Представляется, что в современном образовании активно развиваются три вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату.
- социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
- психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Уровни проектирования
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. В зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях.
1. Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
2. Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответсвующеими диапазону его возможного исполльзования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план физико-математического факультета БГПУ им. М. Акмуллы).
|
3. Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, методика коллективного творческого дела).
4. Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению (определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения праздника и др.).
По мере перехода с уровень на уровень изменяется масштаб объектов проектирования и проектных задач, увеличивается степень конкретности требований в их решению, форме предоставления продукта.
Можно выделить следующие виды педагогических проектов как возможных продуктов проектирования: концепция, модель, программа, план.
Концепция – это одна из форм, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Примером может быть концепция развития воспитательной системы учреждения, которая включает в себя перспективные цели и задачи, основные идеи и принципы их осуществления.
Модель – аналог педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними.
Программа отражает концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла. Она носит методический характер и является средством организации педагогического процесса.
План – документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок их проведения.
|
Названные виды проектов тесно взаимосвязаны. Так, например, разрабатывая программу, автор обосновывает ее конкретными концептуальными положениями. Как правило, программа предполагает составление различных планов, которые ее конкретизируют в определенной ситуации.
Этапы проектирования
Структура любого проекта включает в себя четыре этапа.
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.
2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).
3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта).
4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
|
В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.
Подробнее об этих этапах рекомендуется прочитать в Главе 4 «Логика организации проектной деятельности» в книге:
Колесникова И.А. «Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. заведений /И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: «Академия», 2005. С.61-94. (см. в Литературе).
В заключение необходимо отметить, следующее.Чтобы спроектированная педагогами образовательная среда стала активной и востребованной конкретным ребенком, необходимо предусмотреть индивидуализацию учебного процесса, возможность разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ориентацией на самообразование, а также реализацию психолого-педагогического сопровождения всего образовательного процесса, которые также надо проектировать.