Качество образовательных систем становится на современном этапе основополагающим моментом развития общества.
Когда говорят о качестве образовательных систем, обычно имеют в виду ответы на четыре вопроса: зачем (для кого)? что конкретно измеряется? кто этим занимается? как измеряется качество?
В первую очередь, качество образовательных систем необходимо для государства и общества. Им важно знать, на что тратятся деньги.
Измерять качество образования нужно и для обеспечения удовлетворенности личности своей образовательной подготовкой. Более того, качество образовательных систем позволяет констатировать, насколько обеспечиваются права человека на получение образования, соответствующего мировому уровню.
Качество – тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. Принято считать, что здесь воплощаются социальные требования общества к учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. С этим нельзя не согласиться. Однако в условиях перехода на новую философию образования – личностную – на передний план выдвигаются эмоциональное и социальное развитие учащегося, сформированность у него ценностно-ориентационной сферы. Поэтому возникает новая задача как перед педагогической наукой, так и перед школьной практикой поиска научно обоснованной системы оценки качества образовательной подготовки учащихся.
Отметим каждую из составляющих качества образования:
1) это качество целей, норм;
2) качество условий;
3) качество образовательного процесса;
4) качество конечных результатов.
Беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, что именно по этим направлениям проводится экспертиза образовательной среды школы, результаты которой впоследствии используются для принятия управленческих решений.
|
Подробнее о качестве конечных результатов, то есть критериях образованности учащегося; об оценке качества образовательного процесса, о системе качеств знаний учащихся и их критериях, прочитайте в упомянутом ранее пособии под редакцией Шамовой (Стр. 266-275).
Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; М.: Издательский центр «Академия», 2007. Стр. 266-275.
В конце лекции, предваряя завершающие задания СРС, необходимо отметить, что с позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности преподавателя и самоуправления учащегося в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает основание для следующего определения понятия «образовательная технология». Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением.
Итак, в завершение лекционного курса, Вы, надеюсь, убедились в том, что в педагогической теории «проектирование», «управление» и «экспертиза» являются самостоятельными научными направлениями, но при этом они тесно взаимосвязаны в образовательной практике и имеют общую теоретическую основу в виде системного подхода. В образовательной среде одновременно функционируют множество взаимодействующих динамических образовательных систем разных уровней и направленности, каждая из которых проектируется, реализуется и управляется, при этом оценивается их качество внутренними и внешними экспертами.
|
При создании новой или изменении существующей образовательной среды вначале осуществляется ее проектирование и входящих в нее образовательных систем, затем проводится ее оценка (экспертиза) на соответствие современным требованиям, на взаимное соответствие заявленных цели, задач, содержания, механизмов реализации, предполагаемых результатов; на этапе реализации спроектированной или обновленной образовательной среды востребованы адекватное управление ее функционированием и развитием, и, наконец, экспертиза достигнутых результатов.