Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы




Философия как социокультурный феномен

Начало формы

Мировоззрение: его сущность, структура и исторические тип

Основной вопрос философии и две его стороны. Предмет философии в его историческом развитии

Функции философии

 

Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы

 

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.

В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.

1. Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира.

2. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру.

3. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.

4. Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

По характеру формирования и способу функционирования в структуре мировоззрения выделяют жизненно-практический и теоретический уровни. Первый складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте. Для него характерны слабая систематичность и продуманность, позволяющие ориентироваться в наиболее общих жизненных ситуациях. Второй уровень олицетворяют собой наука и философия, овладение которыми требует специальной длительной подготовки.

Если эти уровни мировоззрения рассмотреть в исторической последовательности, то жизненно-практическому мировоззрению будут соответствовать мифология и религия, а теоретическому – философия.

Мифология – это специфически-образное представление о мире, о явлениях природы и жизни людей, в котором действительность и фантазия составляют неразрывное целое. Она возникает на начальном этапе человеческой истории. В это время люди в форме сказаний пытались ответить на вопросы о происхождении мира, явлений природы, животных и человека. Главное назначение мифа не в том, чтобы дать человеку какое-то знание, а в том, чтобы оправдать существующий порядок вещей. Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общественной жизни. В мифе сущность явления или предмета представляется в образной модели (а не как логическое объяснение мира). Языком мифа является метафора, особая система образных представлений, которая строится без причин и следствий. Метафора здесь не просто феномен языка, это универсалия сознания, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой. Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но, тем не менее, его авторитет непреложен. Мифологическое мышление содержит в себе в зачатке все типы человеческого сознания. Это универсальная структурная форма сознания как такового. Поэтому миф присутствует и в современном обществе как скрытое, глубинное поле значений. Поскольку миф выражает синкретическое сознание, ему нужен особый комплекс нерасчлененных знаковых средств. Живое интонируемое и напеваемое слово, жест, ряжение, использование скульптурной маски, ритуальное раскрашивание и есть синкретический язык мифа. Поэтому миф связан с магией и обрядом. В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам богов, сверхъестественных существ, героев, стала такой, как она есть сейчас (мир вообще, природные явления, человеческое поведение, государственное устройство). Это всегда рассказ о творении, в мифе мы всегда у истоков существования чего-то. Человек той культуры, где миф явление живое, пребывает в «открытом» мире, хотя и зашифрованном и полном тайн. Природа говорит с человеком и чтобы понять ее язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы. Мир уже не есть хаотическая непроницаемая масса предметов, но живой космос, упорядоченный и полный смысла. Человек оказывается причастным миру, который становится для него близким и понятным, хотя и полным тайны. В подобном мире человек не чувствует себя замкнутым в рамках своего существования. Он открыт для общения с миром. Мир «понимает» человека и принимает. Миф - динамичная структура. На протяжении веков его содержание менялось. Первобытный миф имел своим содержанием космогонию, более поздние мифы включали самую разнообразную тематику. Основными функциями мифа являются:

- социальная, которая состоит в обосновании существующего устройства общества, поддержании социального порядка, регулировании поведения;

- функция сохранения, накопления и передачи социального опыта, которая заключается в способности мифа передавать ценностные ориентации, технологии деятельности и модели поведения, закрепляя культурное своеобразие общества;

- познавательно-мировоззренческая, отражающая способность мифа в чувственно-образной форме объяснять мир и открывать смысл человеческой жизни;

- эстетическая, состоящая в том, что миф выступает видом художественного творчества, в процессе которого совершенствуется память, развивается воображение;

- компенсаторная, заключающаяся в создании мифом иллюзорно-обнадеживающей картины мира (совершенно организованный космос и вписанный в него человек), порождавшую чувство уюта и предсказуемости.

 

Религия – это вера людей в существование сверхъестественных сил, в их способность влиять на жизнь человека и поклонение этим силам. Главное назначение религии – помочь человеку преодолеть ограниченность его земной жизни и возвыситься до чего-то вечного и абсолютного. Религиозное сознание, которое рождается из мифа и несет на себе отпечаток его, является более высокой формой духовного освоения мира. Это проявляется в том, что религиозному сознанию свойственна способность к обобщению, сравнению и противопоставлению различных аспектов бытия, выделение духовного как самостоятельной формы существования, первичной относительно предметной сферы. Религия делит мир на естественный и сверхъестественный, при этом сверхъестественный мир воспринимается как причина и условие существования естественного. Действительное существование свойственно только высшему бытию – Богу, который является воплощением совершенства, гармонии, справедливости и доброты. Бог не только творец мира, но и условие нравственной жизни. Вера в Бога и служение ему – вот предназначение человека. Вера эта носит иррациональный характер, она основана на переживании интимной связи человека с Богом.. Все происходящее в мире, обществе и в человеке зависит не от него, а от высшей силы, которая требует поклонения и уважения.

На ранних стадиях развития архаического общества, когда формы жизнедеятельности характеризуются простотой и даже примитивизмом, когда удовлетворение основных потребностей осуществляется не в процессе производства, а путем присвоения готового природного продукта, миф и религия, как формы миропонимания, вполне соответствуют целям и уровню развития этого общества. Но те изменения в жизни человека, о которых речь шла выше, обнаружили неэффективность мифологически-религиозных средств духовной ориентации человека в мире и привели к возникновению философии.

В сравнении с мифом и религией это была принципиально новая форма миропонимания. Специфика ее проявлялась, прежде всего, в том, что свою главную задачу она решала с опорой на разум. Сфера философии – не вера и фантазия, а разум и знания. Это не означает, что между философией, с одной стороны, и мифологически-религиозным мировоззрением, с другой, не существует никаких связей. Философия, как и миф, религия, искусство, обращена к “миру как целому”, к фундаментальным основаниям бытия мира и человека. Философия, как и дофилософские формы мировосприятия, имеет ярко выраженную ценностную ориентацию: она представляет мир с точки зрения человека, как человеческий мир, как мир для человека. Но делает она это рациональными средствами, с использованием процедур доказательства, обоснования и проверки своих выводов. Язык философии – это язык понятий. То, что в мифологическом миропредставлении воплощается в чувственных образах фантазии, что в религии оправдано иррациональной верой, в философии приобретает рациональный характер и осмысливается в понятиях. В этом стремлении к рационализации мира и человека формируется язык философии, преодолевается характерный для дофилософских форм миропонимания антропоморфизм, символизм и гилозоизм, некритическая вера в сверхъестественное.

Философия, таким образом, возникает как способ рационально-критического преодоления мифа, как теоретический способ осмысления мира и человека, независимый от религиозно-мифологической фантазии. Специфика философии как теоретической модели культуры в ее конкретно-историческом существовании основывается на рациональности и абстрактности. Именно это обеспечивает переход от чувственной образности мифа к категориальным структурам, от восприятий личного опыта к “мышлению” предметов в их системной целостности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: