Документирование всех этапов сестринского процесса — это обязательное условие.




Тема 2.2. Сестринский процесс – научный метод организации труда медсестры.

 

На протяжении ряда лет цели и задачи сестринского дела, роль и функции сестринского персонала претерпевали изменения. В прошлом осталось представление о медицинской сестре как о работнике, выполняющем лишь назначения врача. Современный уровень развития сестринского дела требует от медицинской сестры умения самостоятельно оценивать состояние больного, его потребности, вести правильное наблюдение за ним, принимать обоснованные решения.

 

В настоящее время сестринский процесс является основой сестринского дела.

Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году.

Сестринский процесс (СП) – это научный метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение универсальных потребностей человека (физических, психологических, социальных), связанных со здоровьем.

В основе СП находится пациент как личность, требующая комплексного (холистического) подхода.

Цель сестринского процесса — поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека.

Сестринский процесс — процесс цикличный, и его организационная структура предусматривает пять последовательных этапов, каждый из которых тесно взаимосвязан с остальными четырьмя.

Участие пациента или членов семьи — это обязательное условие сестринского процесса.

 

Степень участия пациента зависит от нескольких факторов:

■ взаимоотношения сестры и пациента;

■ отношения пациента к своему здоровью;

■ уровня знаний, культуры;

■ осознания потребности в уходе.

 

Документирование всех этапов сестринского процесса — это обязательное условие.

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:

  1. Сестринское обследование пациента
  2. Сестринская диагностика – определение потребностей и выявление проблем пациента
  3. Определение целей и планирование помощи
  4. Реализация (выполнение) плана ухода
  5. Оценка и коррекция (в случае необходимости) полученных результатов

 

Первый этап – обследование пациента или оценка ситуации — процесс сбора информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни подтверждение ее достоверности. Цель обследования - собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нем информационной базы.

Источниками информации о пациенте могут быть:

  1. Сам пациент
  2. Родственники, знакомые, соседи по палате и т.д., прохожие
  3. Медицинское окружение: врачи, медсестры, члены бригады скорой помощи, санитарки и т.д.
  4. Медицинская документация: амбулаторная карта, история болезни, выписки об дообследовании, анализы и т.д.
  5. Специальная медицинская литература: справочники по уходу, перечень сестринских диагнозов, стандарты сестринской деятельности

Субъективные данные, полученные в ходе расспроса (беседы) - основаны на ощущениях пациента и его эмоциях, это реакция пациента на состояние своего здоровья. Это то, что говорит сам пациент и его немедицинское окружение – жалобы, общие сведения. Субъективные данные медсестра выявляет на вербальном и невербальном уровнях. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Полноценность информации будет зависеть от умения сестры расположить пациента к необходимой беседе.

Субъективное обследование медсестра начинает с паспортных данных о пациенте, затем выявляет его:

— жалобы — то, что заставило человека обратиться к медпомощи;

— анамнез жизни, болезни — историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека;

— социологические данные (взаимоотношения в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);

— интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей);

— данные о культуре (этнические, культурные ценности);

— данные о духовном развитии (духовные ценности, отношение к религии, привычки, убеждения и обычаи).

 

Объективные данные – это данные, которые получает медсестра в результате осмотра, наблюдения, измерения пациента (физикального обследования). К объективным данным относятся данные физикального обследования пациента (антропометрии, пальпации, перкуссии, аускультации), данные измерения АД, пульса, ЧДД.

Для общей оценки состояния пациента необходимы след. Показатели:

1) общее состояние пациента

2) положение в постели

3) состояние сознания

4) состояние кожи и слизистых

5) антропометрические данные

Затем переходят к обследованию различных систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и др.).

Информация о физическом состоянии может отражать как нормальные проявления жизнедеятельности, так и изменения, связанные с определенной стадией развития (например, младенец, взрослый, престарелый человек) и изменения, вызванные заболеванием. Информация о душевном состоянии позволяет дать оценку эмоционального здоровья и изменения поведения в связи с заболеванием. Информация о социальном здоровье позволяет дать оценку возможности пациента осуществлять самоуход в домашних условиях.

 

Дополнительные данные – результаты лабораторных и инструментальных обследований

(рентген, эндоскопия, УЗИ)

На основе этих данных медсестра выясняет, нарушение удовлетворения каких потребностей в связи с заболеванием или травмой имеет место и служит причиной дискомфорта.

 

10 фундаментальных потребностей:

1. нормальное дыхание

2. адекватное питание и питье

3. физиологические отправления – выделение из организма продуктов жизнедеятельности

4. движение

5. сон

6. личная гигиена и смена одежды

7.поддержание нормальной температуры тела

8. поддержание безопасности окружающей среды

9. общение

10. труд и отдых

 

 

Второй этап – сестринская диагностика определение проблем пациента.

Проблема пациента - это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Сестринская проблема - это продуманный вывод, основанный на анализе информации, полученной при обследовании.

 

Цель этапа:

  1. Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода реакции организма на его состояние, в том числе на болезнь, которые должна разрешить или устранить медсестра в силу своей компетенции
  2. Установление причин, способствующих или вызывающих развитие этих проблем
  3. Выявление сильных сторон пациента, которые могли бы предупредить или разрешить эти проблемы.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: