I. Тема– Влияние профессии журналиста на жизнь человека. Сложности поиска работы.
II. Жанр текста – фабульный фельетон.
Уровни текста | Приемы поэтики | Разновидность приема | Цитата из текста (первая фраза) | |
Образ автора | Определить позицию: автор – участник, автор-наблюдатель, автор-комментатор, автор-повествователь. | Автор-участник | «… Первый вопрос ко мне звучал с нескрываемым сарказмом» | |
Социальные роли: профессиональные, возрастные, межличностные, гражданские и т.д. | Межличностные, профессиональные, возрастные. | «В отделе меня так и звали «Мальвина», добавляя: -Да она ж бывшая журналистка, — с налетом снисходительности.» «…в серьезных изданиях, требовалось высшее образование, солидный опыт, возраст от 25» | ||
Формы присутствия: от 1-го лица, от 3-го лица, от обобщенного мы (разные степени включения в материал) | От 1-го лица | «… Первый вопрос ко мне звучал с нескрываемым сарказмом» | ||
Хронотоп | 1.Сюжет – внутренний стержень повествования (основная идея развития действия: например, в течение очерка герой преодолевает свой страх или меняется, или меняется отношение автора к герою) | Молодую журналистку сокращают в местном издании и она переезжает в Москву, где ищет работу по специальности, но в итоге, вынуждена идти работать секретарем. | ||
2.Композиция (посмотреть определения типов композиции в учебном пособии). | Повествование Экспозиция (короткая) –предложение с многоточием в начале, завязка (короткая) –уход из местной газеты, развитие действий –поиск работы в столице, развязка – устройство на работу и мысли о том, что что-то все-таки не так. | |||
3.Система персонажей | Главный герой– сам автор(журналистка) Эпизодические персонажи– работодатели, коллеги. | «В отделе меня так и звали «Мальвина», добавляя: -Да она ж бывшая журналистка, — с налетом снисходительности.» | ||
4.Пейзаж | Городской | |||
5.Описание места действия | Москва, Офис | «Я сижу в офисе, печатаю приказ об увольнении, но периодически смотрю в окно…» | ||
6.Деталь (помимо примера, определить тип) | ||||
7.Приемы создания образа героя: | Героиня девушка-бунтарка с яркой внешностью | |||
7.1.Речевая характеристика (монолог героя, диалоги, внутренняя речь героя) А.Манера речевого поведения (темп речи, громкость, тембр, яркая артикуляция, повтор, интонирование) Б.. Особенности произношения (картавость, акцент, диалектизмы в произношении) В. Особенности лексики (диалектизмы, слэнг, неологизмы, профессионализмы и т.д.) Г. Особенности синтаксиса (парадоксальность, афористичность, обрывочность фраз или длинные предложения и т.д.) Д.. Повтор слова или фразы в разных репликах героя (Пример: Помнишь, Марин?) | 1)Лексика Просторечия, неологизмы 2) Синтаксис Антитеза 3) Стилистика Разговорный тип речи. автор рассказывает нам свою историю | 1)«… и «вышки» нет, главное верить». 2) «Полный простор фантазии, никаких унылых дресс-кодов» 3) «-А почему волосы такие яркие? — -Мне так нравится!- растерялась я». | ||
7.2Портретная характеристика | Героиня девушка-бунтарка с яркой внешностью | «Единственное, что мне мешало начать новую жизнь – яркий цвет волос и пирсинг в носу.» | ||
7.3. Поступки героя | Противостояние общепринятому мнению | «Когда-то в школе я активно выступала против тех, кому не нравились мои фейс, манера одежды и поведения» | ||
7.4. Эмоциональные реакции | Непонимание, как внешность может влиять на ее способности. Осознание того, что пришлось «прогнуться» под мир | «-А почему волосы такие яркие? — -Мне так нравится!- растерялась я». «Вроде бы, все хорошо. Но что-то не так… совсем не так…» | ||
7.5. Прямая характеристика героя (авторские характеристики, в то числе метафоры, сравнения, оценки) | Автор описывает саму себя | «Единственное, что мне мешало начать новую жизнь – яркий цвет волос и пирсинг в носу. « | ||
Ассоциативный уровень | 1.Подтекст: цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы. 2.Контекст: указание связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или с текстами этого жанра. | Ссылки на исторического персонажа/цитирование | «В общем, не вняв Макаревичу, что «однажды мир прогнется под нас»» | |
Интонационно-речевой | Приемы речевой оценки: Лексика (эпитеты, эпитеты, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраза, заимствования, лексическая сочетаемость).В фельетоне усиливается роль приемов речевой игры (+парадокс, авторские неологизмы и т.д.) В эссе – велика роль метафоры и сравнения. Синтаксический уровень (антитеза, анафора, эпифора, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, парцелляция). Стилистика (просторечия, жаргонизмы, стилистический контраст – в фельетоне; сочетание научного, публицистического и разговорного стилей в эссе, особые стилистические решения при создании образа героя в очерке). | 1)Лексика Просторечия, неологизмы 2) Синтаксис Антитеза 3) Стилистика Разговорный тип речи. автор рассказывает нам свою историю | 1)«… и «вышки» нет, главное верить». 2) «Полный простор фантазии, никаких унылых дресс-кодов» 3) «-А почему волосы такие яркие? — -Мне так нравится!- растерялась я». |
|
|
|