Дошкольный период, его характеристика.
Организация диспансерного наблюдения детей дошкольного возраста.
Одной из важнейших сторон диспансеризации детей дошкольного возраста являются периодические профилактические осмотры всех детей с целью укрепления и сохранения их здоровья, наблюдение за развитием и активное выявление начальных форм заболевания; динамическое наблюдение за больными детьми, взятыми на диспансерный учет и проведение оздоровительных мероприятий с ними.
Диспансеризация – это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, с целью раннего выявления заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Кратность и возрастные периоды обследования детей врачом-педиатром и врачами узких специальностей:
В 1 год дети осматриваются педиатром, а также неврологом, хирургом, травматологом-ортопедом, окулистом, стоматологом, ЛОР-врачом; детям проводят исследование крови, мочи, кала. Детей второго года жизни осматривает педиатр раз в квартал. Дети третьего года жизни осматриваются педиатром раз в полгода. В 3 года кроме перечисленных специалистов детей обследует логопед. Дети четвертого и пятого года жизни осматриваются педиатром раз в год, другие специалисты – по показаниям. В 6 и 7 лет проводится дополнительный осмотр дерматологом, психологом и кроме анализов крови, мочи и кала, осуществляется определение глюкозы в моче, на основании базовой скрининг-программы проводится оценка состояния осанки, стопы, остроты зрения, слуха, динамометрия. Оценивается физическая подготовленность, определяется медицинская группа для занятий физкультурой. В 7 лет детям при плановой диспансеризации измеряется артериальное давление.
Для детей, готовящихся к поступлению в дошкольное учреждение и школу, в заключении дается прогноз адаптации и намечаются мероприятия, направленные на повышение адаптационных и защитных возможностей ребенка в период подготовки к изменению микросоциальных условий, при необходимости назначаются дополнительные обследования.
При выявлении во время плановой диспансеризации у детей хронических заболеваний, врожденных пороков развития, они подлежат диспансерному наблюдению у различных специалистов по учетной форме 030/у, в сроки, которые зависят от вида патологии. Тем не менее, такие дети продолжают наблюдаться педиатром в плановом порядке в декретированные сроки.
Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение
1. За 1−2 месяца до поступления в ДДУ желательно максимально приблизить домашний режим ребенка к режиму ДДУ, включая режим питания, расширение организационных контактов ребенка и контроля санитарно-гигиенических навыков.
2. Ликвидировать вредные привычки (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой и т.д.)
3. Минимум за месяц до поступления в ДДУ должны быть завершены все прививки, так как любая прививка транзиторно снижает общую иммунологическую защищенность организма в период формирования специфического прививочного иммунитета.
4. Мать должна иметь «резерв времени», чтобы приучать ребенка к режиму ДДУ, т.е. 1−2 месяца до выхода на работу.
5. В первые 2−3 недели посещения ДДУ желательно брать ребенка домой после обеда (т.е. после 12.30).
6. Выписка из поликлиники для ДДУ должна содержать: подробные сведения о состоянии здоровья ребенка, особенности его развития, результаты лабораторных исследований, консультациях специалистов, даты проведения профилактических прививок и реакций на них, перенесенные заболевания, проведенной подготовки к наступлению в ДДУ с подробными рекомендациями по оздоровлению ребенка в период адаптации и в
последующее время.
Соблюдение всех правил позволяет уменьшать до минимума степень тяжелой адаптации к ДДУ у любого здорового ребенка.
Выделяют 3 степени тяжести адаптации детей к ДДУ:
I. Легкая (физиологическая) адаптация:
а) дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие ее;
б) нормализация поведенческих реакций происходит в течение 2-3 недель (сон, аппетит, отрицательные эмоции в общении со взрослыми и детьми, боязнь пространства, восстановление речевой активности);
в) нет отставания в нервно-психическом развития;
г) масса тела и рост не изменены.
II. Средней тяжести (напряженная):
а) дети, болеющие ОРВИ в период адаптации 1-2 раза в легкой форме, без осложнений, длительностью 5-7 дней;
б) нормализация поведенческих реакции от 2-3 недель до 2-3 месяцев;
в) замедление темпа речевой активности в течение 1−2 мес;
г) замедление или потеря массы тела в течение 30−40 дней.
III. Тяжелая (патологическая) адаптация:
а) дети с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом, болеющие ОРВИ 3-4 и более раза за период адаптации, обычно в тяжелой форме, часто с осложнениями;
б) нормализация поведенческих реакций от 2-3 месяцев до 6 месяцев и более;
в) замедление темпов речевой активности в течение 3 кварталов;
г) замедление темпов роста и прибавки массы тела в течение 6 мес.