ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ




 

Впервые термин «Политическая культура» появился в 18 веке, в трудах немецкого просветителя Иогана Гердера. В работе “Идеи к философии истории человечества” (1784) он ввел в научный оборот такие словосочетания как “политическая культура”, “зрелость политической культуры”, “носители политической культуры” [1]. Позднее, американцы Г. Алмонд и С. Верб опубликовали книгу «Гражданская культура», в которой был проведён сравнительный анализ политических культур западных стран.

В современной науке существует множество трактовок понятия «политическая культура». Следует обратиться к некоторым из них для того чтобы определить главные признаки данного феномена.

Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» [3]. К. С. Гаджиев пишет, что компоненты, «составляющие политическую культуру, тесным образом связаны с общенациональной культурой, социокультурными, национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, стереотипами, мифами, установками и т. д. Фундаментальные компоненты национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом» [4].

Подводя итог, можно дать определение политической культуре. Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и, в конечном счете, выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры [3].

Политический исторический опыт это основа развития политической культуры. На основе политического исторического опыта многих поколений людей формируется политическое сознание – система политических ценностей, знаний и идейно – политических установок, в процессе учета которых вырабатываются устойчивые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в ней.

Политическое сознание состоит из двух компонентов: идеологического и эмоционально-психологического.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы политического поведения могут быть различными – от активного участия до пассивного участия и неучастия.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

· фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

· является продуктом естественно-исторического развития общества;

· имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;

· характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения [3].

Для возникновения политической субкультуры необходимо, чтобы представители той, или иной общности, не объединяемые ничем, кроме сходства образа жизни, претендовали бы на более высокий социальный статус, чем тот, которым каждый из них реально обладает.

В процессе формирования политической культуры можно выделить два основных этапа. На первом происходит особая деятельность приобретения политической культуры (присвоение знаний, воспитание убеждений, выработка оценок). Второй заключается в проявлении активности, реализующей эти знания, убеждения и оценки. Другими словами, сначала осуществляется деятельность присвоения, а затем деятельность воспроизводства политической культуры общества. «В данном случае основное воздействие должно оказываться на знание, т.е. все средства воспитания политической культуры сводятся к информационной системе и фактически утрачивают свою специфику и эффективность. Вместо того чтобы влиять на разные уровни деятельности, они дублируют друг друга, массированно обрабатывая только один» - отмечает Д.В. Ольшанский [2].

 

Литература

1. Ирхин Ю.В., Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В Зотова – М.: Юристъ, 2001. – 511 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. – М.: – 2001. – 656 с.

3. Политическая культура. Режим доступа: https://kulturoznanie.ru/politology/politicheskaya-kultura-ponyatie-struktura-funkcii/ (дата обращения: 06.01.2017).

4. Политическая культура: теория и национальные модели: сб. ст. / отв. ред. К. С. Гаджиев. – М.: Интерпракс, 1994. – 352 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: