Занятие 4
(Содержание и организация взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи)
Слайд Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей.
Проблема 1 - В условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического характера усилилась тенденция самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Проблема 2 - Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Слайд Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Слайд Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Порассуждаем:
Слайд Российский педагог Владимир Абрамович Караковский: «….Нельзя всю сложность и многообразие отношений семьи и учреждения образования уложить в несколько шаблонов. Мне хорошо известны примеры прекрасного взаимопонимания и согласия. Но даже в этом случае не надо обольщаться и выдавать желаемое за действительное: полного совпадения интересов быть не может, и никакое даже самое хорошее учреждение образования семьи не заменит.
Скажу больше: сегодня расхождения между ними усиливаются. В семье идет переориентация на иные, чем прежде, ценности, дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, и новые идеологические установки нередко приводят к напряжению в отношениях дедов, отцов и детей.
А образование продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Его нравственная программа не может меняться в зависимости от моды. Оно всегда накапливало и передавало новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живет человечество. Одна из таких истин: нравственное здоровье и благосостояние семьи – залог нравственного здоровья и благосостояния общества».
- Подтверждает ли ваш опыт данное высказывание?
- Согласны ли вы с утверждением автора о том, что расхождение между образованием и семьей усиливаются? Аргументируйте свою точку зрения.
Слайд Педагог-психолог И. Лаптева: «И родители, и педагоги – каждый по-своему – участвуют в воспитании. У каждого есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на него. Педагог имеет возможность наблюдать его в общении с товарищами, взрослыми, в процессе учения, т.е. в тех ситуациях, которые большей частью недоступны наблюдению родителей, поэтому они, очевидно, и не имеют полного знания о развитии своего чада.
Но педагог не знает о жизни ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и с самим собой, и у него также нет целостной картины развития. Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.
Увы, как в прошлом, так и, особенно, в настоящем отсутствует полное единство целей и задач семьи и общества, и это является причиной многих противоречий в отношениях педагогов и родителей».
- Как проявляются противоречия в отношениях педагогов и родителей?
Слайд Отношения между педагогами, детьми и родителями строятся по принципу треугольника: ребенок оказывается включенным в две микросреды. По сути цель педагогов и родителей одна – воспитание ребенка. В оптимальном варианте между ними должно быть подлинное взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь. Но в реальной педагогической практике нередко случаи разобщенности, непонимания, недоверия, взаимной неприязни, противоборства.
Почему так происходит? Проанализируйте причины противоречий между педагогами и родителями.
Кодекс РБ о браке и семье: За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Однако очевидным стало то, что часть семей (по результатам некоторых исследований – значительная) не справляется с воспитанием детей.
Как должны действовать педагоги в этом случае?
Слайд Проанализируйте следующие варианты отношений учреждения образования и семьи: формально-административный, терпимо-дружественный, конфликтный. Продолжите заполнения таблицы
Типичные варианты | Позиция семьи | Позиция УО |
Формально-административный | Мы вам сдаем детей и вы обязаны их учить и воспитывать. Вам за это деньги платят. | Вы обязаны контролировать занятия и поведение своих детей, в противном случае мы вас вызовем в детский сад, направим письмо по месту работы. |
Терпимо-дружественный | Надо участвовать в жизни детского сада, группы, куда ходит ребенок, помогать воспитателю в оформлении помещения, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему лучше будут относиться. | Семья обязана помогать педагогам в обучении и воспитании детей, особенно сегодня, когда учреждения образования нищенствуют. Такие отношения особенно хорошо действуют в младших группах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только накануне выпуска. |
Товарно-денежный | Знание - товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор педагогов, но и детского сада (частный, центр развития) может определяться родителями. | Кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи, чтобы выторговать для сада и педагогов определенные блага. |
Конфликтный | Учреждение образования - это источник неприятностей, педагоги – ограниченные деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в саду невыносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его – переводи, нет – терпи. | Семья смотрит на нас как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалы. Ну тогда пусть пеняет на себя. |
Слайд В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами приоритетные задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Слайд Основные направления работы с семьёй:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Слайд основные принципы:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.