Воспитатель, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах семейного воспитания. Откровенность должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия со стороны родителей.
С целью упрочения контактов педагог не должен демонстрировать родителям свою всесильность и непогрешимость, напротив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета.
На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка.
VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества
Обсуждается конкретный план целенаправленных воздействий на ребенка. Это стадия углубления и расширения педагогического сотрудничеств, период распределения принятых и согласованных ролей, реализация единых педагогических воздействий.
Как и на предыдущих стадиях, на последней нецелесообразно предлагать готовые решения, оказывать прямое давление на родителей, необходимо создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Воспитатель анализирует действия родителей, одобряет порой даже незначительные успехи в воспитании.
На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку.
Основными признаками сотрудничества являются:
• целенаправленность (стремление к общей цели);
• мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
• целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
• структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
• согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
• организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
• результативность (способность достигать результата).
Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
Задания для 3 групп
1. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
делается выбор детского сада для второго ребенка;
родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
2. А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
3. А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:
изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
происходит более тесное общение между родителями;
родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).
Слайд Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Слайд К традиционным относятся такие как: родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации. Индивидуальные
• беседы
• посещения на дому
• выполнение индивидуальных поручений
Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что родители предпочитают находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги) нежели в беседе с педагогом
Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слайд Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования.
Слайд, слайд
Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:
●обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
●проявление искреннего интереса к ним;
●умение выслушать;
●проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
●беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
●умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.