Беседы о нравственности
Литературный путеводитель.
Межевой
Предисловие.
Каждый человек, будь он молод или стар, переживал состояние одиночества. Хотя бы временно. По болезни или по каким-либо иным обстоятельствам. И тогда начинаешь понимать, что очень важно иметь собеседника, человека, который понимает тебя с полуслова, который вместе с тобой слышит твои мысли, чувствует твое состояние. Но это большая редкость. Чаще всего люди друг друга не слышат, говорят в пустоту, обмениваются словами, но не мыслями. Моя профессия связана с книгами, поэтому собеседника по душе я рекомендую найти в книгах. Есть такое крылатое выражение: «Возьми поэта в собеседники…». Зачастую книга может дать слово или мысль, которые запомнятся на всю жизнь.
Поэты и писатели, мыслители и философы – они не только описывают какие-то типичные ситуации, которые могли бы быть и у вас в жизни, но и дают выход из этих ситуаций. Они те, кто идут впереди, а мы –за ними. Но важно не заблудиться и выбрать правильный ориентир, за кем идти. Этой небольшой книжечкой, ее можно назвать – путеводитель, я хочу дать правильное направление выпускникам – куда и за кем идти. Ведь один из синонимов библиотечной профессии – лоцман книжных морей.
Путеводитель для выпускников – это подведение итогов проекта
«Беседы о нравственности».
Никифорова Ольга Семеновна
Дмитрий Сергеевич Лихачев
1906—1999
Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил трудную, но очень интересную жизнь. Родился он в семье петербуржских интеллигентов, в 1906 году. Жили очень скромно, высоко ценили благородство и ученость. После гимназии Дмитрий Сергеевич поступил в Петроградский университет, где получил возможность получить образование по нескольким специальностям филологии. Занимался историей славянской литературы, ее историей и развитием. По оговору, был арестован. Четыре года провел в лагерях.
За хороший, добросовестный труд был досрочно освобожден, без ограничения прав в работе. Но в аспирантуру Института русской литературы поступить ему не позволили, создав неприемлемые условия. Лагеря, закалили Лихачева и он никогда, в своей жизни не изменил своим нравственным и духовным принципам. Он любил и работал во благо своей Родины. В блокадном Ленинграде, уникальный ученый и настоящий человек, вместе со всеми русскими людьми, пережил трудные, голодные дни и ночи.
Он перевел литературные памятники «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Они, считаются, самыми лучшими работами, где древнерусские тексты переложены на современный язык и стали понятны всем, кого интересует эта страничка нашего развития. Великий ученый, Дмитрий Сергеевич Лихачев, всю свою сознательную жизнь трудился над изучением славянской литературы и культуры. К его слову, статьям, выступлениям, прислушивались. Этот «рупор правды» горячо приветствовал Перестройку.
Письма о добром.
Письма к молодым читателям
Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.
Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.
Письмо первое
Большое в малом
«В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
Письмо второе
Молодость – вся жизнь
«Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!»
Письмо третье
Самое большое
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, – мудрее.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – вся жизнь» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
Антуан де Сент-Экзюпери выдающийся французский писатель и летчик и застал трудные времена двух мировых войн. Самое известное его произведение — сказочная повесть «Маленький принц», которая обрела всемирную славу. Полностью понять Экзюпери можно, наверное, лишь прожив жизнь так, как прожил ее он. Мы можем только прикоснуться к тайникам души писателя, читая его книги, вдумываясь в его слова, воспринимая сердцем глубину его переживаний. Он показал миру, что истинная мудрость заключается не только в науке и прогрессе, но и неотделима от любви и человечности.
« Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь по невозможности быть обиженным. И если можно украсть полученное тобой, то кто в силах отнять у тебя тобой отданное?»
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит смотреть в одном направлении.»
«Сожалеть о полученных ранах — все равно что сожалеть о том, что родился на свет или родился не в то время.»
«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена.»
«Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить. Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя.»
«Я всегда делил человечество на две части. Есть люди-дома и люди-сады. Первые всюду таскают с собой свой дом, и ты задыхаешься в их четырех стенах. Приходится с ними болтать, чтобы разрушить молчание. Молчание в домах тягостно. А вот в садах гуляют. Там можно молчать и дышать воздухом. Там себя чувствуешь непринужденно.»
«Я принимаю тебя таким, каков ты есть. Ты просто мой друг. Я приму тебя просто из любви к тебе. Если ты хром, не попрошу станцевать. Если не любишь того или другого, не позову их вместе с тобой в гости. Если голоден, накормлю. Я не стану делить тебя на части, чтобы получше узнать. Ты не этот поступок, и не другой, и не сумма этих поступков. Я не стану судить о тебе ни по этим словам, ни по этим поступкам. О словах и поступках я буду судить по тебе. Но и ты должен так же принять меня. Мне нечего делать с другом, который не знает меня и требует объяснений. Не в моей власти передать тебе себя с помощью хилого ветра слов. Я — гора. Гору можно созерцать, всматриваясь… Как же я объясню тебе то, что не было услышано твоей любовью?»
«Может лучше не уничтожать зло, а растить добро?»
«Молитва» Экзюпери, написанная в один из самых тяжелых моментов его жизни, напоминает нам о самом главном. Нам бы всем задуматься о вещах, которые он просит:
«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.»
Основные произведения:
1. Маленький принц
2. Южный почтовый
3. Планета людей
4. Военный летчик
5. Письмо заложнику
6. Пилот и стихии
7. Цитадель
Булат Окуджава, поэт, фронтовик, автор и исполнитель песен на свои стихи, родоначальник бардовской песни в Советском Союзе.
Музыка поэзии
Когда я читаю стихи Булата Окуджавы, мне часто кажется, что он не писал их, а просто доставал из души кусочки и облекал в слова, такие простые, близкие, душевные и трогательные, и дарил их людям, зная ценность каждого слова и каждого звука. Они о самом дорогом: о любви, о семье, о скоротечности и драгоценности жизни, о музыке, которая возвышает и удивляет, об искусстве, которое открывает новые грани мира, о природе, которая без устали дарит людям чудеса. Сегодня приглашаю вас разделить со мной эти строки, полные тихой, трепетной и глубокой музыки жизни.
*****
Из жизни прекрасной, но странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора…
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора,
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
И пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава.
Ю.Трифонову
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
тем более что жизнь короткая такая.
*****
Стать богатеем иной норовит,
Золото копит, ночами не спит.
Не всё то золото, не всё то золото,
Хоть и сверкает и даже звенит.
Можно театр позолотой покрыть,
Можно коврами весь пол устелить.
Но вдохновение для представления
Разве возможно за деньги купить?!
Можно построить из вымыслов дом,
Можно устроить и празднества в нём.
Но не построится и не устроится
Счастье своё на несчастье чужом.
Вилами глупо писать по воде.
Друг дорогой познается в беде.
И примечательно, то замечательно,
Что без любви нету жизни нигде.
Чистое сердце в дорогу готовь,
Древняя мудрость сгодиться и вновь.
Не покупаются, не покупаются -
Доброе имя, талант и любовь.
1971-1994г.