Подготовительная часть 20–25 мин.




Введение

На органы и войска МВД СССР возложены большие, ответственные и сложные задачи по обеспечению общественного порядка в стране. При их выполнении личному составу органов и войск зачастую приходится действовать в обстановке реальной опасности, переносить значительные физические и психологические нагрузки. Это особенно характерно при задержании преступных групп и вооруженных бандитов, которые для достижения своих целей прибегают к коварным и вероломным ухищрениям, совершают внезапные, дерзкие преступления, не останавливаясь ни перед какими злодеяниями, вплоть до убийства.

Преступники, как правило, настойчиво пытаются захватить автотранспорт, любыми путями добыть огнестрельное и холодное оружие, деньги, документы. При обнаружении они оказывают упорное сопротивление, решаются на прорыв через войсковые наряды.

Хулиганские действия иногда проявляются «горе-болельщиками» в нетрезвом состоянии при проведении спортивных мероприятий. Учитывая то, что многие спортивные состязания транслируются по радио и телевидению, даже незначительные по масштабам происшествия, особенно при проведении Олимпиады-80, могут приобрести широкий отрицательный резонанс, нанести удар по государственному престижу СССР, скомпрометировать советский общественный порядок, подорвать веру в органы, стоящие на его страже.

Одной из наиболее сложных задач, которые могут быть поставлены перед сотрудниками УВД областей и МВД союзных республик, подразделениями внутренних войск, является задержание преступников, захвативших самолет. Хотя воздушный бандитизм в нашей стране явление редкое, его опасность не следует преуменьшать.

Материалы советских судебных органов показывают, что попытки угона самолетов являются, как правило, результатом умышленных действий группы лиц, вступивших в преступный сговор с целью бежать за границу. Выявилось два четких мотива такого побега: или стремление избежать заслуженного наказания за уже совершенное преступление, или попытка придать дополнительную остроту какой-нибудь из антисоветских кампаний на Западе.

Воздушный бандитизм представляет серьезную социальную опасность, таит угрозу жизни для многих граждан, в том числе для детей, женщин. Так, по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), основанным на сообщениях государств и газетных источниках, пиратство и диверсии на воздушном транспорте повлекли за собой немалые (по масштабам гражданской авиации) жертвы: от 5 убитых и 32 раненых в 1969 г. до 218 убитых и 215 раненых в 1976 г.

Борьба с воздушным бандитизмом — дело исключительно сложное, требующее активной целенаправленной подготовки специальных органов и служб. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из зарубежной практики. В частности, по сведениям, опубликованным швейцарской газетой «Нойес цюрих цайтунг», в США за 1969 г. только в 13 случаях из 86 полиции удалось одержать верх над вооруженными преступниками, захватившими самолеты с заложниками. Однако после того, как были созданы специальные полицейские группы, и стало больше внимания уделяться подготовке сотрудников к действиям в условиях, приближенных к возможным и имевшим место чрезвычайным ситуациям, ход борьбы с преступниками изменился в пользу полиции. Уже в 1972 году в 40 случаях из 62 она вышла победительницей в схватках с воздушными пиратами.

Аналогичная картина борьбы полицейских служб с вооруженными преступниками складывалась и в других странах. Так, 5 сентября 1972 г. на XX Олимпийских играх в Мюнхене (ФРГ) террористы из экстремистской организации «Черный сентябрь» совершили налет на здание, где размещалась спортивная делегация Израиля, захватили заложников и потребовали освобождения двухсот своих соотечественников из израильских тюрем. Операция по обезвреживанию преступников закончилась неудачно. Террористам удалось уничтожить заложников и нанести потери полицейским. Пострадали также и другие лица.

Впоследствии печать сообщила, что причиной провала операции послужили две ошибки — просчет полиции в период, предшествовавший Олимпийским играм, и психологическая неподготовленность ее рядовых сотрудников к действиям в подобной ситуации. Кстати сказать, в газетах ФРГ накануне XX Олимпиады сообщалось, что, готовясь к охране порядка на ней, специалисты и эксперты отработали около 60 вариантов возможных происшествий и действия полиции. Из них вариант под номером 21 был отклонен как явно не реальный. А он-то как раз и явился точным сценарием драмы 5 сентября.

Мюнхенские события явились толчком к созданию в ФРГ специального подразделения (ГСП-9) и всесторонней подготовке его личного состава. Тщательно отобранные полицейские настойчиво обучались сверхметкой стрельбе из различных положений в ограниченное время, умению вести рукопашную борьбу с превосходящими по численности преступниками, мастерски водить машины и т. п. Результат не замедлил сказаться. Подразделение ГСП-9 успешно провело, например, в Могадишо (Сомали, 1977 г.) операцию по обезвреживанию вооруженных террористов, захвативших самолет «Боинг-737» западногерманской авиакомпании с 82 пассажирами на борту и пятью членами экипажа. Захват преступников был осуществлен в салоне самолета в считанные секунды, причем никто из личного состава группы и пассажиров не пострадал.

Такой опыт представляет определенный интерес, так как случаи воздушного бандитизма, к сожалению, происходят и в нашей стране.

15 октября 1970 года отец и сын Бразинскасы открыли стрельбу в самолете Аэрофлота «АН-24», совершавшем рейс Батуми—Сухуми. Бандиты убили бортпроводницу Надежду Курченко, тяжело ранили командира экипажа Георгия Чахракия, штурмана Валерия Фадеева, бортмеханика Оганеса Бабаяна. Захваченный авиалайнер был угнан в Турцию.

В ноябре 1978 г. во время полета пассажирского самолета, следовавшего рейсом Краснодар—Баку, вооруженный преступник Э. Махаев предпринял попытку его захвата с целью угона за границу. Хотя силами обеспечения безопасности полетов Министерства гражданской авиации бандитская попытка была пресечена, и пассажиры не пострадали, этот случай также свидетельствует о необходимости постоянной готовности специальных подразделений к выполнению задач по обезвреживанию (ликвидации) воздушных пиратов.

В национальном уголовном законодательстве все большего числа стран появляются нормы, предусматривающие суровые, все более жесткие меры наказания. За подобные преступления диапазон решений, выносимых в этом отношении судами отдельных стран, довольно широк: от одного года и десяти месяцев до пожизненного заключения и смертной казни. Еще 12 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства ввести в свое законодательство нормы, предусматривающие наказание лиц, незаконно захватывающих воздушные суда.

В соответствии с УК РСФСР (статья 2132) угон воздушного судна наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет, а с применением насилия или угроз либо при наличии аварии или иных тяжелых последствий — до 15 лет или смертной казнью. На основании советского уголовного законодательства были осуждены соответственно на 15 и 8 лет Шелудько и Загирняк, угнавшие в июле 1977 года под угрозой взрыва советский самолет Практика показала, что исход любой операции по пресечению преступных действий, особенно ее завершающего этапа, более всего чреватого различными происшествиями, в полной мере зависит от умелых, смелых и решительных действий военнослужащих, непосредственно осуществляющих задержание (захват) преступников.

Естественно, что успешно справиться с задачами по непосредственному задержанию (ликвидации) особо опасных преступников могут лишь военнослужащие, обладающие высокими морально-политическими качествами, всесторонне физически развитые, в совершенстве владеющие оружием и специальными средствами, приемами ведения рукопашной борьбы с численно превосходящими правонарушителями, имеющие такую психологическую устойчивость, которая позволила бы уверенно и хладнокровно применять освоенные приемы и действия в сложной, быстро меняющейся обстановке.

Особенно важно целенаправленно вырабатывать непоколебимую психологическую устойчивость у военнослужащих, входящих в состав подразделений специального назначения (групп захвата), которые вступают в единоборство с вооруженными, способными на все преступниками. Личный состав должен обладать бесстрашием и стойкостью, активностью, храбростью и смекалкой, уметь мастерски использовать возможности своего оружия и специальных средств, весь арсенал приемов самбо, каратэ, рукопашного боя.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о воспитании спортивного азарта, задора, не о возбуждении так называемой спортивной злости, а о формировании у воина таких морально-политических и психологических качеств, которые бы побуждали его сознательно идти на подвиг, не считаясь с опасностью для жизни, выполнять поставленные задачи, преодолевая страх, нерешительность.

Известно, что морально-политическая и психологическая подготовка личного состава не является самостоятельным предметом. Она осуществляется в ходе боевой и политической учебы, прививается всем укладом воинской службы и жизни. Это необходимо постоянно учитывать и создавать на всех занятиях усложненную обстановку, вносить в нее элементы реального риска, создавать напряженные ситуации. В то же время следует строго соблюдать установленные меры безопасности, делать все необходимое для профилактики несчастных случаев, различных происшествий и травматизма, предупреждения поломок боевой (специальной техники) и оружия.

Накоплен некоторый опыт подготовки нештатных специальных подразделений (групп). Входящий в него личный состав обучался не только приемам нападения и самозащиты, определенными Наставлением по физической подготовке, но и ударам из системы каратэ, броскам и болевым приемам из борьбы самбо, специальным приемам и действиям с ножом, автоматом, саперной лопатой и резиновой палкой, а также скоростной стрельбе из автомата, пистолета, снайперской винтовки. Все это отрабатывалось в сочетании с упражнениями, развивающими силу, ловкость, выносливость, пространственную ориентировку, смелость, отвагу, мужество. При подготовке использовались световые, музыкальные и шумовые эффекты, стрельба холостыми патронами, что способствовало выработке у военнослужащих невосприимчивости к отвлекающим воздействиям различных внешних раздражителей, а также комплекс многих других приемов и методов обучения.

Ныне, когда в войсках и органах полным ходом идет работа по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по подготовке и проведению Олимпийских игр 1980 г. в Москве», роль подразделений (групп) специального назначения во многом возрастает. Именно им, если это потребуется, придется выполнять самые ответственные, сложные и опасные задачи из тех, что поставлены перед органами и войсками на время проведения Олимпиады-80.

Опыт организации охраны общественного порядка в период проведения XX и XXI Олимпийских игр свидетельствует о том, что личный состав формирований специального назначения должен быть готовым к любым неожиданностям. Об этом особенно важно помнить теперь, когда в капиталистических странах растут бандитизм и терроризм, о масштабах которых свидетельствуют многочисленные факты захвата преступниками самолетов, государственных зданий и учреждений, дипломатических представительств, шантаж, похищения и убийства политических и общественных деятелей.

В такой обстановке не исключены попытки проникновения в нашу страну враждебных лиц с целью срыва спортивных и иных Олимпийских мероприятий, подрыва авторитета страны-организатора.

Кроме того, подразделения (группы) специального назначения в составе сводных отрядов и войсковых оперативных резервов могут использоваться для задержания (ликвидации) особо опасных государственных, вооруженных преступников и дезертиров, захвата и изъятия зачинщиков групповых неповиновений и массовых беспорядков в ИТК и групповых нарушений общественного порядка в населенных пунктах. Все это возлагает на командиров и политработников ответственные задачи по обучению военнослужащих умелым действиям в критических ситуациях, выработке у них острой наблюдательности, мгновенной реакции, самообладания, воспитанию личного состава в духе высокой боевой готовности, строгой социалистической законности, бдительности и инициативы при выполнении поставленных задач.

 

Задачи обучения и методические указания Рукопашный бой Задачи обучения и методические указания Подготовить отлично физически развитых, координированных, обладающих высокой степенью психической устойчивости, смелых, решительных, уверенных в своих силах и инициативных военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими следует понимать также слушателей учебных заведений, сотрудников органов внутренних дел МВД СССР), способных успешно действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасными и критическими ситуациями обстановке при задержании и обезвреживании вооруженных преступников — такова главная задача физической подготовки. Занятия по физической подготовке с личным составом подразделений специального назначения проводятся прошедшими сборы инструкторами на табельной и специально оборудованной учебно-материальной базе (приложение 1, приложение 2). Основное содержание программы составляют упражнения, приемы и действия, отрабатываемые со всем личным составом. При этом, исходя из предназначения данных подразделений, главное внимание в обучении обращается на то, чтобы на базе разносторонней физической подготовленности воинов научить их мастерски владеть приемами рукопашного боя. Важное значение имеет воспитание у воинов психологической устойчивости, способности противостоять опасности, успешно действовать при захвате вооруженных преступников, проявляя при этом самообладание и выдержку, смелость и решительность, мужество и отвагу. С этой целью следует вносить в процесс обучения элементы напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственные реальной боевой обстановке, многократно тренировать личный состав в выполнении изученных приемов и действий. Это достигается:
  • выполнением акробатических упражнений и упражнений на батуте, сложных соскоков со снарядов, упражнений на высоте и ограниченной опоре, на металлической прямоугольной конструкции и разновысокой балке, прыжков в глубину с высоты 4–5 метров, а также прыжков в воду;
  • преодолением различных сложных препятствий в условиях непосредственной физической опасности, участков разрушений и заграждений, коллекторов, высоких горизонтальных тросов; препятствий, охваченных огнем или наполненных водой;
  • обучением штурму здания и действиям на его верхних этажах и на крыше;
  • отработкой приемов рукопашного боя на боевом оружии, проведением учебных схваток с одним и несколькими партнерами, в сложной и быстро меняющейся обстановке, после большого физического и нервного напряжения, на ограниченном пространстве (в подземных коммуникациях, узких проходах, на лестницах, в кузове автомобиля и т. д.);
  • выполнением приемов и действий, требующих взаимопомощи и взаимовыручки;
  • применением средств имитации, световых и звуковых раздражителей (взрывпакетов, дымовых шашек, холостых выстрелов, огневых преград и очагов пожара, вспышек света, трансляции звукозаписи боя, музыки и т. д.);
  • тренировкой в переползании под прикрытием огня стрелкового оружия;
  • совершением кроссов и марш-бросков на сложной местности, длительных лыжных переходов в неблагоприятных метеорологических условиях;
  • регулярным участием в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
Внедрение в учебную обстановку различного рода трудностей и опасных ситуаций должно осуществляться на определенном тактическом фоне применительно к конкретным условиям, которые могут возникнуть при захвате вооруженных преступников и наращиваться постепенно по мере приобретения военнослужащими опыта и эмоционально-волевых навыков в подавлении страха. При обучении следует строго придерживаться установленной методической последовательности отработки учебного материала. К выполнению упражнений, приемов и действий, требующих высокой координации движений и связанных с риском и опасностью, необходимо приступать только после твердого овладения приемами страховки и самостраховки, а также соответствующими подготовительными и подводящими упражнениями. При этом особое внимание должно уделяться подготовке организма обучаемых, разогреванию мышц и связок к выполнению интенсивной работы в основной части занятия. Нагрузки на занятиях и тренировках следует повышать постепенно с учетом уровня физического развития обучаемых. Запрещается форсировать физическую подготовку вновь прибывших в подразделение молодых солдат. За каждым из них рекомендуется закрепить одного из отлично подготовленных военнослужащих, прошедших полный курс обучения. Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий, и точное соблюдение всеми военнослужащими установленных правил и мер безопасности (НФП-78, ст.ст. 12, 77, 93, 116, 140, 203, 213). Вместе с тем, строгое соблюдение мер безопасности на занятиях должно быть направлено не на отказ от опасных и рискованных ситуаций, а на предупреждение и исключение несчастных случаев и происшествий, связанных с увечьем и гибелью людей. Упражнения, приемы и действия, освоенные на учебных занятиях, необходимо совершенствовать на утренней физической зарядке, при попутной физической тренировке, в часы массовой спортивной работы. В ходе всех занятий военнослужащие готовятся к сдаче нормативов Военно-спортивного комплекса (комплекса ГТО). Для повышения уровня физической подготовленности, совершенствования прикладных навыков, специальных и психических качеств личный состав подразделений необходимо систематически привлекать к участию в состязаниях по упражнениям учебной программы и военно-прикладным видам спорта. Каждый военнослужащий должен быть значкистом «Воин-спортсмен» I степени (иметь золотой значок ГТО). Литература
  1. Наставление по физической подготовке СА и ВМФ (НФП-78 г.).
  2. Сборник нормативных требований по физической подготовке и спорту, изд. МО СССР, 1974.
  3. Пособие по приемам нападения и самозащиты, изд. ГУВВ МВД СССР, 1975.
  4. Пособие «Кроссы и марш-броски», изд. МО СССР, 1975.
  5. Учебно-методическое пособие «Боевые приемы самбо», изд. УУЗ МВД СССР, 1970.
  6. Учебно-методическое пособие по физической подготовке, изд. МВД СССР, 1973.
Рукопашный бой Задачи, возлагаемые на личный состав подразделений специального назначения по изъятию и обезвреживанию вооруженных преступников, требуют от них отличного владения приемами ведения рукопашной борьбы, высокой степени развития физических и психологических качеств. С личным составом при отработке данного раздела физической подготовки изучаются:
  • приемы рукопашного боя, изложенные в НФП-78;
  • удары и блоки из системы каратэ;
  • броски, болевые приемы и удержания из борьбы самбо;
  • специальные приемы и действия со штатным оружием.
Совершенствование изученных приемов должно проводиться в сочетании с разнообразными акробатическими упражнениями, позволяющими воспитывать у воинов смелость и решительность, вырабатывать быстроту реакции, координацию и устойчивость движений, пространственную ориентировку. С целью формирования у обучаемых надежности психики, ее помехоустойчивости, целесообразно периодически подготовительную часть занятия, а также тренировку изучаемых приемов проводить в затемненном зале с включением импульсных вспышек разноцветных ламп и трансляцией музыки. Кроме того, рекомендуется практиковать выполнение обучаемыми ударов, уколов, бросков с одновременными возгласами. Произносимые на выдохе, они способствуют увеличению силы удара, в боевой обстановке оказывают деморализующее воздействие на противника, а на учебных занятиях дисциплинируют военнослужащих, создают у них положительный эмоциональный настрой. План прохождения программы по физподготовке (зима)
ПРИМЕЧАНИЕ Продолжительность каждого учебного занятия по гимнастике, преодолению препятствий и ускоренному передвижению – 1 час (50 минут); по рукопашному бою, лыжной подготовке – 2 часа (100 минут).

План прохождения программы по физподготовке (лето)

ПРИМЕЧАНИЕ Продолжительность каждого учебного занятия по гимнастике, плаванию, преодолению препятствий и ускоренному передвижению – 1 час (50 минут); по рукопашному бою – 2 часа (100 минут).

В целях совершенствования изученных на учебных занятиях бросков, удержаний, болевых приемов, а также получения практики ведения единоборств с различными соперниками, все военнослужащие подразделений должны регулярно тренироваться в спортивных секциях и участвовать в соревнованиях по одному из видов борьбы: самбо, дзю-до или каратэ.

В связи с тем, что техника выполнения ряда приемов рукопашного боя описана в указанной литературе, в данной главе изложены:

  • поурочный план по рукопашному бою, определяющий изучаемый программный материал, и методические указания по его отработке;
  • описание техники выполнения тех приемов и действий, которые не даются в вышеназванной литературе.

Основной формой обучения приемам рукопашного боя являются учебно-тренировочные занятия. Продолжительность каждого урока — 2 часа. Он проводится в специально оборудованном зале (помещении) (см. приложение 1), а в летнее время, кроме того, в городке рукопашного боя. Совершенствование приемов осуществляется также на огненно-штурмовой полосе (приложение 2), в здании, подземном коллекторе и других местах возможных действий личного состава данных подразделений.

Занятия по рукопашному бою строятся по следующему плану:

Подготовительная часть 20–25 мин.

Задачи Содержание
Организация занимающихся. Построение, проверка, краткое объяснение содержания занятия.
Общее укрепление организма, подготовка к более напряженной работе в основной части занятия, развитие специальных и психологических качеств. Ходьба и бег различными способами. Общеразвивающие, акробатические и специальные упражнения. Упражнения вдвоем и в самостраховке.

Основная часть 70–75 мин.

Задачи Содержание
Овладение приемами рукопашного боя и их совершенствование. Развитие физических, специальных и психических качеств. Воспитание способности применять усвоенные приемы и действия в сложных условиях, опасных и критических ситуациях. Обучение приемам рукопашного боя, специальным приемам и действиям в сочетании с акробатическими упражнениями. Проведение комплексной тренировки, учебных схваток.

Заключительная часть 3–5 мин.

Задачи Содержание
Приведение организма в относительно спокойное состояние. Ходьба и медленный бег, упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием. Приведение в порядок мест занятий и инвентаря.

 

Техника выполнения некоторых специальных упражнений Парные упражнения Упражнение в глубоком дыхании и на расслабление мышц В начале подготовительной части выполняются упражнения в движении:
  • ходьба обычная, ускоренная, с выпадами и поворотами корпуса, на носках, пятках и т. д.;
  • бег скачками, с высоким подниманием колен, с поворотами на 180 и 360 градусов, с внезапным изменением направления движения, с ускорениями, нанесением на ходу ударов руками и ногами по силуэтам, макетам, подвесным мешкам; бег по виражу;
  • кувырки вперед, назад, полет-кувырок и другие несложные акробатические упражнения.
Упражнения в движении выполняются в колонне по одному или по два на увеличенных интервалах и дистанциях. После этого в течение 15–20 минут проводятся общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения вдвоем и в самостраховке. В связи с тем, что подготовительная часть занятия по рукопашному бою с личным составом подразделений специального назначения имеет некоторые специфические особенности, связанные с необходимостью выполнения большого количества упражнений на гибкость, укрепляющих мышцы и связки, имитирующих удары, ниже будет дано описание техники выполнения некоторых из этих упражнении и методика их отработки, а в поурочном плане, кроме того, содержание проведения нескольких вариантов подготовительной части. Указанные упражнения рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
  • прыжки на месте с имитацией ударов руками и ногами;
  • общеразвивающие и специальные упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, спины, живота и ног;
  • парные упражнения;
  • упражнения в самостраховке.
Подготовительная часть занятия должна проводиться на высоком эмоциональном уровне, в оптимальном, с учетом физической подготовленности обучаемых, темпе. Для восстановления дыхания и расслабления мышц периодически выполняются специальные дыхательные упражнения. Рекомендуется также на отдельных занятиях подготовительную часть проводить с затемнением зала и включением мигающих вспышек света с музыкальным сопровождением и имитацией звуков боя. Техника выполнения некоторых специальных упражнений Эти упражнения предназначены для укрепления мышц и связок тела, увеличения их эластичности, развития подвижности в суставах. Упражнения в подскоках на двух ногах с имитацией ударов руками и ногами
  • исходное положение (И. П.) — стойка — ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак, ладонями вверх. Выполнить подскоки на месте на двух ногах.
  • из прежнего И. П. выполнить подскоки на 2-х ногах: вправо—влево, затем вперед—назад.
  • подскоки на месте на двух ногах с имитацией попеременных прямых ударов руками.
  • подскоки на месте на двух ногах с имитацией попеременных ударов ногами вперед, затем — в стороны.
Каждое упражнение выполнить 8–12 раз. Упражнения для мышц шеи Выполняются из обычной стойки, ноги на ширине плеч:
  • наклонить голову вперед, затем — как можно дальше назад, вернуть в исходное положение;
  • повернуть голову как можно дальше налево, затем – направо;
  • вращательные движения головой в левую и правую стороны.
Упражнения повторить 8–10 раз. Упражнения для суставов пальцев рук
  • соединить концы пальцев обеих рук, ладони развести. Сдавить концы пальцев друг о друга, не соединяя ладоней (рис. слева);
  • сгибание и разгибание рук лежа в упоре на кулаках и пальцах (рис. справа). Выполнить 8–10 раз.
Стойки на кистях, хождение на руках в стойке с помощью партнера являются также хорошими упражнениями для тренировки пальцев рук. Упражнения для укрепления мышц и связок кистей, локтей и мышц брюшного пресса
  • И. П. — стоя на коленях на ковре, наносить частые попеременные прямые удары кулаками в пол.
  • И. П. — сидя на ковре, развести ноги. Наносить частые попеременные удары ребрами ладоней в пол.
  • И. П. — основная стойка. Напрячь живот, наносить одновременные удары ребрами ладоней по своему брюшному прессу.
  • И. П. — лежа на спине, вытянуть согнутые в локтях руки вдоль тела. Наносить частые попеременные удары локтями в пол.
Все упражнения выполнять из трех серий по 15–20 ударов в каждой, серии заканчивать одновременными ударами обеих рук, сопровождая их возгласами (после первой серии — один такой удар с возгласом, после второй серии — два и т. д.). Упражнения для развития гибкости спины и бедер
  • сесть, развести ноги в стороны, по возможности, не сгибая их. Чтобы не растянуть связки, отрабатывать упражнение, постепенно увеличивая угол между ногами до 180 градусов. Наклониться вперед к правой ноге и захватить правую лодыжку обеими руками. Лбом коснуться колена, вернуться в исходное положение, затем выполнить тоже к левой ноге (ниж. рис. А). Упражнение выполнить 6–8 раз;
  • из того же исходного положения захватить руками голени и, удерживая их, наклониться вперед, стараясь коснуться лбом пола (верх. рис. Б). Упражнение выполнить 6–8 раз;
  • сесть и развести бедра в стороны, подошвы ступней соединить вместе. Сделать наклон вперед, стремясь коснуться лбом ступней (ниж. рис. А). В последующем это упражнение можно выполнять с партнером, который, стоя сзади, нажимает руками на плечи и становится на колени занимающемуся (ниж. рис. Б). Выполнить 6–8 раз самостоятельно и с помощью партнера;
  • ноги развести широко в стороны, руки сцепить за головой. Выполнить наклоны вперед и назад. В процессе выполнения упражнения постепенно сближать ноги до полного их сведения вместе, затем вновь разводить (рис. внизу). Выполнить 4–6 раз до полного сведения и разведения ног;
  • из обычной стойки, удерживая ноги прямо, наклониться вперед и дотронуться ладонями до пола перед ступнями (ниж. рис. А). Выпрямиться и, повернув кисти пальцами назад, дотронуться ладонями до пола сзади ступней (рис. Б). Вернуться в первоначальное положение и повторить упражнение 6–8 раз.
Упражнение для коленей Из глубокого полуприседа, кисти рук на коленях, сделать круговое движение коленями в одну, а затем в другую сторону. Выполнить 8–10 раз в каждую сторону. Упражнение для ахиллесова сухожилия
Присесть на носках ног, пятки поднять. Выпрямляя ноги, отклониться назад, носки ног вверх (рис. внизу). Выполнить 8–10 раз.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: