Общие направления развития речи.




Тестовые задания для выявления уровня по теме

Домашнее задание

1. Дошкольный возраст и его особенности

Дошкольный возраст — это период с 3 до 6—7 лет.

Социальная ситуация развития — ребенок начинает активно влиять на взрослого.

Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.

Личностные новообразования — внутренняя позиция, соподчинение мотивов.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, возникающие в связи с развитием важнейших потребностей ребенка: потребности в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению системой разнообразных навыков и умений. Каждая ведущая социальная потребность приобретает самостоятельное значение.

Социальная ситуация развития. Общение со взрослым развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. Сотрудничество ребенка и взрослого в этот период носит название познавательного общения (возраст почемучек). Возникает личностная (Лисина М.И., Запорожец А.В.) форма общения, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым своего поведения, поступков и действий окружающих с точки зрения нравственных норм. В личностном общении ребенок встает в позицию ученика, отказываясь от партнерства.

Усложняется общение со сверстниками: от совместных взаимозависимых действий с предметами, игрушками (3 года) к чередованию и согласованию действий, совместному выполнению одной операции, контролю действий товарища, исправлению его ошибки, оказанию помощи, принятию замечаний и исправлению своих ошибок (6—7 лет). Эмоциональное отношение к деятельности определяет стремление к руководству, так накапливается опыт руководства и подчинения.

Слепое подражание отдельным формам поведения взрослого сменяется произвольным подражанием. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а дети вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования. Таким образом, взаимодействие ребенка со средой, и в первую очередь, с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в его психическом развитии и становлении личности.

В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые проявляются: в сознании собственного «Я», в сознании своего поведения, в интересе к миру взрослых.

Эти изменения особенно проявляются в ведущем виде деятельности дошкольника — в сюжетно-ролевой игре. Режиссерская и образно-ролевая игры становятся итогом сюжетно

ролевой игры к середине дошкольного возраста, а к 6—7 годам из нее выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.

Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями (манипулирование с предметами) и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами (обыгрывание отношений с людьми) — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями (игры по правилам; подвижные, спортивные, настольные) (таблица 8).

Таблица 8

 

 

Изменения в игровой деятельности дошкольника

 

Возраст Игровые условия Сюжет Содержание
3—4 года младший дошкольный возраст Играет, как правило, один. Включение в игру куклы или ребенка приводят к появлению соответствующего образа. Манипуляции приобретают смысл. Действия не согласованы, смена ролей. Имеют место параллельные роли (два доктора) Сюжет примитивен, соскальзывает на манипуляции с предметами. Сначала сюжет ограничен семьей, связан семейными, бытовыми проблемами, жизненным опытом ребенка (семья, детский сад, профессии, сказки). Игра продолжается 10— 15 мин В сюжетно-ролевых играх подражают взрослым. Имитируют предметную деятельность: трут морковку, моют посуду. Поглощены процессом выполнения действий, забывая о результате. Действия детей не согласованы, роли сменяются
4—5 лет средний дошкольный возраст Совместные игры приобретают ролевую окраску. В игру подключаются взрослые, дети, используются игрушки. Исключены параллельные роли. Распределяют роли до начала игры Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни. Игра 40—50 мин Имитируют отношения между людьми, этому подчинены игровые действия. Действия с предметами отодвигаются на второй план. Контролируется правило выполнения ролей
5-6(7) лет старший дошкольный возраст Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. В реализации роли большое место отводится речи. У детей от 7 до 10 ролей. Игровое действие осуществляется с предметами-заместителями, природными материалами, игрушками, собственными самоделками Сюжеты совместно строятся и творчески развиваются. Характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Большое место занимают игры с общественными сюжетами и эпизодами из сказок. Дети смелее и разнообразнее в играх комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Играют от нескольких часов до нескольких дней В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры. Ролевая игра смыкается с играми по правилам

В игре дошкольники:

1) учатся полноценному общению друг с другом, несмотря на присущий им эгоцентризм. Они договариваются друг с другом, предварительно или в процессе самой игры распределяя роли;

2) произвольно управляют своим поведением посредством подчинения правилам (через внешний контроль со стороны товарищей по игре или взрослого). К концу дошкольного возраста проявляется самоконтроль;

3) претерпевают изменения мотивационно-потребностной сфере от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям;

4) развивают творческое воображение (через импровизацию в реализации замысловатых сюжетов), произвольную память, преодолевают познавательный эгоцентризм (следование своему представлению о вещах);

5) меняют свою позицию, учатся вставать на место другого, учитывают требования роли, координируют разные точки зрения;

6) обогащают запас знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас, совершенствуют средства выразительности;

7) развивается знако-символическая функция сознания как возможность замещения предмета знаком.

Игра — это школа «морального» поведения. Е.Е. Кравцова выделила три генетически преемственные формы игры: режиссерскую, сюжетную и игры по правилам.

В режиссерской игре ребенок не принимает на себя роли, а управляет игрушкой, действует через нее. Например, ребенок катает кубик вместо машинки. Коллективная режиссерская игра нередко включает элементы продуктивной деятельности: рисование, конструирование.

В сюжетной игре ребенок принимает на себя роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми по определенным сюжетным линиям.

Игры по правилам характерны для старших дошкольников. В них дети учатся подчиняться правилу. В игру включаются элементы учебной деятельности.

К продуктивным видам деятельности ребенка относятся также изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, а также трудовая и познавательная виды деятельности. На разнообразие тематики детского рисунка влияют общее развитие ребенка, варианты рисования, стереотипы, шаблоны, предлагаемые взрослыми. Содержание рисунков обусловлено ценностной ориентацией национальной культуры и семьи дошкольника; половой принадлежностью, степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую ситуацию, индивидуальной привязанностью ребенка к какому-нибудь предмету в определенных промежутках времени. В рисунках ребенка представлен его опыт действия с предметом, зрительные впечатления от предмета, графические образы, полученные от взрослого знания, умения. Рисунки детей неполные и неточные, но легко узнаваемые сверстниками. С возрастом у дошкольника увеличивается ориентация на зрительные впечатления. У тревожных детей и неуверенных в себе детей в рисунках преобладают мрачные тона: черные, темные. Активные дети часто выбирают красный цвет, у детей, стремящихся к покою, отдыху доминирует синий, а оптимистически настроенные дошкольники часто разукрашивают свои рисунки желтым цветом. Цвет в рисунке может использоваться произвольно и выражать отношение к объекту.

Самой первой стадией рисунка является стадия лишенных смысла штрихов, с помощью которых ребенок просто подражает действиям взрослых. К началу третьего года следует стадия бесформенных изображений, в которых ребенок стремится выразить образ, но определить смысл нарисованного без него невозможно. С 4—5 лет ребенок вступает в стадию «схематического рисунка». На начальных этапах — это «головоногие человечки», затем примитивные схемы изображений. На стадии правдоподобных изображений происходит постепенный отказ от схемы и возникает попытка воспроизвести действительный вид предметов. Рисункам присуща «непропорциональность», «прозрачность», но уже имеет место перспектива (Смирнов А.А.). Детский рисунок в целом — переход от символа к знаку.

Конструктивная деятельность ребенка развивает умение видеть предмет, определять его предназначение, выявлять свойства деталей. Такой вид деятельности развивает личностные качества (трудолюбие, терпение, усидчивость), познавательные процессы (двигательную и зрительную память, восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Конструктивная деятельность подразделяется на деятельность по образцу (собирается при детях, предъявляется расчлененный или целостный образец и образец в виде рисунка). Дети обследуют предмет, выделяя основные части, анализируя взаиморасположение частей.

Конструктивная деятельность по условиям предполагает выдвижение воспитателем условий, поощрение инициативы и творчества в выборе разных путей решения конструктивной задачи; обобщение представлений о типах построек; обобщение умений их создавать; создание условий для творческого конструирования.

Конструирование по замыслу осуществляется в игровой деятельности, имея практический смысл. Дети учатся планировать, совместно обсуждать замысел, подчинять ему свои желания.

Трудовая деятельность дошкольника находится в тесной связи со всеми другими видами продуктивной деятельности. Она тесно связана с игрой, не имеет общественно значимого результата, служит средством развития личности. Ознакомление с трудом взрослых у дошкольников происходит в ходе прослушивания рассказов, ведения бесед, походов на экскурсии, рассматривания картинок. В 3 года зачатки трудовой деятельности осуществляются совместно со взрослым, в 3—4 — труд рядом, в 4—5 — общий труд, в 5—6 — общий коллективный труд. Организация трудовой деятельности дошкольника включает формирование мотивов работы, обучения способам ее исполнения, выработки соответствующих навыков и умений, обучение планированию и согласованию действий.

Наблюдается усложнение познавательной сферы дошкольника.

Ощущение и восприятие. Утрачивает аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяют произвольные действия — наблюдения, рассматривание, поиск.

Наблюдается сенсорное развитие — совершенствование различных видов ощущения, восприятия, наглядных представлений. Снижение порогов ощущений ведет к повышению остроты зрения, точности цветоразличения, развитию фонематического и звукочастотного слуха, возрастанию точности оценок веса предметов.

Ребенок овладевает перцептивными действиями, т. е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и усваивает такие сенсорные эталоны (образцы чувственных свойств и отношений), как геометрические формы (квадрат, треугольник, круг), цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка.

Усложняется ориентировка в пространстве: ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане, чертеже комнаты. С трудом формируется ориентировка во времени: с восприятия режимных временных отрезков переходят к восприятию сезонных изменений, дней недели. Лучше представляют настоящее время, с трудом ориентируются в будущем. Восприятие связано с развитием речи и нагляднообразного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности дошкольников.

Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления (Л.С. Выготский):

1. У 3—4-летних детей доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, а у одаренных и слуховая.

2. Произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания. Сначала ребенок осознает цель припомнить, затем цель запомнить, он научается использовать специальные приемы запоминания (5—6 лет — повторение, 6—7 лет — группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого картиной и т. д.).

3. Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию в процессе игровой и учебной деятельности.

4. В младшем и среднем дошкольном детстве запоминание и воспроизведение осуществляется в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации, в старшем — с помощью усвоения мнемических операций, помогающих лучше запоминать, полнее и точнее воспроизводить удержанный в памяти материал.

К началу дошкольного возраста у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы (связь запоминаемого с эмоциональными- переживаниями) — 75% людей помнят себя с трех лет.

На протяжении дошкольного детства легко запоминаются интересные эмоционально-значимые события (эмоциональная память), непроизвольно запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, если ребенок сопереживает героям. Легко запоминает стихи, совершенные по форме: звучные, ритмичные. Наряду с механической памятью активно развивается смысловая. Хорошо развита эйдетическая память (восстановление в памяти зрительного образа виденного).

Мышление. У дошкольников наблюдается дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения: улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Детский интеллект (Подцъяков Н.Н.) функционирует на основе принципа системности, в нем представлены все виды и уровни мышления.

Развитие логического мышления предполагает оперирование словами и понимание логики рассуждений. Однако у большинства дошкольников проявляется феномен Пиаже — непонимание законов сохранения количества и числа предметов при изменении их формы или взаимного расположения друг относительно друга. Детскому мышлению присущ эгоцентризм — центральная особенность мышления, скрытая

внутренняя позиция. Детское мышление характеризует — интеллектуальный (ребенок уверен, что ветви дерева производят ветер) и моральный реализм (о поступке ребенок судит не по намерениям, а по внешнему материальному результату) — «хуже поступил тот, кто случайно разбил 10 чашек, чем тот, кто нарочно разбил 1 чашку», так как потери в первом случае больше). Пиаже Ж.

Детские представления развиваются от реализма к объективизму, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрическое отношение между «Я» и миром постепенно сглаживается. Идет развитие детских идей от абсолютности («реализма») к реципроктности («взаимности»), т. <е. открытию и учету ребенком мнения других людей) и релятивизму (переходу от абсолютности к относительности — «Солнце больше Земли»). Качественным своеобразием детской мысли являются синкретизм (тенденция связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), нечувствительности к противоречию.

Развитие мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслительные операции (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимосвязей). Старшие дошкольники способны решать несложные задачи по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану.

Воображение. В первой половине дошкольного детства преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде эмоционально окрашенных образов. Образы не существуют самостоятельно, им нужна опора в игровой деятельности. В играх расширяется использование предметов-заместителей (символическая функция).

К трем годам воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково опосредованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. В 3—4 года — «опредмечивание» образа действия, изменение, уточнение образов. В 4—5 — планирование, составление в уме программы действий. Ребенок научается замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

В аффективном воображении с 3 до 4—5 лет отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях сказок, вслед за этим ребенок строит воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии о себе как положительном герое). Затем дети начинают использовать механизмы психологической защиты (например, проекции-приписывания собственных отрицательных поступков другому). К 6—7 годам ребенок способен жить в воображаемом мире.

В целом воображение развивается по следующим направлениям:

1) расширение замещаемых предметов и совершенствование операции замещения;

2) совершенствование операций воссоздающего воображения (создание на основе описаний, тестов, сказок, сложных образов и их систем), обогащение образов личностным отношением, яркостью, насыщенностью, эмоциональностью;

3) развитие творческого воображения (понимание и применение приемов выразительности — метафоры, гиперболы);

4) развитие опосредованности и преднамеренности воображения (создание образов в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контроль за их соответствием поставленной задаче).

К 6—7 годам 20% детей способны произвольно, самостоятельно порождать идеи и воображать план их реализации. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника, и в особенности, рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра.

Речевое развитие дошкольников (таблица 9). Общение у детей становится внеситуативно-личностным (Лисина М.И.). Взрослых воспринимают как эрудитов, прислушиваются к их мнению.

Совершенствуется практическое употребление речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Общие направления развития речи.

1. Совершенствование звукопроизношения и понимания обращенной речи; развитие звуковой стороны речи, завершение фонематического развития.

2. Увеличение словарного запаса; усложнение пересказа сказок, рассказов.

3. Перерастание ситуативной речи (общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов) — в контекстную (речь, описывающую ситуацию, и понятную без непосредственного восприятия этой ситуации), в связную (указание главных связей и отношений в ситуации) и в объяснительную (последовательное изложение, указание на связи в ситуации, которые имеют существенное значение для умственного развития детей).

4. Практическое овладение речью (младший и средний дошкольный возраст) и анализ речи: осознание различий между предметом и словом, понимание того, что слово — знак предмета и что речь — совокупность предложений и слов.

5. Овладение обобщениями различного уровня, содержащимися в слове; осознание причинно-следственных связей и, как следствие, умение продолжить рассказ, сказку по предложенной теме; появление связных форм речи, овладения законами родного языка.

6. Замещение эгоцентрической (речи для себя) речью, приобретающей функцию планирования, письменной речью. Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции поведения.

7. Осознание «строения речи», интерес к звуковой форме, видоизменение слова, «изобретение новых», сочинение рифм («Муж стрекозы — стрекозел», «Мама сердится, но быстро удобряется», «Бабушка, ты моя лучшая любовница»), возрастание выразительности речи. Это возраст «гениальных лингвистов».

8. Речь становится орудием мышления и средством познания, наступает интеллектуализация познавательных процессов.

9. Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы; слушание, беседу, рассуждение и рассказы.

10. Возникают предпосылки для освоения грамоты и овладения письменной речью.

Развитие внимания. Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость. Дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления. Если дошкольника 4—5 лет просить постоянно говорить вслух то, что он держит в сфере своего внимания, то он будет в состоянии его удерживать. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов в течение 6—8 секунд (3—4 года) — 12—20 секунд (6—7 лет), при слушании сказок, при выполнении интеллектуально-значимых действий (игры-головоломки, загадки). Интенсивно развивается способность к произвольному вниманию (7 лет), которое становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Появляются элементы после произвольного внимания.

Эмоционально-волевая и личностная сфера дошкольника. Это «период первоначального складывания личности» (Леонтьев А.Н.). Существенное изменение претерпевает самосознание — образ «Я» как аффективно-когнитивное образование (Лисина М.И.), опыт индивидуальной деятельности влияет на построение когнитивного отношения к себе (знаний о себе), а опыт общения со взрослыми и сверстниками — аффективного (эмоционального) отношения человека к себе. На третьей году формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения».

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний (степень трудности целей, которые дошкольник ставит перед собой). Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; самооценка от общей переходит к дифференцированной; возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Главное достижение возраста — четкая, уверенная, в целом положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

У старшего дошкольника проявляется определенная линия поведения. Ведущими становятся общественные моральные мотивы, ребенок может отказаться от интересного для него дела во имя значимого. Возникает соподчинение мотивов: одни становятся первостепенными, другие — подчиненными. Формируются новые мотивы: игровые, трудовые, учебные, к процессу рисования и конструирования, изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми — интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослый, получить его одобрение и сочувствие оценку и поддержку. По отношению к сверстникам развиваются мотивы самоутверждения и самолюбия. Особое место занимают нравственные мотивы, усвоение норм поведения, понятие своих поступков и поступков других людей.

Кризис 6—7 лет. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности (ориентировка на то, что принесет ребенку общественная деятельность);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, душа закрыта);

3) симптом «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо).

Дошкольник замыкается и становится неуправляемым. Возникает внутренняя жизнь. Кризис связан с осознанием своего места в системе общественных отношений; открытием социальной позиции школьника, периодом рождения социального «Я» (Божович Л.И.). Кризис испытывают дошкольники, запаздывающие с переходом в школу. Игра вытесняется на второй план продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности, у ребенка формируется объективное желание стать школьником, но формальный переход к учению запаздывает, что вызывает эмоционально-личностный дискомфорт, негативную симптоматику в поведении.

Итак, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития — линия:

— формирования произвольного поведения;

— овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

— перехода от эгоцентризма к децентрации (дифференциация себя от другого и предположение точки зрения партнера по общению).

Центральные новообразования этого возраста — соподчинение мотивов и самосознание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: