом возможно при выполнении определенных требований:

1) Четко разработанная, сформулированная и технологически обеспеченная цель.

2) Отбор содержания образования и выбор методов и форм обучения (воспитиания) согласно поставленной цели.

3) Наличие обратной связи.

4) Адаптивность к условиям, в которых она функционирует.

5) Анализ результатов.

6) Коррекция действий.

Задача педагога в процессе управления заключается в изменении состояния управляемого процесса, доведении его до заранее спроектированного уровня. Строго говоря, управление процессом обучения предусматривает определение места каждого участника этого процесса, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения им своих задач.

Педагогическая деятельность это управление активными познавательными действиями обучаемого, направленными на достижение результатов, которые объединены и представлены в конкретных учебно-воспитательных целях, определяемых педагогом, как для каждого отдельного занятия, так и для учебного курса в целом. Такое управление реализуется преподавателем через содержание учебного материала, методы, средства и формы организации учебного процесса. При этом промежуточные результаты обучения учитываются при постановке целей текущих занятий, самостоятельной работы обучаемых, их индивидуальных возможностей. Все взаимосвязи в такой системе управления иллюстрирует схема.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: