Цель предмета – совершенствование исполнительского мастерства
Задача предмета:
- Развитие полиритмичности и полицентричности исполнения;
- Развитие творческой активности с помощью импровизации
- Обучение приемам контактной импровизации;
Тема 2.1. «Новый танец»
1) Основоположники и последователи джаз-модерн танца (А.Дункан,РутДенисон, Рудольф Лабан, Марта Грэхэм, Хосе Лимлн, МерсКенингем, Элвин Эйли, Морис Бежар, Мац Эк);
2) Contemporary;
3) Контактная импровизация.
Тема 2.2 Методика упражнений джаз-модерн танца.
1) Комплексная форма разогрева;
2) Изоляция: полиритмия, полицентрия;
3) Комбинации всех возможных движений торса в развернутых комбинациях;
4) Комбинации в партере с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника, падений и подъемов
5) Кросс
· с использованием всего пространства зала с координацией 3-4 центров;
· шаги с использованием contraction и release;
· смена направлений;
· соединение шагов, прыжков и вращений в ещиные комбинации;
· изучение вращений по кругу, лабильных вращений.
Тема 2.3. Методика упражнений модерн-танца.
1) Техника D.Miller
2) Техника R.Laban
3) Техника SkinnerRelease
Тема 3.3 Исполнительское мастерство.
1) Атмосфера (возникновение, динамика, миссия);
2) Окраска жеста, действия;
3) Импровизация;
4) Активность;
5) Стиль;
6) Индивидуальность.
Тема 3.4.Постановочная работа.
1) Работа над этюдами в характере джазового танца;
2) Работа над этюдами в характере танца модерн;
3) Работа над номером.
Раздел 3. Клубный танец.
Тема 3.1. Молодежная субкультура и танец.
1) Активный отдых и танец;
2) Мода и танец;
3) Музыкальные направления и танец.
Тема 3.2 Методика движений клубного танца.
1) Методика движений стиля R’N’B;
2) Методика движений стиля street-dance.
Тема 3.3. Исполнительское мастерство.
1) Самостоятельное сочинение комбинаций в характере клубного танца;
2) Импровизация;
3) Батлы.
Тема 3.4. Постановочная работа.
1) Работа над номером.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УГЛУБЕННЫЙ КУРС
№ пп | название разделов и тем | всего часов | теор. | практ. |
джаз-модерн танец | ||||
1.1 | методика упражнений джаз-модерн танца | - | ||
1.2 | импровизация | - | ||
1.3 | постановочная работа | - | ||
спортивный танец | ||||
2.1 | гимнастика | - | ||
2.2 | акробатика | - | ||
2.3 | работа с предметами | - | ||
всего часов |
Цель углубленного курса – работа над художественной выразительностью исполнения.
Задача углубленного курса:
· Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках базового курса;
· Знакомство с предметом «арабский танец»;
· Развитие индивидуальных способностей;
· Подготовка концертных и конкурсных номеров
Раздел 1. Джаз-модерн танец.
Тема 2.1 Методика упражнений джаз-модерн танца.
1) Методика упражнений джазового танца;
2) Методика упражнений модерн танца;
3) Методика упражнений contemporary.
Тема 2.2. Импровизация.
1) Коллективный тренинг «ромб»;
2) Индивидуальный тренинг «атмосфера, предмет, действие»;
3) Групповой тренинг «арифметика»;
4) Взаимодействие;
5) Контактная импровизация в группах.
Тема 2.3. Постановочна работа.
1) Разучивание лексики номера;
2) Работа над исполнительским мастерством.
Раздел 3. Спортивный танец.
Тема 3.1. Гимнастика.
1) Комбинации ранее изученных движений на середине зала;
2) Комбинации ранее изученных движений в перемещении по линейным рисункам;
3) Комбинации ранее изученных движений в круговых рисунках.
Тема 3.2. Акробатика.
1) Комбинации ранее изученных движений.
Тема 3.3 Работа с предметами.
1) Методика упражнений с обручем;
2) Методика упражнений со скакалкой;
3) Методика упражнений с мячом.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Поскольку данная программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по программе необходимы:
- Балетный зал (класс), оборудованный станками, зеркалами и имеющий паркетное (деревянное) покрытие;
- Раздевалки;
- Аппаратура: аудиомагнитофон; видеомагнитофон, телевизор;
- Аудиозаписи для проведения занятий, аудионосители для фонограмм (CD и MD);
- Фортепьяно (для проведения занятий по ритмике, классическому и народному танцам);
- Гимнастические маты;
- Шведская стенка;
- Гимнастическая скамейка;
- Утяжелители для рук и ног, скакалки, гимнастические палки, ленты, вымпела, обручи, мячи;
- Костюмы и обувь для выступлений;
- Подборку видематериалов для видеопросмотров;
- Подборку специальной литературы (библиотечка) для учащихся, родителей, педагогов.
Кроме этого, необходимо участие концертмейстера в проведении уроков ритмики, классического и народного танца.
. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главное звено этой работы - создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, концертов, выступлений, совместные посещения соревнований, чемпионатов, конкурсов, фестивалей.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога - создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям приобретать знания и умения, но и чувствовать себя единым целым.
Эффектным стимулом к самосовершенствованию являются творческие встречи (совместные занятия) с другими коллективами. Целесообразно на таких занятиях сочетать освоение нового материала, показательные выступления и соревновательный момент. Желательно, что бы финалом такой встречи стало внеурочное общение - игровая программа, чаепитие, дискотека, поход и т.п. Это способствует формированию доброжелательных отношений между танцевальными коллективами, развивают и укрепляют чувство коллективизма.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Большое значение в реализации программы играет проведение интегрированных уроков.
· Интересным является такой вариант урока, на котором вместе занимаются дети разных возрастных групп. Старшие участники чувствуют ответственность за себя и за младших, у младших, имеющих перед глазами живой пример более подготовленных ребят, появляется дополнительный стимул к творческому росту, желание быть похожими на старших.
· Данные уроки могут проводиться как по одному направлению, так и объединять различные направления хореографического искусства.
· Возможно проведение занятий, объединяющих хореографию и предметы эстетического цикла: фольклорное пение, музыку, декоративно-прикладное творчество, литературу и т.д.
· Один из вариантов урока – видеолекция. На нем ученики имеют возможность познакомиться с образцами хореографического искусства – балетами и спектаклями в исполнении известнейших трупп, с творчеством ведущих коллективов и хореографов, конкурсными выступлениями лучших танцевальных коллективов на уровне мира и Европы. Просмотры сопровождаются рассказом педагога. Кроме этого, целесообразно периодически устраивать видеопросмотры с последующим обсуждением конкурсов и концертов, в которых участвовали сами дети. Таким образом они приобретают навык самоанализа и самоконтроля, толерантного отношения друг к другу и другим коллективам.
ИННОВАЦИОННЫЕ УРОКИ
Для более глубокого развития индивидуальных творческих способностей, активности в приобретении знаний и исполнительских навыков, развитию способности анализировать и понимать целостность и многогранность хореографического искусства в программу вводятся инновационные уроки.
- Уроки, построенные на принципах опережающего обучения. Возможно: проведение уроков с детьми разных возрастов; ведение урока базового курса детьми, которые изучают тот же предмет на уроках углубленного курса; введение в урок ознакомительной информации «Что мы будем изучать через месяц?».
- Уроки, построенные на принципах проблемного обучения. На данных уроках учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, либо предлагает рассмотреть явление с различных позиций (например: исполнителя, зрителя, члена жюри, члена команды соперников, директора театра, педагога, журналиста), а так же побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Уроки с использованием встречных технологий, когда учитель дает тему урока,а ученик сам формулирует задачу и совместно с учителем находит способы и пути ее решения.
- Урок с применением рефлексии, когда ученик сам делает выбор – чем он будет сегодня заниматься? почему? В конце урока он делает самооценку своей деятельности.
- Уроки с использованием технологии индивидуализации обучения, когда применяется нелинейная конструкция урока: 1 часть – обучение всех, 2 часть – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для большего творческого роста ребенка педагогу необходимо тесное сотрудничество с родителями учащихся. Привлечение родителей к мероприятиям способствует совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, совместные вечера отдыха. Они привлекаются для пошива костюмов, помощи на выступлениях и конкурсах. Кроме того, программой предусмотрена возможность родителям самим научиться танцевать на дополнительных занятиях по арабскому танцу и танцевальных фитнес-программах.
Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.
месяц | работа с учениками | работа с родителями | праздники | |
эстетическое воспитание | система контроля | |||
сентябрь | беседа «Почему люди танцуют?» | анкетирование с целью выявления мотивации обучения | родительское собрание: знакомство с аспектами работы коллектива, выборы родительского комитета | выход на природу |
октябрь | тематический вечер о многообразии стилей хореографического искусства «Его величество танец» | медицинский контроль сдача нормативов по осн.показателям ОФП | уроки-консультации «Что мы делаем и как это делать правильно?» | празднование дня рождения коллектива |
ноябрь | психологический тренинг «Готовимся к выступлению» (мотивация, псих.установки, приемы адаптации) | социометрический контроль, коррекция микроклимата в коллективе | консультация «Готовимся к выступлению» (подготовка костюма, искусство макияжа, прически, правила питания) | |
декабрь | конкурс рисунков «Танцующий город» Просмотр и обсуждение видеозаписей Чемпионата Поволжья | открытые контрольные уроки по предметам, зачет по терминологии | индивидуальные собеседования по результатам открытых уроков | новогодний вечер отдыха |
январь | беседа о современной хореографии «Другой танец», творческая встреча с хореографическим коллективом | сдача нормативов по осн.показателям ОФП и СФП | родительское собрание «Работа ОРТО в новом году и планирование работы коллектива в системе ОРТО» | |
февраль | бесед об истории и современности классического танца «Волшебный мир балета» посещение уроков хореографической школы с последующим обсуждением | медицинский контроль | подведение итогов работы родительского комитета за истекший период (осень-зима) и определение перспектив на следующий период (весна-лето) | вечер отдыха «Праздник души всегда со мной» |
март | просмотр с последующим обсуждение видеозаписей конкурсов | психологическое тестирование | встреча с специалистами (медиком и психологом) | |
апрель | тематический вечер «Мы вместе» (о интеграции хореографического и других видов искусств) | сдача нормативов по осн.показателям ОФП и СФП | подведение итогов учебной деятельности, консультации по результатами медицинского и психологического тестирования, | посвящение в коллектив новых участников, подведение итогов внутриколлективого конкурса «Созвездие» |
май | просмотр с последующим обсуждение видеозаписей выступлений коллектива на конкурсах в течении года | медицинский контроль, открытые зачетные уроки, подведение итогов за год | родительское собрание по итогам работы коллектива в течении учебного года и определение перспектив на летний период | выезд на природу |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Андреева Р.М., Донцов А.И. Межличностныое восприятие в группе. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Богданов А.Г. Урок русского народного танца – М.,1995.
- Гусев Г.П. методика преподавания народного танца: упражнения у станка. - М., 2003.
- Ермаков С., Танец живота. – Н.., 2005
- Зацепина К., Климов А., Ристер К., Толстая Н., Форманянц Ф., Народно-сценический танец. - М., 1976
- Закон РФ «Об образовании». //Педагогический поиск. - № 7-8
- Климов А., Основы русского народного танца., 2-е изд. - М., 1994
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001
- Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца.- Л.-М., 1939
- Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М., 2001
- Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М, 1984.
- Луговская А., Ритмические упражнения, игры и пляски. – М., 1991
- Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002.
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. – М., 1998
- Поляков С.А. В поисках педагогическойинноватики. – М.,1998.
- Полятков С.С., Основы современного танца. – М., 2005
- Проблемы эстетического воспитания подростков. /Под ред. Л.В.Богомоловой. – М., 1994.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К.Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- Руднева С., Фиш Э., Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. – М., 1992.
- Хамяляйнен. Воспитание родителей: Концепция, направление и перспектива. – Пер. с финск. – М., 1993.