Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ 1, г. Чайковский, в период с 26.11 по 30. 11. 2018 года. Выборка составила 20 детей, обучающихся в 3Д классе.
Цель исследования – выявить уровень духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.
В качестве метода исследования уровня духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста была выбрана диагностика духовно-нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой. Данная диагностика отражает пять основных показателей духовно – нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм;
- Отношение к умственному труду;
- Отношение к физическому труду;
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
- Саморегуляция личности (самодисциплина).
По каждому показателю М.И. Шиловой были сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю выставлялись после наблюдения за детьми и с помощью классного руководителя.
Полученные в ходе диагностики баллы суммировались по каждому показателю и делились на два (средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносились в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммировались. Полученное числовое значение определяло уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика.
Критерии оценки:
- Невоспитанность (от 0 до 10 баллов);
- Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов);
- Средний уровень воспитанности (от 21 до 31 баллов);
- Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов).
Рассмотрим результаты диагностики по пяти основным показателям духовно – нравственной воспитанности школьника. Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 2 – результаты диагностики по основным показателям духовно – нравственной воспитанности
Качественный анализ результатов по каждому показателю:
Отношение к обществу: данный показатель характеризовался следующими критериями – отношение к природе, гордость за свою страну, служение своим силам, забота о школе. У большинства опрошенных детей данный показатель проявляется в достаточной мере (50%).
В данном направлении необходимо обратить внимание на повышение чувства долга и ответственности у тех воспитанников, которые показали низкие результаты (15%). Эти воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей (забывчивости, рассеянности и т.п.) требуют четкого и последовательного инструктажа действий, контроля над выполнением поручения. Так же стоит обратить особое внимание на воспитательную работу по повышению бережливости у тех детей, у которых данные критерии слабо проявляются (10%).
Отношение к умственному труду характеризуется следующими критериями: познавательная активность, стремление реализовать свои интеллектуальные способности, саморазвитие, организованность в учении.
У 15% опрошенных детей ярко проявляются такие качества как, активность, любознательность, дети всегда с старанием работают на уроки, проявляют заинтересованность учебным процессом. У большинства детей 3 класса сложилось нейтральное отношение у умственному труду. Эти дети не достаточно активны на занятиях, не стремятся получать новые знания, но при этом они исполнительны.
Отношение к физическому труду характеризуется следующими показателями: инициативность, самостоятельность, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
Дисциплинированность в классе имеет средний уровень. Некоторым детям требуется контроль со стороны взрослых, четкий инструктаж, напоминание о нормах и правилах поведения.
Отношение к общественному труду у большинства детей (40%) положительное. Но при этом имеются дети которые в силу индивидуальных особенностей, нуждаются в контроле и четком инструктаже, поскольку очень импульсивны и рассеяны. Трое воспитанников стараются избежать трудовых дел, дежурства, не проявляют инициативы.
Отношение к людям характеризуется следующими критериями: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
Серьезная проблема в группе у большинства детей – это честность и правдивость. Некоторые дети при совершении проступка не признаются, даже если уличены непосредственно при совершении. У одного ребенка наблюдается проявление неадекватной реакции – плач, крик, агрессия.
Отношение к себе характеризуется следующими критериями: самообладание и сила воли, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.
У большинства детей эти критерии проявляются не в полной мере (40%). Некоторые дети (20%) проявляют самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других, соблюдают правила культуры поведения, своевременно и качественно выполняет любое дело, требовательны к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.
Общие результаты диагностики были представлены в таблице 1, и на рисунке 2.
Таблица 1
Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников
№ п/п | Средний балл по всем показателям | Уровень духовно – нравственного воспитания |
Арина А. | 22 балла | Средний уровень |
Леонид А. | 5 баллов | Невоспитанность |
Стефания А. | 15 баллов | Низкий уровень |
Самира А. | 26 баллов | Средний уровень |
Степан Б. | 33 балла | Высокий уровень |
Аркадий Б. | 8 баллов | Невоспитанность |
Анна Г. | 25 баллов | Средний уровень |
Михаил Г. | 38 баллов | Высокий уровень |
Наталья Д. | 9 баллов | Невоспитанность |
Ярослав Д. | 23 балла | Средний уровень |
Анастасия З. | 12 баллов | Низкий уровень |
Кристина К. | 28 баллов | Средний уровень |
Алексей К. | 37 баллов | Высокий уровень |
Александр К. | 17 баллов | Низкий уровень |
Вадим Л. | 29 баллов | Средний уровень |
Данил Н. | 18 баллов | Низкий уровень |
Кирилл П. | 15 баллов | Низкий уровень |
Галина П. | 32 балла | Высокий уровень |
Кира П. | 22 балла | Средний уровень |
Матвей П. | 29 баллов | Средний уровень |
Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня духовно - нравственной воспитанности (в %)
Таким образом, невоспитанность была выявлена у 3 трех детей, что составило 15%. Данные учащиеся характеризуются отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень выявлен у 5 детей, что составило 25% от общего числа обучающихся в классе. Данный уровень характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень духовно – нравственной воспитанности выявлен у 8 детей, что составило 40%. Характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень отмечен у 4 учащихся, что составило 20% от общего числа детей в классе. Определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы в выбранном направлении.
Выводы
Таким образом, чтобы замерить уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся, мы отобрали группу детей из 20 человек. По результатам наблюдения педагога оценили каждого учащегося по балльной системе от 0 до 3 и вывели средний балл по каждому. Результаты настоящего исследования показали, что у 10% детей 3 «Д» класса критерий «отношение к обществу» не проявляется, «отношение к людям» у 20%, «саморегуляция» у 15%. Данные диагностики подтвердили необходимость системной работы над формированием уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Для решения данной проблемы мы предлагаем систему тематических этических бесед, которые способствуют повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Заключение
Во второй главе настоящего исследования мы рассмотрелиособенности реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Так же мы изучили формы организации внеурочной деятельности и предположили, что этическая беседа будет эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
В процессе исследования уровня духовно – нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста была выбрана методика М.И. Шиловой. Она отражает пять основных показателей духовно – нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм;
- Отношение к умственному труду;
- Отношение к физическому труду;
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
- Саморегуляция личности (самодисциплина).
В результате проведения диагностики было выявлено, что большинство детей имеют низкий или средний уровень духовно – нравственной воспитанности, что указывает на необходимость работы в данном направлении. Разработанные этические бесед, на наш взгляд, будут способствовать формированию духовно – нравственной воспитанности у учащихся младшего школьного возраста.