НЕ СНИМАЙ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 12 глава




Такой, какой ты есть, ты подобен дереву без корней: ты простер свои ветви ввысь и вширь, но пути внутрь, в глубь себя не знаешь, поэтому тебя всегда трясет от страха. Легкий порыв ветра — и ты уже боишься, потому что у тебя нет корней. Если бы твои корни уходили глубоко в землю, ты бы радостно встречал любые бури, наслаждаясь их неистовым ревом. Ты воспринимал бы их как праздник, где можно плясать и веселиться, ведь буря — это испытание, а только пройдя через множество испытаний, ты сможешь до конца познать самого себя. Ты бы сказал буре «спасибо» и попросил ее приходить почаще. Но ты не таков: подул легкий ветерок, и тебе становится страшно, будто настал твой смертный час. Вместо того чтобы возблагодарить существование за то, что тебе была ниспослана буря, ты вопишь и причитаешь: «На помощь! Спасите! Спрячьте меня от этой бури!» А весь твой страх оттого, что у тебя нет корней.

Корни прорастают внутрь, и чем глубже в тебя они уходят, тем мощнее будет твое распространение вовне. Поэтому медитация в известном смысле является противоположностью интеллектуальному развитию, подобно тому как корни — это своего рода противоположность кроне дерева. Дерево тянется в вышину, корни уходят в глубину; направления, в которых они растут, противоположны друг другу. В этом смысле медитация противоположна интеллекту, но если посмотреть с другой стороны, именно корни поддерживают рост дерева ввысь и вширь. На самом деле они не противоречат друг другу; величие разума находится в прямой зависимости от медитации.

Поэтому ум Эйнштейна не сравнится с умом Будды, так как Будда обладал не только внешними интеллектуальными способностями, в нем так же горел внутренний свет медитации. Этот внутренний свет освещает его ум. Будда не способен на неправильные деяния, которые мог бы совершить при других обстоятельствах, поскольку свет медитации направляет его ум, озаряя его путь. Потому ум не может сбиться с дороги, его лошади никогда не попадут в канаву, ведь изнутри за их упряжкой наблюдает кучер. Эта сознательная медитация является теперь внутренним мастером.

Развивай интеллект ребенка и одновременно обучай его медитации; дай ему корни и позволь его ветвям протянуться высоко в небо. И помни, что очень важно соблюдать между ними баланс; ни одна из сторон не должна опережать в развитии другую. Ты по-настоящему исполнишь свой родительский долг, только если тебе удастся все это выполнить. Только тогда ты дашь своему ребенку жизнь в полном смысле этого слова. Иначе ты даешь ему только тело, но его душа не получает с твоей стороны никакой поддержки. Рождение тела — это совершенно заурядное событие. С этим делом без труда справляются и птицы, и животные. Здесь нет ничего особенного, никаких великих заслуг с твоей стороны.

И вот что еще следует запомнить: зажигая свет в душе ребенка, ты зажигаешь его и для себя. Иначе и быть не может. Нельзя не уловить хоть лучик света, если ты помогаешь осветить дорогу для другого. Если ты любишь своего ребенка, направь его на путь интеллектуального развития, одари его корнями, научив медитировать, — и вдруг ты заметишь, что, формируя его, ты начинаешь меняться сам. Скульптор, высекая изваяние из камня, старается сделать его как можно лучше. В ходе работы не только статуя становится все краше, но и сам скульптор.

Сотворив красоту, нельзя не стать прекрасным самому. Породив равновесие в другом человеке, нельзя не достичь равновесия самому. Если ты — настоящий отец, рождение сына полностью изменит твою жизнь, ведь если ты пытаешься вырастить его прекрасным, здоровым и спокойным человеком, как ты можешь не стать спокойным сам? В сущности, все те качества, которыми ты хочешь наделить сына, тебе вначале придется сформировать в себе. Супруги могут наслаждаться своими беззаботными играми, пока у нрх не появились дети. Но с рождением ребенка в их жизни появляется нечто новое, и теперь одними играми уже не обойдется. Отныне их жизнь заполнена обязанностями, и это очень приятные обязанности, ведь в них так много любви. Этот ребенок преобразит и мать, и отца.

Если ты на самом деле любишь своего ребенка, ты изменишься. Если же ты его не любишь, то будешь и дальше кричать и возмущаться, что ребенка портят, что общество на него дурно влияет, что всё — хуже некуда. Но ребенок никогда не становится испорченным по вине общества, причина его испорченности — в тебе. Ты и есть общество. Ирония в том, что «общество», на которое ты жалуешься, — это всего лишь популяция детей. Отец остается таким же, каким он был до рождения ребенка; мать тоже остается прежней. Каким-то образом у вас родился ребенок, но любви к этому ребенку в вашем сердце не так уж много. Именно ваша любовь может изменить все общество!

Пусть она насквозь пропитает твое существо, и, что бы ты ни сотворил, твое произведение будет творить и тебя. Творец не может быть свободным от своего творения.

С рождением прекрасного стиха рождается и прекрасный поэт. А если это не так, тогда знай, что этот стих не был рожден — он был позаимствован или куплен на рынке. Так что всякий раз, когда ты сталкиваешься с поэтом, в котором не чувствуется благоухание его собственных стихов, можешь быть уверен — стихи не его.

В Индии в старину поэта называли риши — мудрец. У нас так больше не говорят, поскольку сейчас все по-другому. Слова «риши» и «поэт» были синонимами. Странное дело: в наши дни поэты так сильно отличаются от риши). Поэты лишены мудрости, г.риши — поэзии. И те, и другие где-то заблудились.

В старину считалось, что, когда человек становится поэтом, когда в нем рождается поэзия, ее рождение меняет его внутреннюю энергию, все его сознание — ибо как красота может родиться из уродства? Если это и вправду рождение... Но если ты позаимствовал чужой стих, добавил к нему пару рифм, внес еще несколько изменений, тогда это совсем другое дело. Тогда ты не поэт, ты рифмоплет, и, какими бы прекрасными ни были твои рифмы, они будут пусты. Эта красота как женский макияж — обман, создаваемый при помощи помады, пудры и так далее. Грим хорош для игры на сцене, в театре, но не в настоящей жизни. Пойдет дождь, и вся косметика потечет и смоется. Тогда женщина станет гораздо безобразнее, чем до того, как она раскрасила свое лицо, поскольку теперь в ее красоте образуются просветы, через которые будет проглядывать уродство.

Истина заключается в том, что по-настоящему красивая женщина остережется пользоваться пудрой, так как пудра предназначена для того, чтобы скрыть уродство, а не добавить красоты. Даже красивая женщина, когда накрасится, становится безобразной, ведь фальшивое не может быть прекрасным. По-своему красивой бывает даже обычная женщина, домохозяйка, та, чье лицо никогда не освещал свет рампы. Конечно, если она не прячет себя под косметикой и не создает фальшивый образ самой себя. Тогда в ней есть своя красота — простоты, свежести... или хотя бы подлинности.

Итак, в старину в Индии существовало представление о том, что, если в человеке рождается поэзия, если он стал поэтом, это само по себе превращает его в мудреца, поскольку источник красивого стиха — в красоте души. Если Ганг столь прекрасен, значит, Ганготри — исток Ганга — должен быть самым священным местом. На самом деле Ганготри почитается у нас даже больше, чем сам Ганг, так как, согласно нашим представлениям, место рождения такой реки должно быть еще значимее, чем сама река. Точно так же поэт должен быть больше, чем его поэзия. И если это так, тогда не имеет значения, сколько великих произведений он уже создал, он все же останется более великим, поскольку он — источник. Такой поэт и естъриши.

Другой путь тоже будет правильным. Постигший мудрость неизбежно становится и поэтом. Вот почему на санскрите слова кави, поэт, и риили, мудрец, — синонимы. Такого нет ни в одном другом языке мира; только в санскрите слова «поэт» и «мудрец» синонимы. И в этом есть глубокий смысл.

Когда человек становится риши — а это означает, что он познал истину, красоту, обрел внутреннее достоинство, что огонь внутри него зажжен, он стал пробужденным, его цветы распустились, он реализовал свое предназначение, он достиг высшего пика, — когда такое происходит с человеком, кем бы он ни был, в глубинах его существа неизбежно рождается поэзия. Нет, его поэзия не обязательно будет в стихотворной форме, но любое его действие будет поэзией.

Если ты посмотришь, как идет Будда, ты заметишь в его походке поэзию; если посмотришь, как он закрывает глаза, в этом тоже будет своя поэзия. В его манере говорить, в его безмолвии — везде будет поэзия. Вся его жизнь становится поэзией. Будде не обязательно сочинять стихи, писать песни, рисовать картины или создавать скульптуры — нет, само его существо отныне исполнено поэзии. Она во всем, что он делает. Вот он прошел по песку, и даже в отпечатках его следов ты заметишь поэзию — трудно отыскать картину более прекрасную, чем эти следы на песке. Да, поэт неизбежно превратится в мудреца, а мудрец станет поэтом.

Если бы ты действительно любил своего ребенка, твоя любовь стремилась бы сделать ребенка Богом. А чего еще может пожелать любовь? На меньшее любовь не согласится, она просто не может этого сделать. Если все, что ты хотел для своего сына, — это сделать его врачом, значит, ты его еще не любил. Если твои желания сводятся к тому, чтобы сын стал крупным бизнесменом, значит, ты до сих пор не знаешь, что такое любовь. Я не говорю, что ты не должен помогать своему сыну стать врачом или торговцем, — ему придется стать или тем, или другим, ему нужно будет работать. Но это не должно быть самым большим желанием родителей по отношению к своему ребенку. Это желание половинчато, просто небольшая помощь в пути. Но там, где есть любовь, она не может удовлетвориться чем-то меньшим, чем Божественное. Ты пожелаешь, чтобы тот, кого ты любишь, стал подобен Богу — ив конечном счете стал самим Божественным.

Любовь — это химическая реакция, в результате которой рождается Божественное. Любовь, которая довольствуется чем-то меньшим, — это не любовь. Наверное, это что-то другое — деловое соглашение, бизнес, стремление к богатству, другие интересы, но не любовь. Только когда есть любовь, появляется возможность рождения Божественного.

Так что учи своего ребенка медитации одновременно с развитием его интеллекта, непременно соблюдай баланс между ними. Тогда ты обнаружишь, что, не ведая того, изменился сам. Свет в твоем ребенке еще не вспыхнул в полную силу, а ты сам уже засветился. Тебе вдруг откроется, что, воспитывая своего ребенка, ты создал себя самого.

А если ребенок становится испорченным, это означает лишь одно — испорчен ты сам и твоя любовь к нему не так уж велика, ты не готов меняться ради него. И вот что очень интересно: отец продолжает делать то, что от своих детей требует не делать; мать по-прежнему поступает, как и раньше, при этом не хочет, чтобы те же поступки совершали ее дети. Но дети учатся не на ваших нотациях, они учатся у вас. У детей очень острое и ясное зрение; оно еще не замутнено, пыль жизни еще не засыпала их глаза. Они видят тебя насквозь и слышат все, что спрятано у тебя между словами; они не зацикливаются на словах. Им нет дела до того, что ты говоришь, они смотрят на тебя и учатся непосредственно на твоем примере. Они все схватывают на лету.

Вот почему детям так сложно лгать: когда ты говоришь им неправду, тебя выдают не только слова. Ты обманываешь, а у тебя на лице написана вся фальшь твоих слов. Твои глаза говорят: «Неправда»; твои руки, прикасаясь к ребенку, твердят: «Вранье». А ребенок очень близок жизни; взрослые этого, наверное, не осознают, но ребенок тут же понимает, что ты говоришь неправду, — ты показываешь это всем своим видом. Так что детей крайне сложно обмануть, пока они еще не очень испорчены.

Мы прикладываем максимум усилий, чтобы испортить своих детей, ведь, пока они остаются неиспорченными, нас терзает неопределенность, мы их боимся. Как родители, мы учим детей, что обманывать нехорошо. Но они постоянно слышат, как обманываем мы. И какой же урок они извлекают? Только один: ты должен учить детей правдивости, сам оставаясь лгуном. Дети усваивают именно это. И своих детей они будут учить, что обманывать нехорошо, а сами будут лгать. Именно так воспитывали тебя родители, так же ты ведешь себя и со своими детьми.

Дети видят, что родители читают им наставления о скромном и целомудренном образе жизни, а сами помешаны на сексе. Всё это дети видят. Они хорошо усваивают модели поведения, и своим детям они тоже будут рассказывать о необходимости воздержания от секса. Так продолжается череда лицемерия и притворства.

Наше общество — это огромная паутина лицемерия, но мы его не замечаем, поскольку с рождения опутаны ею. Точно так же рыба не знает о существовании океана, потому что родилась в нем. Лицемерие въелось в нас настолько сильно, что если мы и вправду заметим его, то испугаемся и лишимся покоя. Но мы не следим за своими словами, не замечаем своих поступков, не думаем об их

ПОГТТРТТГТКМСТУ

Мы даем своим детям образование, где развивается интеллект, но мы не учим их медитации. Почему? Потому что мы можем оплатить услуги учителя, который займется их умственным развитием; мы можем нанять учителя, для нас это не составляет труда. Просто послать детей в школу, оплатить их учебу в университете. Там они найдут тех учителей, которые им нужны.

Если внимательно присмотреться к желаниям большинства родителей, окажется, что они посылают детей в школу не для того, чтобы те получили образование, а чтобы избавить себя от забот и беспокойства, которое дети им доставляют. Но по выходным это беспокойство остается дома. Школы — это просто устройства, помогающие родителям прятаться от своих детей, а учителя — лишь наемные слути, призванные занимать детей разными школьными предметами, в которых девяносто девять процентов ерунды. Детей учат тому, что преподавать вообще незачем, и все, что они с этим сделают, — просто забудут. Никакой пользы для них в этих науках нет. Учитель — это своего рода надсмотрщик, стоящий с указкой в руке между родителями и детьми. Его задача — давать родителям передышку на пять-шесть часов в день.

Что же это за любовь, если присутствие детей тебя раздражает? Это не любовь. Эти дети — случайны; с тобой произошла эта случайность, и теперь с этим нужно как-то управляться. А почему ты посылаешь их в школу? Не для того, чтобы очистить их души. Ты посылаешь их в школу, чтобы они обучились той системе лжи и лицемерия, которая существует в обществе. Ты посылаешь их в школу, чтобы они вернулись домой, изучив общественное устройство, пройдя полный курс хитрости и расчетливости; ты посылаешь их туда, чтобы, освоив все эти премудрости, они стали членамидзоциума. Ты готовишь их. Твои амбиции так и остались нереализованными. Ты хотел заработать миллионы, но потерпел неудачу; теперь ты готовишь своего сына, чтобы он сделал это вместо тебя. Если он плохо сдаст экзамены, ты сильно встревожишься. И причина не в сыне, не в его чувствах, просто он нанес удар по твоим амбициям: как этот мальчик собирается реализовывать твои планы, если он слабо учится в школе?

Дети — это продолжение твоих амбиций, они — вместилища твоих нереализованных желаний; ты все еще хочешь достичь всего, к чему стремился, но теперь восседаешь на плечах своих детей. Так что, если сын принесет домой хороший заработок, ты будешь очень доволен и станешь им гордиться.

Но если он придет с пустыми руками, никто ему не обрадуется.

Есть одна замечательная притча, которую часто рассказывал Иисус. Тебе будет полезно разобраться в ней, поскольку Иисус придавал любви особое значение. Это притча о богатом отце, у которого было два сына. Старший во всем слушался отца, а младший рос непокорным и своенравным. Первый сын продолжал преумножать семейное добро, а второй его проматывал.

В конце концов отец решил поделить свое состояние поровну между двумя сыновьями и отделить их. Старший сын остался дома, употребив свою долю для преумножения достатка семьи. Он стал покупать фермы и сады, работал на принадлежащих семье землях. Младший сын ушел из дому сразу же, как только получил свою долю. В скором времени до отца стали доходить слухи, будто сын его все деньги растратил на азартные игры, выпивку и бордели. Узнав об этом, отец передал сыну свое повеление, чтобы тот возвращался домой. Молодой повеса не мог поверить, что отец на самом деле хочет его возвращения.

Но именно так и бывает с любовьюв нее трудно поверить.

Когда в твоей жизни случится любовь, ты тоже не поверишь в нее. Ненависть, дав нее ты поверить можешь; в обман и воровство тоже верят охотно. Но любовь кажется почти сверхъестественнойкак ты можешь в нее поверить?

Так и случилось с этим молодым человеком; ему было сложно поверить в любовь отца. Но он оказался в крайне бедственном положении, его одежда превратилась в лохмотья. Он понял, что стал простым нищим, и решил вернуться домой. Он подумал, что стоит вернуться, даже если в отцовском доме ему не дадут ничего, кроме места для ночлега. Все же лучше, чем побираться!

Но когда отец услышал, что сын скоро вернется домой, он решил отпраздновать его возвращение и устроил большой пир, пригласив на него всю деревню. Старший сын возвращался с работы на ферме и по дороге встретил несколько односельчан. Они сказали: «Странно как-то получается. Ты, видно, родился под несчастливой звездой. Ты здесь живешь, стараешься услужить отцу, тяжко работаешь, чтобы поддержать достаток и авторитет семьи, но перед тобой никогда не расстилали красную дорожку, никогда твое возвращение домой не отмечали с музыкой и ни разу в твою честь не устраивали пиршеств. А вот приход твоего братцабродяги, спустившего все свое состояние,сейчас пышно празднуют. Иди и присоединись к толпе тех, кто собрался его встречать. Лампады зажжены, музыка играет, а твой отец, собрав сотню гостей, вышел с ними на край деревни и ожидает возвращения твоего брата».

Старший сын очень огорчился. Он отправился домой в подавленном настроении и с обидой в

сердце. Таким и нашел его отец, когда наконец-то появился в доме в сопровождении младшего сына. Отец спросил старшего, почему он так печален. Тот ответил: «Да, мне плохо. Я здесь живу, преданно служу тебе, работаю на твое благо, четырехкратно увеличил состояние, которое ты мне дал, но никто и никогда меня так не приветствовал.

А теперь является этот бродяга, неудачник, и ты торжественно его встречаешь, закатываешь пир в его честь».

Тогда отец произнес несколько фраз, которые стоит осознать. Он сказал: «Любовь не делает различий между тем, кто заслужил ее, и тем, кто не заслужил. Любовь уверена в тех, кто рядом, и пытается приблизить к себе тех, кто отдалился.

Ты благополучен, и тыуже со мной; здесь нечего праздновать. Весь день, в каждое его мгновение мое благословение с тобой. Но для того, кто странствовал по свету, нужен особый прием, лишь тогда он будет уверен, что его любят».

Иисус рассказывал подобную историю о пастухе, который вечером возвращался домой со своим стадом. Вдруг он заметил, что одной овцы не хватает. Он оставляет тысячу овец без присмотра посреди темного леса и возвращается, чтобы разыскать заблудшую овцу. Тысяча овец его не заботят, он думает лишь об одной, заблудшей. И отыскав ее, он возвращается к стаду, а овцу несет на плече.

Иисус говорил, что «любовь не ищет своего», то же самое говорю тебе и я. Любовь ничего не требует. Любовь к детям не будет стремиться что-то от них получить. Это как с поисками Божественного: любовь вознаграждается, когда обретаешь ребенка, а не какую-то выгоду при помощи ребенка. Самый большой вопрос не в том, что делает ребенок, но в том, кто он есть.

Да, в школе ребенку можно дать образование, но кто откроет ему религию? У нас развелось много религиозных школ, но все они ненастоящие, ибо школ, где учили бы религии, быть не может. Это всего лишь магазины, где заправляют ученые мужи, и туда мы посылаем своих детей. А эти ученые мужи никакого отношения к религии не имеют; их жизнь ничем не отличается от той, что ведешь ты. Ты держишь обычную лавку, а ученый муж держит лавку, где торгуют религией. Вы оба лавочники! Мы посылаем к нему детей, чтобы они научились терпению. А он преподает, будто религия — это какая-нибудь география или история. Он дает урок и заставляет детей выучить его наизусть.

Затем следует экзамен по религии. Дети сдают этот экзамен и возвращаются домой с аттестатами. Это просто надувательство. Экзамен по религии сдать нельзя. Сама жизнь — это сплошной экзамен. Никто не может получить красный диплом по религии; его выдает только смерть. Когда ты будешь умирать, сама смерть выдаст тебе аттестат, где будет указано, религиозен ты или нет. Если в минуту смерти ты испытываешь блаженство — ты прошел этот экзамен; если же в этот миг ты несчастлив — экзамен ты провалил.

Жизнь — жизнь во всей своей полноте — это религиозное образование. Смерть — экзамен по окончании курса.

Где тот ученый муж, который может дать тебе все это? Где те священные тексты, которые могут дать тебе все это? Никакие священные тексты и никакие ученые мужи здесь не подойдут. Ты сам не знаешь, что такое религия, как же ты можешь передать ее детям? Как ты можешь научить ребенка медитации? Ты сам никогда не знал ее, никогда не пробовал ее на вкус! Что бы ты ни хотел передать своему ребенку, ты сам вначале должен этим обзавестись. Если отец богат, он передаст свое состояние сыну; если отец занимается медитацией, он передаст ее сыну. Но как ты можешь дать то, чего у тебя нет? Если отец — любящий, он передаст свою любовь. Мы можем отдать только то, что у нас есть.

Меня спрашивают — иногда молодой человек, иногда девушка: хорошо ли будет, если у них появится ребенок. Я отвечаю: «Вначале освой медитацию, а затем сможешь становиться родителем. Иначе что ты собираешься дать своему ребенку? Если ты не практикуешь медитацию, ребенок обнажит все твои слабости и все твое убожество, ведь ты поймешь, что тебе нечего ему дать. Так что лучше будет, если ты вначале освоишь медитацию, а затем уже станешь родителем, поскольку тогда ты сможешь выполнять свои родительские обязанности не из чувства долга, а с удовольствием».

Дай своим детям и медитацию, и умение мыслить. Мышление поможет им достичь успеха в обществе, медитация поможет им успешно пройти путь к Божественному. Дай им мысль, чтобы развить их интеллект, дай им медитацию, чтобы взрастить в их душах Божественное.

Все самое важное, что может случиться на свете, происходит там, где Божественное в душе соединяется с живостью ума. В этом соединении активность и бездействие уравновешивают друг друга, исчезают и день, и ночь, а ты начинаешь улавливать проблески того, что лежит за пределами и жизни, и смерти.

 

Ошо,

в индийских священных книгах есть история о том, как все мироздание было уничтожено, ушло под воду; уцелел лишь маленький клочок суши, а на нем — крохотный, невинный младенец. Он лежал на листе дерева баньян и сосал палец на ноге. Из этого маленького ребенка и была воссоздана вся

 

Вселенная. Похоже, что ищущий проходит через такой же ошеломляющий опыт, когда ты тонешь, а затем переживаешь духовное возрождение. Эта история — иносказательное описание этого явления? Пожалуйста, обьясни.

В каждое мгновение происходит твоя смерть, и в каждое мгновение ты возрождаешься к жизни. Не то чтобы ты однажды родился, прожил сто лет, а затем умер. Нет, ты умираешь каждую секунду, и в каждую следующую секунду рождаешься заново. Каждый миг старое заканчивается, а новое начинается. Рассказы о том, что Вселенная была создана за один раз и в один день распадется, — лишь миф. Вселенная создается прямо сейчас, прямо сейчас она превращается в пыль. Вот это — факт.

Все не так, как думают христиане, будто Бог создал Вселенную, а затем отправился отдыхать, будто Бог за шесть дней создал этот мир, а затем на седьмой день отдыхал. Поэтому седьмой день недели стал выходным. Не было такого, чтобы творение свершилось за семь дней, а затем Бог взял отпуск и с тех пор так из него и не вышел! Нет, все не так. Ты сам устаешь, вот и думаешь, что Богу тоже нужно отдыхать. Если Бог устает, значит, он не бесконечен и его энергия может истощиться. Если Бог утомился, значит, в эту самую минуту все мироздание прекратит свое существование. Нет, божественное творение не было единовременным актом; Бог творит Вселенную каждое мгновение.

Творение — бесконечно.

Вселенная — это не историческое событие, это вечность.

Каждую секунду,творение продолжается. Растет трава, распускаются бутоны, птицы высиживают яйца, птенцы отправляются в свой первый полет. Все это происходит каждую секунду. Нет ничего статичного. Нигде во всей этой огромной и безбрежной Вселенной не бывает пауз. Нет никакого отпуска или выходного дня; творение — это вечный праздник.

А то, что верно для всей Вселенной, верно и для тебя, поскольку ты тоже являешься маленьким образом Безбрежного. Ты можешь быть только каплей в океане, но ты все же капля и в любую секунду ты также воссоздаешься и распадаешься. То, что стало прошлым, — распадается, а то, что должно прийти ему на смену, — творится, и между ними располагается твое существование.

Эта история из Пуран очень красива. Все мироздание растворяется, все уничтожено, кроме ребенка, невинного создания — Балкришны — назови его любым именем, которое тебе по душе. С ним снова начинается процесс творения. Смысл этой истории многомерен; попытайся понять все его аспекты.

Во-первых, погибли все взрослые, все старики. Уцелел только маленький ребенок. Все опытные и премудрые исчезли, все умные и видавшие виды уничтожены. Выжил только невинный младенец, который ничего не знает, а все умники и грамотеи, все священные книги и религии, все монахи и святые стерты с лица земли. Что бы это значило?

В невинности есть какая-то безопасность, которой недостает уму.

Лао-цзы рассказывал, что однажды он видел, как перевернулась повозка, запряженная волами. В ней ехали несколько человек. Двое погибли, а третий был при смерти, у него были поломаны руки и ноги.

Но был еще и четвертый, который остался цел и невредим. Когда повозка перевернулась, его отбросило в сторону и он упал спиной на дорогу. Там он и лежал. Лао-цзы удивился, что человек может быть настолько расслаблен, и подошел узнать, все ли с ним в порядке. Оказалось, что человек был в стельку пьян. Те трое, которые были вменяемы, или погибли, или получили травмы, а человек, который вообще ничего не соображал,настолько, что даже не понял, что повозка перевернулась, совершенно не пострадал. Он находился в столь бессознательном состоянии, что ему было все равно, в повозке он лежит или на дороге.

В этом стоит разобраться. Пьяница, валяющийся на дороге, — это сцена, которую видишь сплошь и рядом; упасть для них — обычное дело. Если ты упадешь так же, как это делают они, то окажешься в больнице с переломанными костями, а с ними ничего не случается. Кажется, есть какой-то секрет, известный только пьяным. Так оно и есть, а секрет прост — пьяный не сознает происходящее. Когда ты находишься в сознании и что-то случается, ты пытаешься защититься; если же ты ничего не осознаешь, то ни о какой защите речь не идет. В момент происшествия человек, находящийся в сознании, испытывает страх. В попытке уберечь себя он весь сжимается.

Когда повозка переворачивалась, трое пассажиров были в состоянии напряжения, стараясь хоть как-то защититься, они сопротивлялись силе притяжения. Именно в таком состоянии напряжения твое тело получает повреждения, а кости ломаются. Но человек, пребывающий в состоянии опьянения, не сознает, что выпадает из повозки, поэтому никакой борьбы за выживание с ним не происходит. Будто вываливается не он, а кто-то другой; он падает как простой мешок или тюк, внутри которого нет никаких костей, — вот ломаться и нечему. Пьяный выпал так, будто внутри у него никого не было.

Когда нет того, кто стремится спасти себя, когда нет защитника, нет и сопротивления, нет эго, некому изображать напускную храбрость. В отсутствие сопротивления пьяный просто упал; для остальных — тех, кто сопротивлялся падению, — все закончилось плачевно. Окружающие, наверное, решили, что этот пьяница пребывает под защитой Сущего. Лао-цзы говорит: «Только пьяный спасается, трезвый человек гибнет». Причина, по которой пьяный выживает, в том, что он не сознает себя.

В этой истории из Пуран гибнут все, кроме маленького ребенка. Те, кто хотел спастись, уничтожены; выживает только младенец. Так часто случается, когда загорается чей-то дом: взрослые гибнут, а беспомощный ребенок выживает. В своих судорожных попытках спастись взрослые попадают в безвыходное положение и сгорают заживо, а младенец, который довольно улыбается в своей колыбельке, остается цел и невредим. Такое было уже множество раз.

Во всем этом есть какая-то загадка, и заключается она в том, что ребенок ничего не предпринимает, чтобы защититься. Бытие защищает тех, кто не пытается защитить самих себя. А те, кто стремятся себя защитить, сражаются с бытием. Таким образом, они как бы говорят: «Я тебе не доверяю, я устрою все сам». Но перед лицом распада Вселенной наши усилия не принесут никакой пользы. Даже теперь они не срабатывают; это лишь твоя иллюзия, что ты себя оберегаешь. В этой жизненной битве, где распад случается повсюду и в каждую секунду, ты тоже подвержен уничтожению, ведь ты не такой, как маленькие дети; иначе ты был бы спасен.

В этой истории есть еще более глубинный смысл: все, что стало прошлым, распадается, а будущее пока не наступило. Когда же оно приходит, это случается в настоящем моменте. По своей сути ты всегда был ребенком, но ты несешь в себе все свое прошлое. Тебе известны все события прошлого, ты все записал, разложил по папкам, отметил в своих гроссбухах и внес на банковские счета; ты знаешь состояние этих счетов — все, что ты сделал и что не еде-лал, что произошло и что нет. Все это ты носишь у себя в памяти — и его не существует нигде, кроме твоей памяти! Даже будущее ты носишь в своем уме — что следует, а чего не следует делать, станут твои планы реальностью или нет, получится у тебя или нет: всю эту мешанину ты носишь в уме. Всего этого тоже не существует. У бытия есть лишь настоящий момент в чистом виде, в котором все прошлое уже исчезло, а будущее еще не наступило.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: