Краткая характеристика лекционных занятий




№ п/п Наименование лекции Основные цели Применяемые методы и приемы** Тематика лекций
по виду по типу *
1. лекция с применением опорных сигналов вводная развитие воображения, творческого мышления и активности объяснение, анализ, синтез, обобщение «Происхожде-ние и становление социальной педагогики как науки»
2. лекция, построенная на экспресс-вопросах обзорная концентрация внимания, развитие умения задавать вопросы и формулировать выводы рассказ, создание занимательности «Социальное воспитание и социализация как основные категории социальной педагогики»
3. лекция «с ошибками» итоговая развитие аналитических навыков, быстроты реакции и внимания, формирование научного языка для изложения и доказательства своих мыслей создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, рассказ, опрос, анализ, синтез «Семья и семейное воспитание в контексте микрофакторов социализации»
4. проблемно-поисковая лекция установочная стимулирование познавательного интереса, развитие мышления и логики, навыков доказательства и опровержения, активизация творчества создание ситуаций познавательного спора, анализ, синтез, обобщение, «Влияние средств массовой коммуникации на социализацию
5. лекция-беседа и лекция-дискуссия обзорная,   установочная,итоговая воспитание умения слушать, толерантного отношения к мнениям окружающих, развитие мобильности и концентрации внимания беседа, рассказ, опрос, анализ жизненных и профессиональных ситуаций «Психолого-педагогические методы работы в профессиональ-ной деятельности социального педагога»
6. лекция полярных мнений итоговая обучение последовательному изложению мыслей и построению доказательства, воспитание интереса к выступлениям рассказ, создание ситуаций мозгового штурма, анализ, синтез «Семейное воспитание: положительный и отрицательный опыт»

Примечание: в столбце под знаком* классификация лекций дана, исходя из характера ее проведения (времени изучения темы, ее последовательности по тематическому плану, целевых установок); в столбце под знаком** нами дополнительно применялась группа методов формирования ответственности в учении).

Перейдем к представлению материала о групповых формах организации занятий, т. е. семинаров. Отличительными характеристиками продуктивности семинара, независимо от применяемой образовательной технологии, являются: стимулирующая и направляющая роль педагога в организации, создание атмосферы совместного творческого поиска, установленный стиль делового общения, качественное выполнение студентами самостоятельной работы, их познавательная активность.

1. Семинар с элементами соревнования – когда в состязательной форме закрепляются знания, приобретенные теоретическим путем. Как правило, преподаватель является ведущим, планирующим и организующим содержание заданий относительно этапов проведения занятия. Из числа студентов назначаются соведущие, которые по ходу выполнения учебных действий могут принимать на себя главную роль (по усмотрению преподавателя и по личным пожеланиям студента). Выполненные задания по типу «Викторина», «Копилка идей», «Качели»должны заканчиваться теоретическими выводами.

2. Семинар творчества, напротив, заключается в создании нового совместного продукта сотворчества в процессе решения общего задания. По трудоемкости и новизне выдвигаемых идей, требующих мыслительного анализа, данный вид работы является исследовательским. Предлагаем рассмотреть педагогическое руководство в ходе семинарского занятия, представленное в виде схематично отображенного примера последовательной реализации этапов деятельности педагога и студента, их взаимосвязи посредством создания ситуаций творческого поиска (рис. 5).

Данная форма организации вызывает особый интерес и стремление «добывать» знания, так как позволяет проявить самостоятельность при решении практико-ориентированных задач, активизировать имеющийся потенциал сложившихся представлений, а также формирует навыки работы в группе. Продуктами сотворчества могут быть эссе, конспекты, сценарии, проекты, технологии работы. К примеру, семинарское занятие «Работа с детьми группы риска» предполагает разбивку на подгруппы по желанию обучающихся с целью выполнения таких видов творческой работы по направлениям деятельности, как: 1) модель работы с детьми группы риска (моделируется заранее); 2) взаимодеятельность специалистов; 3) профилактическая работа с родителями; 4) социально-педагогическая, психологическая поддержка детей; 5) совместное проведение досуга. Все выступления по ходу семинара корректируются и дополняются мнениями участников других групп, чтобы получился общий проект, а не разрозненные результаты идей. Подводя итог, производится обобщение, оценка (соответствие результата целевой установке, глубина и последовательность изложения материала, неординарность его представления) и рефлексия (уровень личного участия и полученный опыт), намечаются сроки для оформления проделанной работы в общий проект для возможной реализации его в практической деятельности.

 

Рис. 5. Этапы проведения практического занятия посредством творческого поиска

3. Семинар-конференция предполагает аналогичную организацию работы в группах, но материал для подготовки докладов или сообщений черпается из текстовых источников – учебников, методической литературы, журналов и газет, в которых отражаются различные аспекты рассматриваемого предмета, процесса или явления. Например, довольно сложная для восприятия тема «Функции педагогического управления» изучалась по алгоритму и регламенту, определенному в плане работы семинара. Студентам предлагалось взять на себя роль журналиста (для освещения вопроса о проблемах в образовании по материалам журнала «Almamater»), министра образования и науки РФ (для доклада о приоритетах образовательной политики согласно интервью в газете «Вятский телеграф»), руководителя образовательного учреждения (для разбора функций управления: анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование и т. д., описанных в пособии для директора школы под ред. М. М. Поташника»). При этом приветствовалось, когда студенты в своих сообщениях приводили примеры из педагогической практики, называли проблемы и возможные причины отсутствия тех или иных функций в действительности. Такой семинар позволил одновременно подготовить конспект, необходимый для подготовки к зачету, обменяться мнениями по изучаемой проблеме, провести анализ и синтез причинно-следственных связей, а также, приняв на себя определенную роль, выступить докладчиком, содокладчиком или активным слушателем.

4. Теоретическая конференция отличается от предыдущей тем, чтоматериал для докладов готовится студентами самостоятельно в виде эссе на заданную тематику и предполагает индивидуальное консультирование с педагогом и контроль по ходу выполнения работы. На самой конференции, разбиваясь на подгруппы, состоящие из пяти человек, заслушиваются все сообщения по регламенту 10-15 минут на человека, задаются вопросы и производится качественная оценка презентации участниками группы. В заключение семинара лучшие доклады (в сокращенном виде) от каждой подгруппы предлагаются для всей аудитории с целью заслушивания, конспектирования и обсуждения.

5. Семинар-коллоквиум является обязательной формой организации, посредством которой обеспечивается фронтальный контроль знаний студентов. Целесообразно делить такого рода занятия на две части, в одной из которых производится письменный опрос в виде краткого изложения мыслей по вопросам контрольного среза знаний (для выявления уровня осмысленности и освоенности учебного материала), в другой – собеседование преподавателя со студентами (для определения глубины знаний). Однако, проводить контрольные занятия необходимо не более 2-3 раз в семестр, в связи с тем, что аудиторные часы посвящены в первую очередь преподаванию нового материала или его закреплению.

Относительно индивидуальных и подгрупповых видов работ отметим, что согласно требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации, решение современных задач в области образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за стимулирование профессионального роста студентов и развитие у них навыков самообразования, за воспитание творческой активности и инициативы. Возрастание роли самостоятельной работы отнюдь не означает, что она должна увеличиваться по количеству часов, предусмотренных учебным планом. Напротив, происходит изменение по ее содержанию и формам организации. От лекции к лекции студента необходимо стимулировать учиться, задавать конкретные задания для самостоятельного выполнения с целью проработки того или иного фрагмента учебного материала. Задача преподавателя состоит в убеждении студентов в значимости тех знаний, которые им предстоит изучить. Такой базис заложен и в ФГОС-ы, по которым предпочтение отдается инновационным технологиям, предполагающим интерактивные формы проведения занятий для активизации познавательной активности обучающихся.

Вызванная необходимость обеспечить на должном уровне методическое руководство самостоятельной работой студентов является условием стимулирования учебно-познавательной деятельности, которое включает в себя: ее направление, место в учебном процессе и регламентацию; оказание систематической помощи путем индивидуальных и групповых консультаций; проверку качества усвоения студентами программного материала, корректировку их знаний и умений. При этом одной из главных задач в работе педагога является преобразование этапов деятельности посредством применяемых стимулов: 1) от воздействия к взаимодействию (на уровне преподаватель → студент); 2) от взаимодействия к самостоятельной деятельности в постановке целей и поиске решений (на уровне преподаватель ↔ студент/ группа студентов), вначале согласовывая действия с педагогическими требованиями, а затем, работая самостоятельно в ситуации предоставленного выбора; 3) от проявления инициативы студентов к переходу на позицию ведущего (на уровне студент → группа студентов). Так можно продолжать и далее, применяя другие формы и методы работы. В условиях продуманного, правильно организованного преподавателем данного вида деятельности, студентам предоставляется возможность встать на позицию активного восприятия получаемой информации с высказыванием своего отношения к ней и возможным ее преобразованием, в результате чего осуществляется процесс развития самоорганизации. Более того, происходит возникновение качественных изменений, как в сознании студентов, так и в выполняемой ими деятельности, а также в полученных результатах.

Самостоятельная деятельность при этом реализуется через систему разнообразных учебных, производственных, интеллектуальных заданий, предложенных обучающимся для самостоятельной работы. В дидактике данному виду работы посвящено немало исследований. Так, по мнению П. И. Пидкасистого, показателем определения степени развития самостоятельности как черты личности обучающегося является постепенное изменение мотивов его учебной работы по нарастанию значимости для личности выполняемых ею работ: элементарное воспроизведение прочитанного → возникновение прочного интереса к изучаемым явлениям и предметам → познание и потребность в получении новых знаний. На факт значимости обозначенного вида работы указывает и коллектив авторов: Н. Г. Берденникова, В. И. Меденцев, Н. И. Панов, утверждая, что в начале изучения учебной дисциплины преподавателю желательно прочитать вводную лекцию об организации самостоятельной работы, методике работы с книгой, приемах записи лекций и конспектирования первоисточников, которое включает сокращение слов, словосочетаний, терминов, использование цвета для выделения основополагающих моментов изучаемой темы.

Мы применяем данный подход в своей практике посредством лекции-визитки. Рассказываем о значении данной учебной дисциплины для дальнейшего профессионального и жизненного пути в становлении специалиста, далее переходим к разъяснению основных требований, предъявляемых к освоению предмета, предлагаем проанализировать разные траектории учебных действий, которые могут привести к получению той или иной оценки во время сессии. В качестве словесной иллюстрации используем в дискуссии известные пословицы: «Каждый человек кузнец своего счастья», «Делай не наспех, а с умом», «За ум возьмешься – до дела доберешься» и др., т. е. основной идеей для обдумывания является «Каждый решает по-своему!». Иными словами, студенту, как вполне уже взрослому человеку предоставляется право выбора – каким образом он будет учиться, и какой результат при этом может получить. Такие действия педагога настраивают самостоятельно принимать решения, осознанно их выполнять и быть ответственным за результат.

Список литературы

1. Агафонова Е. А. Применение оценки качества образования в вузе: из опыта работы / научно-технический отчет / Е. А. Агафонова. – Киров: Изд-во ООО «Лобань», 2014. – 91 с.

2. Берденникова Н. Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: учебно-методическое пособие / Н. Г. Берденникова, В. И. Меденцев, Н. И. Панов // под общ. ред. Т. И. Власовой – СПб: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.

3. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 107 с.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: