Сущность процесса проектирования. Педагогическое проектирование




Дисциплина «Проектирование, управление и экспертиза образовательной среды»

Лекция №3. Теоретические основы проектирования в образовательной сфере

План лекции

1. Сущность процесса проектирования. Педагогическое проектирование.

2. Объекты и субъекты педагогического проектирования.

3. Виды проектирования и виды педагогических проектов.

4. Этапы проектирования.

 

Сущность процесса проектирования. Педагогическое проектирование

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь.

Таким образом, проектирование – это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым.

В педагогике проектирование является одним из самых сложных процессов и представляет определенную проблему для ученых и практиков. Уже само понятие «проектирование» имеет неоднозначную трактовку. Общепринято определять проектирование как процесс, в ходе которого создается прототип, прообраз необходимого объекта, то есть проект. Такое определение восходит корнями к техническим наукам: архитектурному строительству, инженерии, машиностроительству и др. Активное развитее теории и практики проектирования в педагогике начинается с 80-х годов ХХ столетия. Однако с тех пор и по настоящее время в отношении понятия педагогического проектирования отсутствует единство точек зрения.

Достаточно конкретно и точно следующее определение: «Проектирование – деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть».

Общенаучную трактовку понятия приводит Г.Е. Муравьева: «Проектирование – деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей»

Проектирование можно рассматривать как:

- специфический вид деятельности, направленный на созданеи проекта как особого продукта;

- научно-практический метод изучения и преобразования действительности;

- форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

- управленческую процедуру.

В связи с этим, педагогическое проектирование понимается как:

а) практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;

б) новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности;

в) прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах;

г) способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности;

д) процесс создания и реализации педагогического проекта;

е) специфический способ развития личности;

ж) технология обучения.

Вместе с тем необходимо отличать сущность проектирования от конструирования, программирования, моделирования, которые в реальной практике нередко отождествляются и даже подменяются друг другом.

Проектирование - предполагает пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса выполнения поставленной цели (включает планирование и конструирование). Может быть теоретическим.

Результат процесса - прототип, проект, преобразующий ситуацию.

Конструирование - основывается на результатах проектирования, предполагает создание конкретной, однозначной конструкции объекта, детализацию проекта, реальное воплощение задуманного в проекте.

Результат процесса - конкретный конструкт, реально воплощающийся в жизнь.

Моделирование - предполагает искусственное создание объекта в виде схемы, образа, конструкции, знаковой формы или формулы, которые отражают сущность, структуру, взаимосвязь элементов объекта.

Результат процесса - схема, формула, знаковая форма, идеальный образ в виде описания.

Программирование - предполагает определение условий и средств для поэтапного достижения прогнозируемого результата развития личности воспитанника, участников образовательного процесса.

Результат процесса – программа.

 

Подчеркнем, что определение отличий этих процессов условно, процессы сопоставимы, взаимопроникновенны.

Отметим, что в результате педагогического проектирования возникает конкретное практическое решение определенного вопроса, что отличает проектирование от научной педагогической деятельности, научного описания явления. В связи с этим современные педагоги стали все чаще обращаться к проектированию различных объектов своей профессиональной деятельности, что позволяет им предвосхищать результаты труда, системно и всесторонне анализировать и описывать тот или иной педагогический объект, определять возможные пути преобразования педагогической действительности и конкретной ситуации.

2. Объекты и субъекты педагогического проектирования.

Различные виды проектирования ориентированы на создание и преобразование разных объектов и предметов.

Объект проектирования – это среда или процесс, в контексте которых находится предмет. Предмет проектирования – это предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то, созданию чего посвящена проектная деятельность. Объект и предмет проектирования соотносятся как общее и частное.

Объектами педагогического проектирования являются:

- образовательные системы разного масштаба и их отдельный компоненты;

- педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты;

- образовательное и информационно-коммуникативное пространство;

- социально-педагогическая среда;

- система педагогических отношений;

- все виды педагогической деятельности;

- личностные и межличностные структуры;

- профессиональная позиция;

- педагогические (образовательные) ситуации;

- качество педагогических объектов (процессов).

Примеры предметов проектирования:

а) для образовательного проектирования это: образовательные программы, образовательные стандарты, типы образовательных учреждений; методические центры и др.

б) в структуре педагогического процесса это: проектирование целей, содержания, технологий.

г) в структуре содержания образования это: проектирование его концепции, программ, учебных планов, дидактических материалов и др.

Субъект проектирования – это участник проектирования, который всегда выступает как сознательный преобразователь действительности.

В зависимости от вида и целей проектирования субъектами становятся как взрослые, так и дети.

В зависимости от вида и цели проектной деятельности это могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, класс, коллектив образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества, менеджеры образования и специалисты-педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: