Отношение к физическому труду




3. Трудолюбие

Инициативность
и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет

Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших
и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает

Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 – бережет личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

Осознание значимости труда

3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит
трудиться

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость

Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен

Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым, больным;

1 – помогает слабым, больным при условии поручения,
наличия контроля;

0 – неотзывчив, иногда жесток

Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

Самообладание и сила воли

3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой волей не обладает и не стремится ее развивать

Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила не соблюдает

Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет

Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя
в хороших делах и поступках;

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках

 

Приложение 2

Цикл этических бесед для учащихся начальной школы

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цели мероприятия:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к животным.

2. Развивать у учащихся нравственные чувства — сопереживание, доброту, ответственность за свои поступки.

3. Развивать у учащихся умение рассуждать.

Ход

Классный руководитель. Дорогие ребята! Тема нашей беседы очень важная и серьезная — «Мы в ответе за тех, кого приручили». Слова, которые помогли обозначить тему, сказал один известный французский писатель. Как вы думаете, к кому они относятся? Дети отвечают. Верно, они сказаны по отношению к людям, которые приучают живых существ, например, животных. А как вы думаете, что значит «приручить»? Дети дают ответы.

В Словаре русского языка СИ. Ожегова говорится о том, «приручить» — значит сделать ручным, послушным. Веет; ли люди понимают ответственность за прирученных животных? Послушайте внимательно рассказ Людмилы Алешиной «За что?.. ».

Семье Петровых дали новую квартиру. В доме все зашумело, заволновалось, задвигалось. Было беспорядочно, суматошно и радостно. Старые вещи увозили в комиссионный магазин, книги и посуду складывали в большие картонные коробки. Хозяйка приносила домой пакеты, и глаза ее сияли от восторга. Особенно суетился рыжий мохнатый пес Топс. Он не знал, что такое новая квартира, но своим преданным собачьим сердцем понимал, что хозяева счастливы, и ликовал. Когда приходил хозяин, Топс весело прыгал, тащил ему домашние туфли и ждал, когда хозяин после обеда ляжет на диван с газетой, а Топс, как обычно, устроится у его ног и будет иногда дотрагиваться лапой до газеты, чтобы заглянуть в глаза хозяину. Правда, теперь хозяин почти не лежал после обеда. Хозяйка своим резким и громким голосом все время ему приказывала. И он что - то двигал, заворачивал, перевязывал. Топс стал замечать, что с хозяином творится что - то неладное. Он отводит глаза от Топса! Почему? Хозяин чувствует себя виноватым перед ним? В чем может быть виноват этот мягкий, ласковый человек? Топс не подозревал, что хозяйка решила не брать его в новую квартиру. Поэтому хозяин хочет продать собаку. Но Топс не был, как говорится, чистых кровей, и его никто не покупал. Свезти в деревню, откуда Петров привез его щенком, он не мог. Времени не было. И он согласился с женой — оставить собаку в старом дворе... возьмет же кто - нибудь! Топс не знал, что любящий его человек готов совершить вероломство, и по - прежнему заглядывал ему в глаза и безмолвно спрашивал, что произошло. В день выезда, когда вещи были погружены, Топе стоял у ворот и ждал, что его хозяева сядут в машину, окликнут его, как это было всегда, когда они уезжали на дачу, и он поедет с ними. Но хозяева сели, машина тронулась, а Топс остался у ворот, его не позвали. Он побежал за машиной, подал голос, хозяева даже не оглянулись. Топс повернул к дому, вошел в пустую квартиру и стал ждать. Немного спустя снова выбежал на улицу... и опять вернулся в квартиру. Он обошел все уголки. Никого. Пусто и тихо. Уже несколько дней подряд люди выезжали из старого дома, предназначенного на слом. Топс остался один. Уныло бродил по двору, подбирая объедки случайно найденной пищи. В его собачьем сердце жила бесконечная тоска по близкому человеку и теплому уюту жилища. Когда засыпал, он видел во сне прежнюю жизнь, ласковые глаза хозяина, слышал его голос. Он звал его: «Топс!» Топс просыпался, искал в коридоре, кухне... и снова ждал и надеялся. А над его головой что - то гремело и грохотало. (Начали ломать старый дом.) Пес побрел в пустую квартиру, лег на то место, где стоял старый диван хозяина, лизнул пол, где стояли его домашние туфли. Он даже протянул лапу, как прежде, чтобы тронуть газету и заглянуть в глаза хозяину. Но его лапа прикоснулась к пустоте. Топс глубоко вздохнул и закрыл глаза. Вдруг над его головой раздался страшный треск. Что - то упало на него, ударило лапу. Топс попытался встать. Идти было трудно, лапа не слушалась. Опять что - то грохнуло и придавило его. Боль охватила все тело, двинуться он не мог.

Истекая, кровью, Топс потянул носом и сквозь запах пыли и грязи услышал любимый запах ласковой руки, хозяина. Тут что - то огромное свалилось на голову Топса, и его воспоминания и страдания кончились... А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью.

Ребята, какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Дети отвечают.

Давайте немного поразмышляем над услышанным.

Опишите своими словами, какой был Топс?

Почему автор рассказа называет сердце Топса «преданным»? Можно ли сказать, что Петровы приручили Топса. Почему?

Как вы думаете, почему хозяева не взяли Топса в новую квартиру?

Понимал ли хозяин свою ответственность за судьбу Топса? Почему вы так думаете?

Какие слова из текста показывают, что хозяину было стыдно перед Топсом?

Можем ли мы осудить поступок хозяина? Почему?

Какими словами можно охарактеризовать поступок хозяев?

Как вы считаете, вспоминал ли потом Топса хозяин? Почему?

Что бы вы сделали на месте хозяина?

Какое чувство у вас вызвал конец рассказа: «А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью»?

Почему рассказ называется «За что?.. »?

Встречали ли вы во дворах брошенных собак?

Какие чувства они у вас вызывают?

Ребята, когда я читала рассказ, то чувствовала, что вы очень переживали за Топса. Мне кажется, что вы бы никогда не поступили так бездушно и безответственно, как это сделали Петровы. Я знаю, что у многих из вас дома есть животные, которых вы приручили.

Ученики с теплотой рассказывают о своих домашних животных.

«Дорогою добра»

Цель: создавать условия для формирования у учащихся добрых наклонностей; формировать потребность в совершении добрых дел.

Ход

Слово – это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

- Определите тему нашего занятия. (Будем говорить о добре, доброте).

-Что вы чувствуете, когда слышите слово «добро»?

-Объясните, что значит «доброта»? (стремление делать добро людям, душевное расположение к людям, отзывчивость).

-Что такое добро? (что-то положительное, полезное, хорошее, противоположное злу)

-Знаете, что есть памятник доброте?

-А выглядит он так. Слайд (Одуванчик с пушинками в виде ладошек, на которых изображены открытые глаза, как символ открытого для доброты сердца).

-Как вы думаете, почему выбрали одуванчик? (легкий, парашютики разлетаются, оседая в разных местах, часто прорастая там, где не очень хорошая почва).

-Если бы в нашем городе ребятам предложили придумать эскиз памятника доброте, что бы вы взяли в качестве символа доброты? Что бы вы хотели в нем увидеть?

-Придумать трудно, дома додумайте и нарисуйте свой эскиз. Посмотрим, что получится.

-Почему я хочу предложить эту тему беседы? (Много агрессии, мало проявлений доброты, не очень ценится). Не рано ли с вами говорить на эту тему? Неужели она не нужна?

-Так ли важно видеть проявления доброты?

-Слышали вы такую фразу «Идти дорогою добра»? Объясните, как понимаете ее? Давайте попробуем вымостить свою дорогу добра, по которой нам можно будет пройти. (Слайд)

-Как вы думаете, трудно ли идти по этой дороге? Почему?

Творить добро – это нелегкий, но верный и надежный путь в жизни, необходимо преодолеть много препятствий. Быть по-настоящему добрым нужно и необходимо.

-Ваша дорога началась раньше, ее начало у всех одно. Когда вы начали это путешествие? Кто указал вам этот путь? (родители, родные, семья).

-Чему учили вас родители? Какие наставления давали родители?

-Всегда ли удается выполнить родительский наказ?

-Как вы думаете, где живет доброта у каждого из нас?

-Что скажут о таком человеке?

-В чем сила добрых слов? (Настраивают, подталкивают на добрые поступки).

-Вам 8-9 лет. Какие добрые дела вы уже успели совершить? (здороваться, не врать, не ругаться, снимать шапку, пропустить девочку в дверях и …).

-А вот такой поступок кто-нибудь совершал?

(Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» до слов «просто так»).

-А, действительно, за что мальчик подарил незнакомому прохожему букет? Проверим ваши предположения.

-А вы просто так что-то подобное совершали?

-Это «просто так» не совсем просто так, а зачем?

-Кому стало приятно?

-Мальчику хорошо самому и он делиться с другими своим настроением, чувствами, видя, что другим плохо. Необязательно дарить букет, можно одарить человека совсем простым, но сделать его счастливее. Чем еще можно поделиться с другим человеком, когда ты хочешь кому-то сделать приятное?

-Верно ли мое высказывание, что у мальчика добрая душа?

Кто из вас видел этот мультфильм? Что было дальше? Что сделал ослик? Посмотрим.

-Смотрите, что произошло: хорошее настроение одного мальчика передалось нескольким героям, зарядило их прекрасным самочувствием, бодростью, доброжелательностью по отношению к окружающим.

-Как одуванчик раскидывает свои парашютики по свету, чтобы появились новые, так и одно доброе дело увеличивает количество хороших дел на земле.

-А к кому можно проявить доброту? (к родным, близким, пожилым людям, животным…).

-В чем проявляется доброта, например, по отношению к брату, животному?

-А если на своем пути вы столкнетесь с не хорошим человеком, плохим настроением кого-то, что будете делать? Нужно ли его обойти?

-Давайте посмотрим, как это бывает.

-Жадного медвежонка поступок щенка настроил на другой лад и мысли его стали добрые.

-А бывает ли такое, что человек сходит с доброго пути?

Если человек совершит плохой поступок, всегда можно вернуться на дорогу доброты. Что для этого надо сделать? (извиниться, понять, что не так, и больше такого не совершать).

-Чем должен обладать человек, идущий дорогою добра и не свернуть с него? (добрые дела, добрые слова, добрые мысли, сердце, душа - слайд).

-Добро никто не считает, его не всегда видно, про него не все могут знать. Давайте попробуем вымостить свою дорогу добра из кирпичиков. 1кирпичик – это доброе дело, которое вы хотели бы сделать или уже совершили.

-Будем мостить дорогу добрых дел, а для кого? (для себя и для других, чтобы людям было легче идти вместе с нами). Начнем от гостей, потому что надо людям делать добро, и они смогут пройти по нашей дороге.

-Я тоже внесу свой вклад, начну строить нашу дорогу, т.к. это нелегкий путь. Я закладываю кирпичик с добрыми словами, я хочу, чтобы мы говорили чаще друг другу добрые слова.

-Наша дорога закончилась?

-Она продолжается за порогом класса, школы, на улице, там, где мы.

-А сейчас, ребята, встаньте и парами идите нашей дорогой творить добро (под музыку «Дорогою добра» выходят из класса).

«Твой внешний вид»

Цель: прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность.

Ход

Послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идет речь: «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницу, убирала комнаты мачехи и ее дочерей. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, он забивалась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой». Кто эта девочка? Почему ее так звали?

«И все же Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк».

— Почему автор называет ее милой?

— Ребята, существует даже поговорка «По одежке встречают, по уму провожают». Как бы вы объяснили эту поговорку?

Сегодня мы поговорим с вами о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то, что вы воспитаны, красивы, аккуратны. Ведь вспомните, именно в красивом платье и хрустальных туфельках Золушку признали первой красавицей:

«Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» — говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме. Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань».

Сейчас мы живем с вами в демократическом обществе. Оно требует, чтобы каждый человек проявил себя как личность. Ну а о том, какой вы человек, говорит ваш внешний вид.

— Скажите, ребята, что греет вас в мороз? Может быть шапка, пальто, сапоги?

Одежда имеет назначение удерживать тепло человека. Поэтому она должна соответствовать сезону года, климату. Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из легких светлых тканей — они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот, это приведет к переохлаждению организма или к перегреванию, и можно заболеть.

В доме хорошо иметь удобную, легкую одежду. А еще наши вещи должны быть чистыми. Будничная одежда отличается от праздничной, одежда для прогулок - от той, в которой вы ходите в школу.

- Что вы знаете о моде и о том, как надо одеваться? (Ответы детей).

Знаете ли вы, откуда приходят вещи? Одежду шьют из тканей — хлопчатобумажных, шерстяных или синтетических, — на ткацких станках делают эту ткань. Ткань поступает к закройщику. От закройщика к швее. Отглаженные новые платья и костюмы поступают в магазин. Обувь тоже шьют — из кожи или искусственных материалов. Умение сшить какую-либо вещь всегда пригодится в жизни. И учиться этому можно уже сейчас — с одежды для кукол.

А теперь поговорим о том, кто и одевается правильно, и имеет удобную красивую одежду, а выглядит плохо. Я принесла книжку «Маша-растеряша», давайте прочитаем ее и попробуем ответить на вопрос «Почему люди выглядят неряшливо?»

(Текст читают ученики и рассуждают о необходимости быть аккуратным, следить за своей одеждой.)

Послушайте стихотворение В. Лившица «Неряха».

Тротуар ему не нужен.

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно —

Что он делал?

Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он — этот ученик?

- Как вы считаете, всегда ли красивая одежда поможет выглядеть хорошо? (Ответы детей.)

А. В. Суворов в своей книге «Наука побеждать» писал: «Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — Победа, Слава!» Великий полководец в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, недисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: