Основной вопрос философии и две его стороны. Предмет философии в его историческом развитии




 

«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным, а отвлеченным знаниям. Первоначально философия включала все теоретические знания о мире. С течением времени от философии отделились конкретные науки: физика, математика, история и др. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том, что характеризуется, во-первых, субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; во-вторых, универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; в-третьих, сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное.

Среди многих вопросов, которые решает философия, есть один, основной. Он имеет две стороны и звучит следующим образом: «Что первично: природа или дух, материя или сознание? и Познаваем ли мир?» Отвечая на первую часть вопроса, философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты настаивают на первичности природы, утверждают, что материя вечна, несотворима и неуничтожима, а дух, сознание возникают на определенном высоком этапе ее развития. Идеалисты убеждены в том, что дух первичен, а материя порождена им. При этом объективные идеалисты считают, что началом всего является мировой дух, который находится за приделами мира и человека и порождает их. Субъективные идеалисты полагают, что первичным является духовный мир отдельного человека, который творит окружающую действительность. Отвечая на вторую часть основного вопроса, философы разделились на гносеологических оптимистов, которые считают, что мир познаваем, и агностиков, ставящих под сомнение познавательные возможности человека.

На ранних этапах своего существования философия обращена к природе, космосу, осмысление которого она рассматривает как предпосылку объяснения и понимания человека. В этом проявляется космоцентризм древней, в частности – античной философии.

Предметом средневековой философии является Бог как причина и условие всякого существования, творец мира и человека, а основной вопрос философии – это вопрос об отношениях Бога и человека. Философия приобретает ярко выраженный теоцентрический характер.

Возрождение, обращенное к гуманистическим ценностям античной культуры, открывает живого естественного человека, гения, который в процессе основанной на разуме деятельности созидает мир своего существования, как мир человека и для человека, человеческий мир. Гуманистический антропоцентризм определяет специфику этой философии.

Новоевропейская философия как теоретическое обоснование индустриальной цивилизации сориентирована на поиск путей и средств практического преобразования мира и находит их в знаниях, в опытно-экспериментальном естествознании. “Знание – сила”. Это знаменитое высказывание Ф.Бэкона раскрывает суть философии этой эпохи – ее наукоцентризм.

Постклассическая философия отказывается от метафизических притязаний философской классики на построение универсальных систем, в которых мир и человек предстают как различенные и противопоставленные друг другу объект и субъект. Главное усилие постклассической философии – выявление и осмысление многочисленных и разнообразных форм присутствия “человека-в-мире", интенциональности как существенной черты его существования.

Философия – это особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем.

Философское знание включает в себя множество разделов, главными из которых являются: онтология - учение о бытии; гносеология – теория познания; аксиология – теория ценностей.

 

Функции философии

Задача философии состоит в том, чтобы обосновать идею человека как универсального существа, рациональность которого выступает лишь в качестве одного из проявлений многомерной и разномерной сущности человека в мире, определить и обосновать права личности на самоосуществление в качестве личности. Из этого следуют ее основные функции:

- мировоззренческая – способствует формированию у человека целостной картины мира, пониманию его законов, места человека в этом мире, возможности его познания и преобразования;

- онтологическая – формирует у человека знания о мире каким он является в действительности, т.е. вооружает его объективными знаниями;

- антропологическая или гуманистическая учит, что проблема человека занимает в философии центральное, приоритетное место;

- методологическая – заключается в том, что философия вооружает человека основными методами научного познания;

- мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую среду, действительность, отвлекаясь от частностей, несущественного и т.д., создавать мыслительно-логические схемы, системы и картины окружающего мира;

- гносеологическая – одна из основополагающих функций философии, которая вооружает человека механизмами познания и постижения истины, т.е. такого знания о мире, которое ему соответствует и не зависит от человека;

- аксиологическая – формирует у человека умения правильно оценивать вещи, процессы, явления окружающего мира с точки зрения нравственных, эстетических, религиозных, социальных и др. ценностей и формировать у человека ценностные ориентации и адекватные им действия;

- социальная – позволяет объяснить человеку общество, причины его возникновения, его эволюцию; причины возникновения и функции государства; способствует социализации личности; пониманию взаимосвязи прав, свобод и обязанностей личности;

- воспитательная – знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, добро, справедливость, прекрасное. Она формирует у человека жизненный оптимизм, веру в будущее, в преодоление трудностей и пр.

- прогностическая – заключается в том, чтобы научиться на основании имеющихся философских знаний о мире и о человеке спрогнозировать возможные тенденции развития общества, познающего сознания, перспектив решения фундаментальных проблем человечества, которые носят глобальный характер;

- информационная – способствовать формированию у людей такого мировоззрения, которое соответствует современному уровню науки, новым технологиям; углублять знания и служить источником новой информации;

- эвристическая – заключается в способности философии содействовать приросту научных знаний, в том числе созданию условий для новых открытий, как в области самой философии, так и в области частных наук. Назовем примеры таких открытий: так, сначала в философии в форме гипотез, а затем в частных науках в форме законов были сделаны такие открытия, как идея эволюции (Анаксимандр), законов сохранения вещества (нечто из ничего не возникает и в ничто не превращается) и др.

- логическая – философия учит человека правильно мыслить, видеть за случайным – необходимое, за явлением – сущность; правильно давать определения понятий; воспитывает культуру мышления, вооружает умениями находить аргументы в споре и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: