Лекция 4. Современные формы организации учебной деятельности студентов в вузе
Задачи: провести краткий экскурс содержания современных форм организации учебной деятельности студентов; активизировать интерес магистрантов к подготовке докладов и их презентации.
Содержание учебного материала
Современные формы организации учебной деятельности студентов
Коллективные формы организации учебной деятельности, т. е. лекции, имеют очевидное преимущество над материалом, данным в учебниках, так как в непосредственном общении с педагогом появляется возможность с помощью вопросов уточнить содержание сказанного, представить свою точку зрения, повторить пройденное. Кроме того, информация лучше воспринимается и усваивается, если подкреплена конкретными примерами из практики лектора. Однако результативность и значимость лекции значительно повышаются благодаря созданию проблемности в изложении материала и применению методов, стимулирующих активную учебно-познавательную деятельность и творческое мышление студентов.
1. Лекция с применением опорных сигналов действеннее всегов начале изучения тематического раздела. Ее суть заключается в создании студентами последовательных опорных сигналов в виде схем, рисунков и таблиц по ходу изложения преподавателем учебного материала. Систематизация знаний производится посредством свертывания и развертывания информации.
2. Лекция, построенная на экспресс-вопросах студентов в основном используется в качестве вводного занятия, когда представляется новая информация, построенная по алгоритму запросов студентов. Иными словами, после объявления темы занятия каждый студент должен подготовить 2-3 вопроса по его содержанию. Лекция строится не по принципу ответов на вопросы, а в виде связного рассказа, по ходу которого выстраиваются логические выводы, которые и являются ответами на вопросы. К формулировке выводов привлекаются сами студенты.
3. Лекция «с ошибками» достаточно сложна для восприятия, так как требует от студентов сосредоточенности и повышенного внимания. Результативность и качество такого рода занятий зависит от двух аспектов: 1) от подготовленности лектора в части изложения пройденного материала с заранее запланированными, завуалированными в тексте ошибками (причем список ошибок должен быть подготовлен до начала лекции и выдан каждому студенту по ее заключению для сверки конспектов после проведенного анализа); 2) от подготовленности обучающихся относительно содержания рассматриваемых вопросов (выявленные ошибки необходимо конспектировать по ходу лекции и уметь аргументировано доказать свой ответ). Лекция «с ошибками», выполняя контрольную функцию, является заключительной по тематическому разделу и позволяет по необходимости скорректировать выявленные представления об изучаемых объектах.
4. Проблемно-поисковая лекция в педагогикесчитается прямой противоположностью традиционной, так как решение поставленных вопросов осуществляется путем поиска истины, в процессе которого «добываются» новые знания, а не наоборот, когда лектором дается новая информация, а затем уже упражнения на закрепление материала. Действительно, продуктивность занятия напрямую зависит от уровня взаимодействия преподавателя со студентами и высокой степени диалогичности речи. Предлагаем рассмотреть педагогическое руководство в ходе учебного занятия на конкретном примере, представленном поэтапно ходу выполняемых действий и отображенном в виде наглядной схемы (рис. 4).
5. Лекция-беседа и лекция-дискуссия базируются на прямом взаимодействии преподавателя и обучающихся, их сотрудничестве и поэтому полностью зависят от взаимоуважения, стиля руководства и уровня развития навыков общения. Иными словами во главе успешности и результативности упомянутых форм организации находятся умения строить диалог обеими сторонами и желание сотрудничать, что непосредственно зависит от педагогического мастерства. Принципиальное отличие состоит в том, что лекция, построенная по методу беседы, предполагает односложные ответы студентов на поставленные вопросы и согласия с точкой зрения преподавателя в изложении материала. Лекция-дискуссия, наоборот, требует развернутого содержания ответов и возможности аргументировано доказать свое мнение относительно изучаемых процессов или явлений. В заключение занятий, построенных по той и другой технологии, необходимо стимулировать студентов к формулировке четких выводов, а не останавливаться только на комментариях сказанного.
|

Рис. 4. Этапы проведения теоретического занятия
с применением метода проблемного изложения
6. Лекция полярных мнений предполагает одновременную работу двух лекторов (в нашем случае это педагог и специально подготовленный студент), построенную на диалоге двух позиций по освещению содержания одного вопроса, к примеру: «Теоретический взгляд и опыт практика»; «Плюсы и минусы того или иного явления»; «Сторонник и противник рассматриваемых взглядов или мнений». Данный вид работы помогает вызвать эмоциональный отклик, активизировать мыслительные процессы, привлечь к обсуждению и доказательству заявленных проблем. Дополним сказанное по организации лекций сведениями, приведенными в содержании таблицы (табл. 1).
Таблица 1