Этическая беседа как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников




Этическая беседа - это одно из средств духовно-нравственного воспитания предполагает формирования у школьников высокого уровня нравственного сознания, стойких духовно-нравственных чувств, интересов, потребностей и способностей, поведения.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Для повышения уровня духовно – нравственной воспитанности у учащихся 3А класса, нами был разработан цикл этических бесед.

 

Хорошие и плохие черты характера»

Цель: объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества характера.

Ход

Многие качества характера проявляются в твоих поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Иногда они борются в твоей душе, а какое из них победит – решаешь ты сам.

Тест – рассуждение.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа…»

Варианты ответов:

А) Сын ушел в свою комнату и долго рыдал, чтобы мама слышала.

В) Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

С) Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.

Д) Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной, например.

Расскажи эту историю до конца в каждом из вариантов Костиного поведения. Обязательно обрати внимание на следующее:

- Что при этом чувствовала мама, и как она себя вела?

- Что в конце концов почувствовал сам Костя?

- Удалось ли найти выход из положения?

- Что такое Доброта? Кто как понимает это качество?- ответы детей.

- О чем приятнее вспоминать и рассказывать другим; о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел? - ответы детей.

-Упражнение на тренировку доброжелательности.

-Вспомни и расскажи о хороших качествах, добрых поступках своих одноклассников.

-Постарайся припомнить как можно больше хорошего о каждом.

- Тебе нравится придумывать прозвища-дразнилки?

Как ты себя чувствуешь, когда тебя дразнят?

Напишите, что нового узнали о себе. Обсудите это со своими родителями. Знали ли они о ваших открытиях раньше?

 

Этикет»

Цель: объяснить детям, в чем проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.

Правила вежливости

-Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

-Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку — береги время других людей.

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила вежливой беседы

- Вежливость — это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

- Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.

- Не торопись. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.

- Не говори слишком медленно, а то собеседник заснет от скуки.

- Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

- Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

Обсуждение правил вежливости. Вопросы.

Практическая деятельность: упражнения, которые помогают научиться говорить четко и внятно.

Чистоговорки и скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Важно, чтобы дети увидели, что вежливость проявляется не только в умении говорить «волшебные» слова, но и в тоне, каким они сказаны, в жестах и мимике, которыми они сопровождаются, в умении слушать и слышать других. Дети должны усвоить, что в вежливости проявляется отношение человека к другим людям: его доброжелательность, уважение, приветливость. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать помощь или услугу, и делает это охотно.

Продолжение цикла этических бесед для 3 А класса представлено в приложении 2.

Таким образом, нами разработан цикл этических бесед, которые возможно будут способствовать формированию духовно-нравственной воспитанности младших школьников по следующим темам: «Хорошие и плохие черты характера», «Этикет», «Мы в ответе за тех, кого приручили»,

«Дорогою добра», «Твой внешний вид».

Тематика бесед и их содержание разработано с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

В дальнейшем данный цикл этических бесед будет апробирован. Результаты входной диагностики и диагностики, которая планируется после апробации покажет динамику изменений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: