Во внутреннем убранстве церкви сохранились и великолепные голосники - керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики, и восхитительные по своей готической природе своды. В европейской готической архитектуре такие своды называли "цветочными" или "кружевными". И действительно, эти неимоверной красоты переплетения потолочных балок отличались редкостной красотой. И это наряду с потрясающей прочностью. Не зря же стены в таких храмах редко строились менее метра в толщину - а то и два с половиной.
Сегодня стены церкви в Мурованка представляют собой сплетение орнаментов. Даже издалека можно легко различить побеленные элементы и элементы, где красный кирпич выполняет не только свою строительную, но и эстетическую функцию. Сочетание красного кирпича и побелки, круглых башен и полукруглых двойных "обманных" арок, выпуклых и вдавленных крестов на стенах и башнях уже само по себе очень декоративно. К тому же церковь-крепость может служить настоящим аттракционом для детей: ведь так интересно угадывать, где именно "обманная" арка представляет собой просто декоративный элемент, а где в ней спрятана бойница.
Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников - под самой крышей. Эти бойницы использовались для дальнего боя. Сперва в них заседали лучники, после - арбалетчики. Кроме того, бойницы для среднего и ближнего боя также располагались как в толще основных стен, так и башен. А некоторые из специальных военного назначения отверстий специально были предназначены для выливания горячего масла на особо невоздержанных нападающих. Сегодня через эти бойницы можно рассматривать деревню и ближайшие дома. А ещё можно подняться на башню, в открытую колокольню и вспомнить, что такие колокольни служили, да служат и сегодня, не просто инструментом, который сообщает о церковных праздниках, но и о важных событиях в жизни населённого пункта. Ведь некогда именно с церковных колоколен сообщали и о приближающихся врагах, и о больших пожарах, и о праздниках. Все важные события "проговаривались" языком колокола на церковной башне. И о них узнавала вся округа.
|
И даже сегодня, в век телевидения звон (а ведь по-белорусски "звон" - это и есть колокол) говорит с людьми и окрестностями каким-то совершенно особенным голосом. Каким-то таким, что хочется забыть о спешке. Прикоснуться к старым камням. Остановиться и задуматься. О том, что время проходит, но кое-что остаётся. Маломожейковская церквь в Мурованке (а ее еще называют Маломожейковской), кстати, претендует на внесение в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [5, с.72].
Ну а охраняет всю эту Маломожейковско-Мурованскую красоту бравый бетонный воин с автоматом, стоящий прямо у поворота с гродненского шоссе.
Город Гродно
Гродно - один из старейших городов на территории современной Белоруссии. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1128 годом, когда в нём княжил городенский князь Всеволодко (потомок Ярослава Мудрого и зять Владимира Мономаха).
Гродно один из не многих белорусских городов, сохранивших большую часть исторической застройки и старинную планировку. Центр города является архитектурным заповедником и бережно охраняется. Исторический центр составляет более 300 гектаров территории города, 331 объект включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
|
В историческом центре сохранились уникальные памятники: Борисо-Глебская (Каложская) церковь XII века, королевские Старый и Новый замки XVI и XVIII веков, архитектурные ансамбли костелов и монастырей, городская застройка конца XIX - начала XX веков.
Живописен "Старый город" - Городница с сохранившимися зданиями театра, медицинской и театральной школ, дворца администратора и дома вице-администратора.
Борисо-Глебская церковь
Борисоглебская (Коложская) церковь - памятник архитектуры древнерусского каменного зодчества, XII века. Наибольший интерес представляют её сохранившиеся фасады: поверхность стен декорирована вставками из обработанных и отполированных разноцветных валунов, а также вставками из майоликовых плиток различной окраски, образующих узоры в форме крестов и ромбов, и создающих впечатление инкрустации стен редкими камнями. Стены церкви ещё известны встроенными в них керамическими горшками (голосниками), предназначенными для улучшения акустики здания.
Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь в Гродно - одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Белоруссии. Расположена на высоком берегу реки Неман. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником. Это главная достопримечательность города, так сказать, его визитная карточка. Каложа - единственная постройка Гродненской архитектурной школы, сохранившаяся до наших дней.
|
Церковь была построена в первой половине 12 века, видимо, в княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй - в 1170) в княжеском детинце и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. После разрушительного пожара 1183 года (по некоторым источникам 1184 года), который уничтожил соборную ("Нижнию") церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской. Строителем Коложи считают легендарного зодчего Петра Миланега, позже работавшего в Киеве [9, с.355].
При церкви был основан мужской Борисоглебский монастырь. После смерти Богушей-Боговитиновичей, его благотворителей, патронат над монастырем приняли Воловичи, которые расхищали монастырское имущество. После смерти Гринко Воловича польская королева Бона отдала монастырь его супруге католичке, которая его грабила, истребляла леса и рощи и издевалась над монахами. При самом начале унии монастырь был обращен в униатский с титулом архимандрии. Местность, где стоял монастырь, разрушена водой р. Неман [19].
Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора - Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы. Сегодня это единственное сохранившееся здание, относимое специалистами к гродненской архитектурной школе XII века, аналогов которой нет в истории восточных славян. Ее особенности: использование в кладке стен шлифованных цветных валунов вперемежку с древним кирпичом - плинфой, украшение стен фигурными керамическими плитками, создающими изображения крестов и различных геометрических фигур, а также встроенные голосники - глиняные амфоры, создающие в помещении особую акустику и придающие легкость строению
Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи неоштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. К сожалению, она сохранилась лишь частично: ее своды и купол исчезли давно, а во время оползня в 1853 году полностью обрушилась южная стена. В 1896 году на средства Иосифа, епископа гродненско-брестского, стена была заменена деревянной, легкой. Поэтому часть стен церкви сделана из обычного кирпича, а крыша - из обычного кровельного железа. Сохранились северная и часть западной стены, 3 апсиды и 2 западных подкупольных столба. Кирпичный 6-столпный 3-апсидный крестово-купольный храм. До нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. При реставрации в 1870 году были открыты домонгольские фрески в конхах [8, с.150].
В целом интерьер Коложской церкви был исключительно эффектным и своеобразным. Высокие и подчеркнуто стройные порталы вводили внутрь храма. Входивший через западный вход видел сразу всю глубину к высоту его пространства. Хоры были подняты достаточно высоко, чтобы их перекрытия не создавали полумрака и чувства придавленности, как это было во многих других храмах XII в. К тому же западная пара столбов была круглой, хоры представляли прямолинейный деревянный настил на балках, так что при взгляде из нартекса вид на центральное пространство храма не ограничивали дуги арок. Вдоль боковых стен тянулись от хор до алтаря узкие, также деревянные балконы. Квадратная центральная часть храма, залитая светом окон средней главы и северных и южных окон, резко отличалась от интерьера обычных крестовокупольных храмов. Вместо крестчатых мощных столбов, дробящих пространство на четко и остро подчеркнутые ячейки, здесь введены стройные круглые столбы, лишь очень высоко переходящие к крестообразному сечению и сообщающие интерьеру свободный, "зальный" или "полатный" характер [9, с.475].
В то же время колонны подчеркивали вертикальную динамику пространства, легкость здания. В этом впечатлении немалую роль играли стройные, вытянутые проемы порталов узких высоких ниш внизу стен, как бы подчеркивавших "легкость" вышележащей стены, игравшей красно-белой рябью, просвечивающей сквозь известковую затирку кирпичной кладки и испещренной круглыми отверстиями голосников. Мерцающий бликами света цветной майоликовый пол немало содействовал общему оптимистическому настроению интерьера. Далее пространство алтаря с его глубокими апсидами должна была отделять алтарная преграда с цветными пятнами икон; возможно, что продолжением живописной плоскости преграды и являлась фресковая роспись лицевых поверхностей алтарных столбов и арок. Живописью были, возможно, покрыты и стены апсид.
Светлому, жизнерадостному характеру помещения для молящихся с его красно-белым колоритом противополагался полный матовых красочных пятен росписи полумрак алтарной части. Таким образом, и в отношении основных черт трактовки внутреннего пространства храма его зодчие мыслили весьма смело и самостоятельно
Церковь стоит на самом краю берега: от обрыва южную стену отделяет около двух метров. С 1995 по 2005 годы специально для сохранения церкви городские власти при поддержке ЮНЕСКО (Борисоглебская церковь включена в список памятников мировой культуры) проводили работы по укреплению берега. Сейчас здание вне опасности.
Каложа - действующая церковь: ежедневно в ней проводятся службы. Длинна около 21,5 м, ширина 13,5 м. Толщина стен около 1,2 м. Столбы круглые (диаметр около 1,2 м), на прямоугольных цоколях, вверху постепенно приобретают крестообразную форму. Несмотря на очень маленькие размеры церковь изнутри выглядит просторной, благодаря тонким стенам и особой конструкции опор, которые имеют эллипсовидную форму. Стены Борисоглебской церкви сделаны из плоского кирпича - плинфы и декорированы майоликовой плиткой и плоскими валунами. Кроме того, в стены встроено большое количество полых глиняных сосудов - голосников, что делает акустику церкви уникальной. Такая отделка, а также голосники является отличительной чертой Гродненской школы зодчества, весьма распространенной во времена Галицко-волынского княжества.
Внутренняя отделка церкви выполнена уже в 20 веке, однако в некоторых местах сохранились фрагменты расписных фресок двенадцатого столетия [8, с.152].