В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, можно изменять все факторы производства. Переменный характер всех применяемых ресурсов позволяет предприятию использовать самые оптимальные варианты их сочетания и это отражается на величине
и динамике его средних издержек. Изменения средних издержек
в зависимости от объема производства в долгосрочном периоде называется эффектом масштаба.
Различают положительный и отрицательный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба заключается в том, что средние издержки сокращается при увеличении объемов производства. Отрицательный эффект масштаба проявляется в росте средних издержек при увеличении объемов производства. Графически эффект масштаба представлен рисунке6.5. До точки А действует положительный эффект масштаба, после нее отрицательный эффект масштаба.
|
Рис. 6.5. Эффект масштаба
Положительный эффект масштаба обусловлен несколькими факторами. Во-первых, это специализация труда. На крупных предприятиях руководство отказывается от услуг рабочих «мастеров на все руки», а привлекает высококвалифицированных работников, специалистов в узкой области производства. В результате этого значительно повышается производительность труда.
Во-вторых, специализация управленческого персонала. Мелкие предприятия не способны использовать труд специалиста-управленца по прямому назначению. На мелком предприятии специалист, например, по сбыту может оказаться вынужденным делить свое время между различными областями управленческой деятельности – предположим, управлением трудовыми ресурсами, финансами.
На крупном же предприятии создается возможность сосредоточиться на решении какого-то одного вопроса. В конечном счете такая специализация приведет к повышению эффективности производства и снижению средних издержек.
|
В-третьих, на крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование. Часто, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно использовать наилучшее с технологической точки зрения оборудование.
В-четвертых, создается возможность развития побочного производства, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
В-пятых, Крупная фирма распределяет риск торговых операций между несколькими видами продукции: падение спроса на один вид продукта может компенсироваться ростом спроса на другой вид. Крупная фирма бывает ориентирована не только на местный или национальный рынок, но и на внешний. В результате этого при падении спроса на продукт на внутреннем рынке фирма может увеличить объемы продаж на внешнем рынке, и таким образом уйти от больших убытков.
Но фирма не может бесконечно увеличивать масштабы производства, так как вступает в силу факторы отрицательного эффекта масштаба. Снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями предприятия. Оно становится неповоротливым, теряется гибкость. Затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством предприятия. С ростом размеров предприятия увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.
Эффект масштаба в разных отраслях проявляется по-разному. Существуют отрасли, где средние валовые издержки достигают своего минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции. В таких отраслях удерживаются только очень крупные фирмы (металлургические, автомобильные, «естественные» монополии). Графическая иллюстрация такой ситуации представлена на рисунке 6.6.
|
Рис. 6.6. Эффект масштаба для крупного предприятия
В некоторых отраслях кривые долгосрочных средних валовых издержек быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются неизменными при больших объемах производства (рисунок 6.7).
Рис. 6.7. Эффект масштаба для мелких, средних и крупных предприятий
На горизонтальном участке отдача от роста масштабов производства является постоянной и могут существовать и работать как мелкие, так и средние и крупные предприятия. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви.
Если в отрасли действует много мелких предприятий (примером может служить сельское хозяйство), то минимизация издержек производства будет достигаться при очень небольших объемах выпуска (рисунок 6.8).
Рис. 6.8. Эффект масштаба для мелких предприятий
Необходимо помнить, что анализ издержек производства является необходимым, но не достаточным условием при планировании выпуска продукции. Минимизация издержек – это не самоцель, а средство повышения прибыли или сокращения убытков.