Методическая установка на домашнее задание для
Студентов на практическое занятие № 10
ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
(Сестринская помощь при нарушениях здоровья). Раздел 1. Сестринский уход в терапии.
Тема: «Сестринский уход при гломерулонефрите»
Место проведения:
o КДП № 7 «Лечение пациентов терапевтического профиля» в ГБПОУ «Армавирский
медицинский колледж», главный корпус
Время - 270 мин.
Цели учебного занятия:
o научить анализировать и систематизировать знания по теме, формировать умения;
o изучить основные предрасполагающие факторы развития гломерулонефрита;
o научить анализировать клинические проявления, возможные осложнения, методы
диагностики при гломерулонефрите;
o создать условия для самостоятельной работы студентов во время занятия;
o содействовать актуализации полученных знаний по теме в ходе выполнения практических
заданий;
o для реализации студент должен продолжать формировать профессиональные (ПК) и
общие (ОК) компетенции, закрепленные за модулем ПМ 02:
µ ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему
суть вмешательств.
µ ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
µ ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования
µ ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
µ ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 2.Организовывать
|
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
µ OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
µ ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
µ ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
µ ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
µ ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
µ ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
µ ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности.
µ ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
o определение, основные факторы риска и этиологию гломерулонефрита;
o современную классификацию;
o методику сбора жалоб, анамнеза заболевания;
o методы диагностики, интерпретацию результатов лабораторно-инструментальных
методов исследования;
o особенности клинических проявлений и лечения заболевания разных возрастных групп;
o средства медикаментозной и немедикаментозной терапии;
|
o сестринский уход и принципы реабилитации;
o методы первичной и вторичной профилактики.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
o провести раннюю диагностику гломерулонефрита;
o оценить результаты клинических и лабораторно-инструментальных исследований;
o сформулировать диагноз в соответствии с современной классификацией;
o проводить мероприятия по первичной, вторичной профилактике гломерулонефрита;
o решать ситуационные задачи;
o выполнять манипуляции:
µ технология исследования пульса и определения частоты дыхательных движений,
графическая запись;
µ технология сбора мочи по Нечипоренко и Зимницкому;
µ технология определения суточного диуреза и водного баланса, определение отеков;
µ технология подготовки пациента к экскреторной и обзорнойконтрастной
урографии;
µ технология измерения артериального давления, заполнение температурного листа;
Вопросы для самоподготовки (необходимые базисные знания и умения):
1. Дайте определение «гломерулонефрит».
2. Какие структуры почек поражаются при гломерулонефрите?
3. Перечислите причины и предрасполагающие факторы в развитии гломерулонефрита.
4. Воздействие, каких токсических веществ может вызвать гломерулонефрит?
5. Объясните патогенез гломерулонефрита.
6. Охарактеризуйте основные синдромы при остром гломерулонефрите.
7. Характерные изменения в моче, ОАК и б/х анализа крови при остром гломерулонефрите.
8. Как изменяется уровень АД при остром гломерулонефрите?
|
9. Осложнения острого гломерулонефрита.
10. Какие выделяются клинические формы хронического гломерулонефрита?
11.Охарактеризуйте все формы хронического гломерулонефрита и их проявления.
12.Характерные изменения в моче, ОАК и БАК при хроническом гломерулонефрите.
13.Перечислите возможные осложнения хронического гломерулонефрита.
14.Назовите особенности диетотерапии при гломерулонефрите. Объём жидкости в сутки для
пациента с острым гломерулонефритом?
15. Этиотропная терапия при гломерулонефрите.
16. Патогенетическая терапия при гломерулонефрите
17. Какие препараты используются для симптоматической терапии при гломерулонефрите?
18. Перечислите мероприятия по профилактике гломерулонефрита.
Дать определение терминам:
o Нефропатия
o Нефрит окопный
o Уремия
o Нефропротекция
o Гемодиализ
o Азотемия
o Ацидоз
o Цилиндрурия
o Биопсия почки
o Анасарка
Выписать рецепты на лекарственные средства:
o Дексаметазон
o Циклофосфан
o Каптоприл
o Индапамид
o Фуросемид
Домашнее задание:
1. Работа с лекционным материалом
2. Работа с учебниками:
µ Основы патологии: учебник / В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2018.-272 с.
µ Алгоритмы для медсестер: Учебное пособие. / В.Р. Шумилкин, Н.И. Нузданова, СПб:
Фолиант, 2016.-112 с.
µ Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студентов учреждений сред.
профессион. Образования /Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев. - Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2017.-576 с.
µ Неотложная доврачебная медицинская помощь: учебное пособие/ И.М. Красильникова,
Е.Г. Моисеева.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017.-192 с.
µ Неотложная медицинская помощь: учебное пособие / Т.В. Отвагина. - Изд. 15-е.
Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 251 с.
µ Неотложная помощь: практич. руководство / С.С. Вялов - 8-е изд., перераб. и доп. - М.:
МЕДпресс - информ, 2017.-208 с.
µ Основы патологии: учебник / В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин.- М.: ГЭОТАР-Медиа,
2018.-272 с.
µ Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринский уход при различных
заболеваниях и состояниях / Э.В. Смолева, под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.-365 с.
µ Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В. Смолева,
под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина - Ростов н/Д: Феникс, 2017.-473 с.
µ Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринский уход при различных
заболеваниях и состояниях / Э.В. Смолева; под ред. Б.В. Кабарухина.- Ростов н/Дону.: Феникс, 2017-365 с.
µ Сестринский уход в терапии: МДК 02.01 Сестринский уход при различных
заболеваниях и состояниях/Э.В. Смолева; ред. Б.В. Кабарухина. - Изд. 5-е.- Ростов н/Дону: Феникс, 2017-365 с.
µ Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум /
Т.П. Обуховец, под. ред. Б.В. Кабарухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.-412 с.
µ Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие/ Т.П. Обуховец.- Москва:
КНОРУС, 2017.-680 с.
µ Фармакология с общей рецептурой: учеб. пособие / В.В. Майский, Р.Н. Аляутдин. - 3-е
изд., доп. и перераб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017-240 с.
Индивидуальные задания:
1. Подготовка медиапрезентаций на одну из предложенных тем:
µ «Факторы риска развития гломерулонефрита»
µ «В-гемолитический стрептококк и гломерулонефрит»
µ «Особенности лекарственной терапии при гломерулонефритах»
2. Составление плана сестринского ухода
ТЕРМИНОЛОГИЯ
1. Нефропатия - представляет собой поражение клубочкового аппарата и паренхимы почек
различной этиологии.
2.Нефрит окопный - острый гломерулонефрит военного времени, возникающий после длительного пребывания в окопах при сырой, холодной погоде.
3. Уремия - это клинический синдром, развивается у больных с нарушением азотовыделительных функций почек - это конечная стадия хронической почечной недостаточности, когда в крови накапливается много мочевины, креатинина, остаточного азота, наступает интоксикация.
4. Нефропротекция - комплекс различных мер, включая лекарственную терапию, диету и модификацию образа жизни, направленных на сохранение функции почек или торможение скорости её снижения независимо от основного заболевания.
5. Гемодиализ (от гемо - и др.-греч. διάλυσις - разложение, отделение) - метод внепочечного очищения крови при острой и хронической почечной недостаточности. Во время гемодиализа происходит удаление из организма токсических продуктов обмена веществ, нормализация нарушений водного и электролитного балансов.
6.Азотемия - повышенное содержание в крови азотистых продуктов обмена, выводимых почками.
7. Ацидоз (от лат. acidus - кислый) - смещение кислотно-щелочного баланса организма в сторону увеличения кислотности (уменьшению рН).
8. Цилиндрурия - появление в моче цилиндрических телец из свернувшегося белка, клеток
крови, эпителия почечных канальцев.
9. Биопсия почки - это прижизненное морфологическое исследование почечной ткани с помощью чрезкожной пункции при помощи тонкой иглы (закрытая биопсия) или оперативным методом (открытая, полуоткрытая биопсия), для последующего микроскопического изучения.
10. Анасарка - это крайняя степень отечного синдрома, характеризующаяся выраженной задержкой жидкости в тканях и полостях организма.
РЕЦЕПТЫ
1. Дексаметазон
Rp.: Sol. Dexamethazoni 0,4%-1 ml
D.t.d. № 25 in amp.
S. Вводить в мышцу по 2 мл 1 раз в день.
2. Циклофосфан
Rp.: Cyclophosphani 0,1
D.t.d. № 50 in tab.
S. Принимать внутрь по 1 таблетке 1 раза в день.
Каптоприл
Rp.: Captoprili 0,05
D.t.d. № 40 in tab.