Упражнение в глубоком дыхании и на расслабление мышц




Медленно и спокойно сделать глубокий вдох с одновременным подниманием кистей рук ладонями вверх к груди (рис. А). Сделать энергичный полный выдох, напрячь живот и, опуская руки вниз, вытолкнуть остатки воздуха из легких (рис. Б). Выполнить 8–10 раз.

 

Обучение приемам рукопашного боя в основной части занятия проводится в общепринятой последовательности и состоит из трех взаимосвязанных этапов:
  • ознакомления с приемом;
  • разучивания техники выполнения приема;
  • тренировки в его выполнении.
Основы методики обучения приемам рукопашного боя изложены в НФП-78, ст. 103–109, в учебном пособии ГУВВ, 1975, ст. 7–12 и в «Учебно-методическом пособии по физической подготовке», изд. МВД СССР, 1973. Вместе с тем, специфика подготовки личного состава подразделений специального назначения, а также включение в программу их обучения приемов и действий, не описанных в имеющихся пособиях, требует изложения ряда дополнительных положений в настоящей главе. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что эффективное применение изученных приемов в обстановке, когда ведется рукопашная схватка с одним или несколькими вооруженными преступниками, возможно лишь в том случае, если будут выполнены два основных условия. Во-первых, прием должен быть не только хорошо разучен, но и закреплен, опробован в самой разнообразной обстановке, в том числе, в сложных и опасных ситуациях. Во-вторых, нельзя успешно применить те или иные приёмы, даже хорошо отработанные, если военнослужащий, проводящий их, не обладает необходимыми психическими качествами: смелостью, решительностью, способностью мгновенно ориентироваться в обстановке.
Комментарий Терминатора: В общем, киборги – лучшее решение. Молодые и целеустремлённые! Пункты «Кибердайн Системс» ждут вас! Замена хрупкого скелета стальным каркасом, слабых мышц – сервоприводами, доброго сердца – ядерным реактором, несовершенного мозга – суперкомпьютером. Кибер-Гудвин одарит всех! Не дайте себе засохнуть!

Все это требует от обучающих сосредоточения основного внимания, а следовательно и отведения большей части учебного времени (до 80%) на третий этап в обучении, т. е. на тренировку и совершенствование изучаемых приемов. Это предполагает:

  • включение ряда наиболее ценных, но требующих длительной тренировки приемов и действий (ударов, блоков, метаний в цель и др.) в каждое занятие;
  • многократное повторение приемов и действий в оптимальном темпе, что позволяет не только вырабатывать твердые навыки в их выполнении, но и постоянно повышать уровень развития таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость и выносливость;
  • постоянную отработку приемов рукопашного боя в сочетании с акробатическими упражнениями. Это дает возможность воспитывать у военнослужащих смелость и решительность, усложнять и разнообразить условия выполнения изучаемых приемов;
  • обязательное проведение в основной части занятия комплексных тренировок, в том числе на городке рукопашного боя, огненно-штурмовой полосе и т. д.

Структурно основная часть занятия строится по следующему плану:

  • изучение новых приемов и действий;
  • совершенствование ранее изученных;
  • проведение комплексной тренировки.

Разучивание приемов (действий) проводится, как правило, в составе всего подразделения (группы) под непосредственным руководством командира (инструктора). При этом применяются следующие способы организации занимающихся:

  • все обучаемые одновременно выполняют одни и те же приемы. Например: удары, уколы, блоки и т. д.;
  • обучаемые выполняют отдельные приемы или комбинации приемов и действий в парах (броски, приемы обезоруживания, комбинации ударов и блоков и т. д.);
  • обучаемые выполняют приемы поточно (удары ногами по силуэту с разбега, акробатические упражнения и т. д.).

Тренировка, совершенствование изученных приемов и действий организуются:

  • в составе всего подразделения (группы) одним из вышеуказанных способов;
  • методом круговой тренировки;
  • путем проведения комплексной тренировки.

Метод круговой тренировки применяется в тех случаях, когда имеющаяся учебно-материальная база не позволяет отрабатывать какие-либо приемы одновременно со всеми военнослужащими.

Например, для тренировки ударов в спортивном зале имеются: по два подвесных мешка, чучела, силуэта, «макивара», а для метания ножа и лопаты в цель оборудованы две специальные мишени. В этом случае группа в количестве 10 военнослужащих распределяется по 2 человека на 5 учебных местах, получает задание руководителя и по его команде приступает к тренировке. Через каждые 3 минуты все обучаемые по команде переходят (по кругу) на последующие учебные места. Таким образом, в течение 32 минут на каждом учебном месте военнослужащие тренируются по 2 раза. Плотность занятия при этом составляет около 90%. В то же время частая смена занятий и постоянное изменение характера работы позволяет обучаемым выдерживать подобную нагрузку.

Комплексные тренировки, проводимые в течение 10–15 минут в конце основной части каждого занятия, способствуют совершенствованию навыков выполнения изученных приемов и действий в различном их сочетании; развитию основных физических качеств; воспитанию быстроты ориентировки, находчивости, смелости и решительности; подготовке военнослужащих к действиям в сложной и быстроменяющейся обстановке.

Комплексная тренировка организуется в виде:

  • поточного выполнения всеми обучаемыми заранее обусловленных руководителем занятия приемов и действий. Например, с разбега выполнить полет-кувырок через стенку с одновременным метанием ножа в цель, обезоружить противника, угрожающего пистолетом, освободиться от удушающего захвата за горло сзади. Количество элементов, вводимых в такую тренировку, последовательность их выполнения должны постоянно меняться, а обстановка постепенно усложняться. Вначале военнослужащие тренируются в зале в спортивной форме одежды, затем – в военной. В летнее время занятия переносятся на городок рукопашного боя, огненно-штурмовую полосу и т. п.;
  • проведения учебных схваток, которые дают возможность создать для обучаемых реальную обстановку единоборства, где они могут опробовать многие из изученных приёмов и действий. На каждую схватку руководителем ставится задача. Например, одному военнослужащему наносить удары ножом, а другому — защищаться и обезоруживать нападающего;
  • тренировки стандартных комплексов (№ 1, 2, 3, рассматриваются в последующих частях цикла).

Они вобрали в себя большинство изучаемых приемов и действий, которые в каждом комплексе выполняются в сочетании с передвижениями в строго установленной последовательности. Комплекс № 1 предназначен для совершенствования ударов и блоков, № 2 – приемов боя автоматом, № 3 – бросков, приемов обезоруживания и задержания. Помимо тренировочной направленности стандартные комплексы позволяют в короткое время проверить степень технической подготовленности обучаемых.

Приемы самостраховки

Приемы самостраховки применяются с целью предупреждения ушибов при падениях, совершенствования вестибулярной устойчивости и пространственной ориентировки. Особое внимание при их разучивании обращается на группировку.

Группировка: сесть на землю (ковер), поджать ноги, колени развести, обхватить ноги руками у голеностопных суставов, наклонить голову и прижать подбородок к груди (рис. внизу).

Последовательность обучения:

  1. В группировке, согнув возможно больше спину, перекатиться с ягодиц на лопатки и обратно.
  2. В группировке перекатиться на спину и выполнить перекаты с боку на бок.

Техника выполнения остальных приемов страховки и самостраховки описана в пособии ГУВВ, 1975, ст. 12–17 и пособиях МВД СССР – 1970, 1973 г.г.

Для того, чтобы успешно действовать в рукопашной схватке против одного или нескольких преступников, военнослужащие подразделений специального назначения должны в совершенстве владеть большим арсеналом приемов и действий. К ним относятся:

  • удары (рукой, ногой, головой, ножом, резиновой палкой);
  • защиты от ударов (блоки);
  • броски и болевые приемы;
  • приемы обезоруживания, освобождения от захватов, задержания, связывания, обыска и конвоирования;
  • приемы боя автоматом, лопатой, метания ножа в цель;
  • приемы взаимопомощи и др.

Техника большинства этих приемов изложена в имеющихся пособиях, а методическая последовательность отработки изучаемого материала дана в прилагаемой поурочной программе. Поэтому ниже будут рассмотрены в основном приемы и действия, которые не описаны в НФП-78 и пособиях ГУВВ — 1975 г. и МВД СССР — 1970, 1973 г.г. Методика изучения и техника выполнения акробатических упражнений, применяемых на занятиях по рукопашному бою, дается в разделе «Гимнастика» настоящего пособия.

 

При ведении рукопашного боя наиболее часто применяются удары и защиты от них. Сильно и точно нанесенный удар способен заставить противника временно ослабить или прекратить сопротивление. Большинство приемов, как правило, проводится в сочетании с ударами, которые создают для их выполнения необходимые условия. Вместе с тем, невозможно успешно действовать в рукопашной схватке, не научившись надежно защищаться.
Комментарий Терминатора: Опция самосохранения сильно мешает в деле сокрушения. Когда вместо титана – хрупкая костная ткань, а серое вещество хлябает внутри черепной коробки, приходится тратить ресурсы не только на разрушение вражеских боевых единиц, но и на защиту своей собственной жопы.

Оба названных компонента борьбы — удары и защиты или по-другому блоки, подробно разработаны в системе японской борьбы каратэ. Каратэ — это борьба, которая ведется при помощи ударов и блоков. Основными особенностями подготовки борцов-каратистов являются:

  • отточенная, доведенная до автоматизма, техника выполнения ударов руками и ногами и защита от них;
  • высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и выносливости;
  • способность наносить удары любой силы, не получая при этом травм.

Все это достигается специальной системой тренировок, для которой характерны: большое количество повторений при изучении того или иного приема, проводимых в оптимальном темпе; отработка ударов на специальных снарядах (макиварах, подвесных мешках и т. д.); высокая дисциплина и самоотдача занимающихся.

Для ведения борьбы применяются следующие основные стойки, позволяющие быстро переходить от защиты к нападению и наоборот: обычная, левосторонняя и правосторонняя.

Обычная стойка (стойка готовности).

Руки опущены вниз, пальцы сжаты в кулак. Ноги на ширине плеч, ступни ног на одной линии, носки врозь, колени полусогнуты, корпус прямой (рис. А).

Наиболее часто применяются левосторонняя и правосторонняя стойки. В левосторонней стойке — правая рука и правая нога находятся впереди, а в правосторонней наоборот. Носки ног слегка повернуты внутрь, вес тела равномерно распределен на обе ноги (рис. Б, В).

Последовательность обучения:

  1. Принять положение изготовки к бою.
  2. Выполнить два скачка вправо и вернуться в положение изготовки к бою.
  3. Выполнить кувырок вперед, падение назад, вскочить и принять положение изготовки к бою.
  4. Выполнить падение вперед на бок, вскочить и принять положение изготовки к бою.

Указанные стойки позволяют военнослужащим быть всегда в боевой готовности, молниеносно проводить нападающие действия или защищаться.

Изучая удары, следует твердо усвоить, что их основными характеристиками являются: быстрота, сила и точность.

Все удары из изготовки к бою выполняются кратчайшим путем с коротким замахом в наиболее уязвимые места. Вслед за ударом применяется изготовка к бою или другие приемы нападения.

Знание болевых мест (точек) на теле человека и умелое применение ударов по ним вызывает различную степень поражения противника (нижние рис. А, Б):

Спереди

  1. Висок
  2. Нос
  3. Челюсть
  4. Ключица
  5. Бок шеи
  6. Адамово яблоко
  7. Солнечное сплетение
  8. Подреберье
  9. Низ живота
  10. Промежность
  11. Колено
  12. Передняя поверхность голени
  13. Наружная лодыжка
  14. Подъем стопы

Сзади

  1. Основание черепа
  2. Середина шеи
  3. Основание шеи(7-ой шейный позвонок)
  4. Позвонок между углами лопаток
  5. Почки
  6. Крестец

Удары, вызывающие среднюю степень поражения, наносятся по точкам 2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 20. Острая боль приводит противника в замешательство и часто к прекращению нападения (сопротивления).

Удары, вызывающие тяжелую степень поражения, наносятся по точкам 1, 6, 7, 9, 10, 15, 17, 19. Последствия этих ударов — временный паралич от нескольких минут до нескольких часов и тяжелые повреждения вплоть до смерти.

Обучение каждому удару следует проводить в следующей последовательности:

  • многократная имитация ударов по воображаемому противнику («бой с тенью»);
  • удары по неподвижным снарядам; силуэтам (нижний рис. А), чучелам (рис. Б), макиварам (рис. В, Г, Д). При этом особое внимание обращать на правильную технику и быстроту нанесения ударов на выдохе. Удар необходимо наносить в полную силу, напрягая область солнечного сплетения. Для укрепления ударных поверхностей рук и ног может применяться специальный тренажер (рис. Е);

  • после изучения одиночных ударов переходить к отработке серий ударов: «правой—левой—правой» и т. д.;
  • удары по подвесным мешкам и тренировочной груше, требующие более точных движений в сочетании с постоянными передвижениями, соблюдения оптимального расстояния до цели, влияющего на силу удара и равновесие тела, быстрого возвращения в исходное положение;

  • с помощью партнера, который передвигаясь вправо, влево, вперед и назад, постоянно меняя положение боксерских лап или ручной макивары (нижние рис. А, Б, В) заставляет обучаемого наносить быстрые и точные удары, а также комбинации ударов руками и ногами по движущейся цели;

  • серии ударов руками и ногами разучиваются вначале на месте, затем с шагом, двумя шагами, в движении по неподвижным снарядам, по подвесным мешкам, тренировочной груше и с помощью партнера.

Удары рукой наносятся основанием сжатых в кулак пальцев, мышечной частью кулака, основанием и ребром ладони, локтем. При этом энергично поворачивается верхняя часть туловища, плечи расслаблены, заблаговременное их напряжение замедляет скорость удара. Сила удара нарастает от живота к дельтовидной мышце плеча, предплечью, а затем к бьющей поверхности. При ударах кулаком правой руки левая нога — впереди, и наоборот, удару левой руки соответствует выставленная вперед правая нога. Удары ребром ладони и локтем выполняются с шагом одноименной ноги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: