Кризис первоклассников, рано пришедших в школу.




Удовлетворены игрой, даже при субъективном стремлении к школе объективные предпосылки к учебной деятельности не сформированы. Получают первые дисциплинарные замечания, переживают неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянутся к игре. В благоприятных условиях негативная симптоматика сглаживается.

У младших школьников происходит перестройка мотивационной сферы («ядра личности», по Леонтьеву А.Н.). Среди социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения хороших отметок, чтобы обеспечить себе соответствующий статус. Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование — придают определенный смысл их учебной работе. Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Нередко доминирующей в младших классах становится мотивация достижения успеха. У детей с завышенной самооценкой появляется престижная мотивация, побуждающая их учиться лучше одноклассников, быть первыми. Взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но не способны к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи (Богоявленская Д.Б.). У неуспевающих и слабоуспевающих учеников основным является мотив избегания неудачи (последствий «двойки» — недовольства учителя, санкций родителей) и особая компенсаторная мотивация (стремление утвердиться в другой области — спорте, музыке, рисовании).

Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей становятся манерность, кривляние, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, которые исчезают по мере выхода из кризиса.

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте имеют следующие характеристики: произвольность, продуктивность, устойчивость. Эти процессы из «натуральных» (по Выготскому Л.С.) к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться во внешние психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют учение, общение, игра, труд. Репродуктивные образы — представления об известных объектах или событиях (статичные) сменяются продуктивными образами — представлениями, представляющими результаты комбинации некоторых элементов.

Внимание постепенно становится произвольным. Его объем и концентрация к 3 классу такие же, как и у взрослых. Благодаря подвижности в центральной нервной системе переключаемость внимания у ребенка превосходит эти показатели у взрослого.

Общая интегральная характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста:

• значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков:

• проявление общих и специальных способностей:

• увеличение индивидуальных различий между детьми:

• полная сформированность к 3—4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи):

• формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых;

• поддержание социального престижа среди сверстников.

Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников:

1. Адаптировать детей к работе в школе и дома.

2. Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала.

3. Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность.

4. Корректировать их самооценку и уровень притязаний.

5. Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности.

6. Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.

Исследования показали, что в младшем школьном возрасте наблюдается половая дифференциация в поведении школьников. Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения, чем мальчики. У девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков. Это показывает, что альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения (Абраменкова В.В.).

Если для мальчиков референтной (предпочтительной) является группа сверстников своего пола, для девочек — взрослый человек (учитель, родитель).

Итак, на. протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психофизиологическом и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, происходит включение в новые виды деятельности, формируется личность, складывается сложная система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: