Ресурс (час) подшипника зависит от нагрузки Р (кН), частоты вращения n (об/мин), грузоподъемности С (кН) подшипника качения ().
Взаимозаменяемость подшипников качения обеспечивается за счет применения специальных посадок наружного и внутреннего колец, которые устанавливаются с учетом
класса точности подшипника, его типоразмера и условий работы.
Подшипники выпускаются изготовителями с определенными допусками Т, что обеспечивает их взаимозаменяемость по присоединительным размерам d, D и В (рис. 22).
При посадке внутреннего кольца подшипника на вал внутреннее кольцо диаметром d принимают за основное отверстие, при этом поле допуска внутреннего кольца имеет верхнее отклонение , а нижнее отклонение и располо-
жено в минус от нулевой линии, что приводит к увеличенному натягу по сравнению с аналогичной посадкой стандартной системы отверстия разработанной для цилиндрических деталей.
Наружное кольцо диаметром D принимают за основной вал, при этом поле допуска наружного кольца имеет верхнее отклонение , а нижнее и распо-
ложено в минус (вниз) от нулевой линии. Следовательно, для посадки подшипника в корпус используют систему вала.
На чертежах и в технической документации допуски Т для подшипников качения могут обозначаться в зависимости от класса точности подшипника:– для внутреннего кольца и т.д.;– для наружного кольца и т.д.
Предельные отклонения размеров для наиболее распространенных классов точности подшипников представлены в каталогах подшипников качения
Рис. 22 На рис. 23 приведена схема изменения величин допусков l и L на размеры подшипников в зависимости от класса точности подшипников.
ГОСТ 3325-85 устанавливает следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипников по классам точности: – обозначение поля допуска для отверстия подшипника нулевого класса точности или шестого; – обозначение
|
поля допуска для наружного диаметра подшипника нулевого класса точности или шестого. На судах наиболее часто применяют подшипники класса 0 и 6.
Предельные отклонения размеров d и D (нижние и верхние) для наиболее распространенных подшипников обычно приведены в каталогах подшипников качения. Если при входном контроле оказывается, что разбросы максимальных и минимальных значений посадочных диаметров d и D укладываются в поля допусков Td и TD, но при этом значения средних диаметров, рассчитанных по результатам измерений, выходят за пределы установленные для них средних допусков Tdm и TDm, то подшипники считаются негодными.
Входной контроль подшипников выполняют по результатам многократных равноточных измерений посадочных диаметров d и D. В соответствии с правилами технической эксплуатации судов число измерений должно быть . Кольца подшипников представляют собой тонкостенные детали, диаметральные размеры которых следствие остаточных внутренних напряжений или погрешностей обработки могут при многократных измерениях в разных плоскостях иметь некоторый разброс, характеризующий отклонения посадочных поверхностей от номинальной поверхности вследствие изменения их формы. По этой причине при определении годности подшипника стандарты устанавливают допуски двух видов на посадочные поверхности d и D, и на средние значения диаметров dm и Dm, которые рассчитывают по результатам выполненных многократных измерений.
|
Рис. 23.
Поля допусков для диаметров посадочных поверхностей валов и корпусов должны соответствовать значениям приведенным на рис. 24.
Рис. 24
Для соединения подшипников с валами и корпусами устанавливают посадки, определяемые сочетаниями полей допусков на сопрягаемые детали указанные на рисунке 24.
Условные обозначения посадок подшипников указывают на сборочных чертежах – причем поля допусков как для отверстий подшипников ( ), так и для их наружных диаметров ( )в посадках подшипников качения на сборочных чертежах не проставляются (рис. 27, 28)