Лекция 2.
Виды и формы управленческого консультирования
Сравнительные характеристики форм оказания консультационных услуг (внутренние и внешние, зарубежные и российские, компании и независимые консультанты)
Чем сложнее ситуация, тем большая и разнообразная помощь требуется руководителю на всех стадиях подготовки, разработки и реализации плана реструктуризации. Эта помощь может быть оказана и кем-то из работающих на предприятии, но пока не участвующих в процессе подготовки и принятии решений.
Если проблемы не могут быть разрешены собственными силами, руководитель начинает задумываться о том, чтобы обратиться к внешним ресурсам. Перед ним возникает ряд вопросов:
• Какой консультант нужен, и где его найти?
• Как определить профессиональный уровень консультанта?
• Честен ли консультант? Какова вероятность разглашения консультантом конфиденциальной информации?
• Как поставить задачу (сформировать Техническое задание) и как оценить работу консультанта?
• Какова мера ответственности консультанта за результаты его труда?
• Сколько стоят услуги консультанта?
• Как не попасть в зависимость от консультанта? Не превратится ли предприятие в «дойную корову»?
Принятие решений всегда связано с оценкой имеющихся и будущих рисков. Начать выбор консультанта нужно с оценки плюсов и минусов различных форм оказания консультационных услуг на рынке.
Специалисты, оказывающие консалтинговую помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние – это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, "штабную", научно-внедренческую подсистему организации). Соотношение внешнего и внутреннего консультирования показано на схеме.
|
Достоинством внутренних консультантов является то, что они хорошо знают свою организацию, но в то же время существует и несколько отрицательных моментов: им надо платить постоянную зарплату и тратить деньги на их обучение; внутренние консультанты не подвержены внешней
Внешние и внутренние консультанты
критике, и ошибки, которые они делают, редко обнаруживаются; внутренние консультанты не имеют постоянно возобновляемого опыта работы в других отраслях или фирмах; их положение может привести к безынициативности и отсутствию творческого подхода; внутреннему штату может не хватать управленческих навыков и инноваторского отношения при выполнении трудного проекта.
Внешние консультанты имеют большой опыт работы, они не боятся работать на всех уровнях организации, самые сложные проблемы более охотно будут обсуждаться именно с ними. Им выплачивается лишь гонорар за конкретный проект, тем самым расходы на обучение и развитие своих специалистов снижаются. Кроме того, внешние консультанты имеют множество контактов и могут организовывать эффективный поиск партнеров.
Преимущества консультантов, как внутренних, так и внешних, перед менеджерами следующие:
1) независимость, непредвзятость взглядов;
2) широкий кругозор и обладание информацией в различных областях менеждмента в большей степени, чем у практикующих менеджеров (в сил меньшей загруженности проблемами текущего управления на конкретном предприятии);
|
3) ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций.
Во внешней консультационной деятельности основным типом организационной структуры является консультационная фирма.
Дадим краткую оценку достоинств и недостатков внешних консультантов.
ВНЕШНИЙ КОНСУЛЬТАНТ
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
Независим | Более высокие гонорары по сравнению с зарплатой специалистов предприятия. |
Не имеет личных интересов в организации | Необходимо время на знакомство консультанта с предприятием и сутью проблемы. |
Суждения, как правило, не предвзяты и объективны. » Обладает обширной информацией о проблемой и смежной областях. | Несет «бремя» стереотипов предыдущих проектов. |
Имеет опыт решения схожих проблем в других организациях. | Угроза разглашения конфиденциальной информации. |
Обладает неизвестными предприятию знаниями, методиками и технологиями. | Необходимо время на узнавание, проверку профессионализма и т.п. |
Смотрит на проблему шире, со стороны. | Требуются специальные усилия по регламентации и контролю исполнения обязательств. |
Взаимоотношения регулируются контрактом, техническим заданием, графиком выполнения работ. | Расширение технического задания увязывает с выделением дополнительного финансирования. |
На рынке огромный выбор, как независимых консультантов-одиночек и устойчивых групп, так и компаний – больших и маленьких, российских и зарубежных, узкоспециализированных и предлагающих широкий спектр услуг. Если Вы никогда не сталкивались с консультантами, то Вас будет интересовать чужой опыт взаимодействия с ними.
|
НЕДОСТАТКИ | |
КОНСАЛТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ | НЕЗАВИСИМЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ |
• Более высокие гонорары, включающие издержки и прибыль компании | • Иногда сложно определить уровень квалификации |
• Стандартизированный подход к проблемам заказчика. | • Финансовая ответственность в пределах контрактных сумм |
• Часто узкоспециализированы. | • Иногда отсутствуют устойчивые каналы связи |
• Проводит переговоры и участвует в разработке технического задания один, а работы выполняет другой, иногда с более низкой квалификацией |
ДОСТОИНСТВА | |
КОНСАЛТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ | НЕЗАВИСИМЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ |
• Возможность предоставления клиенту дополнительных гарантий (финансовая ответственность) | • Индивидуальный подход к проблемам клиента |
• Возможность параллельного осуществления работ по широкому комплексу проблем | • Легко собираются в команду для реализации проекта любой сложности |
• Возможность замены конкретного специалиста (консультанта) по просьбе клиентной организации | • Возможность работы в штате предприятия на временной основе. |
• Независимость. | |
• Гибкость. | |
• Относительно низкие гонорары. |
НЕДОСТАТКИ | |
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ | РОССИЙСКИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ |
• Очень высокая стоимость услуг. | • Нет веса на международном уровне |
• Высокие требования к организации и подготовке клиента. | • Недостаточное знание зарубежного опыта. |
• Прямой перенос зарубежного опыта, стандартность решений. | • Предоставляемые рекомендации не всегда убедительны. |
• Некоторое незнание российской специфики. | • Используемый инструментарий (методики) не всегда в достаточной степени апробирован(ы). |
• Языковой барьер и культурологические различия. | • Недостаточное внимание к юридической чистоте и документарному сопровождению проектов. |
• Предлагают решения, выстроенные в четкие и последовательные действия, не учитывая, что прямая дорога не всегда самая короткая и быстрая. | |
• Широкое использование стажеров. | |
• Широкая практика передачи работ на субподряд. | |
ДОСТОИНСТВА | |
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ | РОССИЙСКИЕ КОНСУЛЬТАНТЫ |
• Высокий уровень владения методами консультирования. | • Гонорары ниже. |
• Как правило, большой опыт консультирования. | • Хорошо разбираются в современной российской экономической и политической ситуации. |
• Хорошее юридическое и документарное сопровождение консультационного проекта. | • Обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом. |
• Могут оказать содействие при взаимодействии с иностранными партнерами. | • Обладают гибкостью мышления и подходов при решении нестандартных задач. |
• Хорошая теоретическая подготовка. | • Синтезируют зарубежный и российский опыт. |
• Деловая культура. | • Выходят за рамки стандартов. |
• Предлагают более реалистичные решения, исходя из российской практики. |
Выбор консультантов определяет также и способ получения информации об их услугах.
Поиск информации о консультантах.
Первый способ состоит в том, что руководитель анализирует информацию о консультантах, полученную от третьих лиц. Это могут быть представители других предприятий, ассоциации промышленников, органы власти, партнеры по бизнесу, специалисты предприятия. Информация может черпаться из рекламы, деловой прессы, специальной литературы и т.п. По сути, речь идет о рекомендациях, которым руководитель склонен доверять.
Суть второго в следующем: руководитель в результате прямого взаимодействия с консультантом осознает, определяет, проговаривает проблемы своего предприятия и возможные пути их решения. Чаще всего это происходит во время различных семинаров, конференций, презентаций, бизнес-ланчей или сразу же после них.
Вообще, публикации в специальной литературе, выступления консультантов на семинарах и конференциях, посвященных актуальным проблемам бизнеса, являются весьма информативными в плане знакомства и с квалификацией, и опытом, и личностью консультанта. Консультант публично обосновывает свое видение бизнеса, методологию работы, рассматривает конкретные ситуации, анализирует их, предлагает варианты решения рассматриваемых задач. Отвечая на вопросы, консультант демонстрирует свое умение уловить суть проблемы и ясно и четко изложить свою позицию.