Особенности младшего школьного возраста




Возрастной период: младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6—7 лет и продолжается до 10—11 лет.

Социальная ситуация развития — ребенок подвержен влиянию сверстников и первого учителя.

Ведущий вид деятельности — учебная деятельность.

Личностные новообразования возраста: возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника: развитие общественной направленности: развитие познавательного отношения к действительности: складывание характера.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, что дает возможность для систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы (к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой).

На семилетний возраст приходится период второго физиологического криза (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Девочки опережают мальчиков в психофизиологическом развитии, фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на 1—1,5 года, хотя это различие и не в календарном возрасте»

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению.

Задача психолога при поступлении ребенка к школе — выявление уровня психологической готовности ребенка к обучению.

Психологическая готовность ребенка к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и степени произвольности в выполнении деятельности. Обычно выделяют несколько аспектов психологической готовности: личностную, социально-психологическую и интеллектуальную.

Под личностной и социально-психологической готовностью к обучению понимают: сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»), нравственных качеств, а также степень произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми, уровень мотивации к обучению. Внутренняя позиция школьника изменяется, становится все более содержательной (от интереса к внешним атрибутам обучения — красивый портфель, форма) — к потребности в новых впечатлениях, желании приобрести новых друзей, и лишь затем к желанию учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» хорошие отметки. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе: предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, требует определенного уровня самосознания.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов: их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

При личностной неготовности к обучению возникает комплекс проблем: проявление детской непосредственности на уроке, обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, учительница злая: мотивационная незрелость ведет к пробелам в знаниях, низкой продуктивности учебной деятельности. Интеллектуальная неготовность приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При психологической неготовности ребенка к школе возможно несколько вариантов развития:

а) вербализм — сочетание высокого уровня речевого развития, хорошей памяти с недостаточным развитием восприятия и мышления:

б) тревожность как личностная особенность, вызываемые чрезмерно высокими требованиями родителей и низкой самооценкой ребенка:

в) демонстративность, связанная с повышенной потребностью ребенка в успехе и внимании к себе окружающих;

г) «уход от реальности» в мир фантазий (в случае сочетания демонстративности с тревожностью).

Психологи интересуются и общим физическим развитием будущего первоклассника: соответствием норме показателей веса, роста, пропорций тела, мышечного тонуса. Психолог совместно с медицинским работником отслеживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно тонкой моторики кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.

Определив уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе, психолог совместно с педагогом, куратором, логопедом и медицинским работником намечают стратегию взаимодействия с ним в учебно-воспитательном взаимодействии. Полученные данные особенно значимы для организации психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным субъектом» и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Согласно концепции Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности (или при неблагоприятных

условиях развития — социальной и психологической некомпетентности), а также чувство дифференцированности своих возможностей.

Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель, который часто выступает как своего рода центр его жизни, часто как референтное лицо. Именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка. Система «ребенок—учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношение ребенка к детям (Божович Л.И., Славина И.С.), становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты учишься?» Впервые отношение «ребенок—учитель». становится отношением «ребенок—общество». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ребенок отвечает на обращение учителя «доверчивой исполнительностью» (Лейтес Н.С.). У младших школьников появляются первые обязанности в семье, связанные с их учением и трудом. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок пытается завоевать признание товарищей. В отношении со сверстниками младшие школьники ориентированы на соревновательность, они «жаждут» одобрения со стороны взрослых в присутствии товарищей, всего того, что поддерживало бы их социальный престиж. Такой вид общения получил название «кооперативно-соревновательное общение».

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Учебная деятельность — это деятельность, направленная на усвоение науки, культуры, накопленных человечеством, это деятельность по усвоению знаний. Она формируется в ходе обучения. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок ничего в них не меняет, предметом изменений становится сам ребенок. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на себя, требующий рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Рефлексия в учебной деятельности требует осознания детьми своих действий, точнее, результатов и способов анализа условий задачи. Вструктуру учебной деятельности входит:

учебная задача — это то, что ученик должен освоить;

учебное действие — это изменение учебного материала, необходимое для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;

действие контроля — указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;

действие оценки — определение того, достиг ли ученик результата или нет. Содержательно оценивая учебную деятельность ученика, учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть освоены детьми. Младшие школьники выше оценивают свою работу, если потратили на нее много времени и вложили много сил, старания, независимо от результата (Липкина А.И.). К работе товарищей они более объективны и критичны. В связи с этим их учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим критериям, часто используя приемы рецензирования, коллективного обсуждения ответов.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

• качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

• рефлексия, анализ, внутренний план действий;

• развитие нового познавательного отношения к действительности;

• ориентация на группу сверстников.

В младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.

Этот период является сензитивным для:

• формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

• развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

• раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

• развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;

• усвоения социальных норм нравственного развития;

• становления адекватной самооценки развития;

• развития навыков общения со сверстниками;

• установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Помимо учебной деятельности ребенок включен в игры, занятия спортом, искусство и элементы трудовой деятельности.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Раскрытие потенциальных возможностей первоклассников в учебной деятельности значительно облегчается в случае их успешной адаптации к школе. Под адаптацией принято понимать процесс и результат активного приспособления индивида (первоклассника) к условиям социальной среды (к условиям обучения в школе). Н. Морозова отмечает, что в младших классах у учеников нередко проявляются явления школьной дезадаптации, под которой понимается образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы или поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Она выделила пять групп первоклассников.

Первая группа — дети социально адаптированные, которые успешно учатся, не испытывая особых трудностей, справляются с учебной нагрузкой, коммуникабельны в общении с преподавателями и сверстниками, не имеют значительных отклонений в состоянии психического и соматического здоровья.

Вторая группа— группа риска в возникновении школьной дезадаптации. К ней относят детей, имеющих сферу неблагополучия личностного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку. Эти дети могут успешно справиться с учебной нагрузкой, не проявлять видимых признаков нарушения социального поведения или же проявлять их слабо.

Третья группа — группа с неустойчивой школьной дезадаптацией. К ней относятся дети, не справляющиеся с учебной -нагрузкой по одному или нескольким предметам. Чаще всего при этом неуспеваемость сопровождается существенным ослаблением психосоматического здоровья ребенка и наличием нарушений в сфере межличностных отношений.

Четвертая группа — группа с неустойчивой дезадаптацией. К ней относят детей, у которых наличие неуспеваемости

сочетается с асоциальным поведением (грубость, хулиганство, побеги с уроков и из дома, агрессивность).

Пятая группагруппа патологических нарушений. К ней

относят детей с врожденным явным или неявным патологическим отклонением, незамеченным или умышленно скрываемым родителями при поступлении ребенка в школу. Такая патология выражается:

а) психически (задержки психического развития различной степени, стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства);

б) соматически (наличие стойких физических недугов, нарушения в сердечно-сосудистой системе и др.);

в) социально (аномальные формы развития личности: стойкие и нерегулируемые противоправные действия, патологическая агрессивность).

Кризис 7 лет проявляется в том, что у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая исключает импульсивность и непосредственность. Поведение становится опосредованным и произвольным. Впервые возникает обобщение переживаний, осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения «социального Я».

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции, — учению.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский назвал обобщением переживаний, благодаря которым проявляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: