по курсу «Обществознание» 9 класс




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ

БИЛЕТЫДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

выпускников 9 класса

МКОУ «____________________________________»

Учитель__________________________

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:_________(Ф.И.О.)

подпись

 

Пояснительная записка к экзаменационным билетам

по курсу «Обществознание» 9 класс

 

Итоговая аттестация учащихся в 9 классе проводится по билетам. Вопросы билетов охватывают основные знания, полученные учащимися в курсах обществознания в 6-9 классах общеобразовательной школы.

Каждый билет включает два теоретических и один практический вопрос. Они подготовлены с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Первый и второй вопросы охватывают такие модули: «Личность и общество» – 7 вопросов, «Сфера духовной культуры» – 5 вопросов, «Экономика» – 6 вопросов, «Социальная сфера» – 6 вопросов, «Политика» – 7 вопросов, «Право» – 9 вопросов. Третьи вопросы представляют условные ситуации, требующие от ученика адекватных практических решений и планирования собственных действий. Они направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности предметной компетентности, то есть способности решать средствами обществознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседневной жизни и практической деятельности.

Экзамен проводится в устной форме, ответ готовится учащимися непосредственно во время экзамена.

При ответе экзаменующихся на данные вопросы будет учитываться знание ими основных обществоведческих терминов и понятий, умение перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства, указывать их признаки, сравнивать указанные социальные объекты, характеризовать их, а также умение приводить примеры и давать оценку изученных социальных объектов и процессов.

Работаем по учебникам «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова.

Нормы оценок по обществознанию:

Оценка ответа учащегося на экзамене выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых по каждому из трёх вопросов билета.

При оценивании ответа ученика на первый и второй вопросы билета отметка «5» выставляется при условии, если учащийся правильно изложил теоретические вопросы, привёл собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретические вопросы, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведённые учеником, воспроизводили материал учебника. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

При оценивании ответа на третий вопрос билета будут учитываться умения анализировать предложенную ситуацию, понимать смысл требований задания, доказывать обоснованность принятого решения, предвидеть последствия социальных действий и собственного поведения в конкретной ситуации.

Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь с помощью экзаменатора.

Отметка «2» ставится, если экзаменуемый не может выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

 

Экзамен по обществознанию выбрали ____ учащихся: из них ____ имеет высокий уровень обученности, ____ – средний уровень обученности и ____ – низкий уровень обученности.

 

 

Билет № 1

1. Человек. Индивид. Личность.

2. Государство, его основные признаки. Формы правления.

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учёбе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

 

 

Билет № 2

1. Потребности человека.

2. Правовое государство, его основные признаки.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

 

 

Билет № 3

1. Способности человека.

2. Право, его роль в жизни человека и общества.

3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведёте себя? Объясните вашу позицию.

 

 

Билет № 4

1. Человек и культура.

2. Юридическая ответственность, её виды.

3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в полицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

 

 

Билет № 5

1. Взаимосвязь природы и общества.

2. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственная символика Российской Федерации.

3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.

 

Билет № 6

1. Особенности межличностных отношений.

2. Правонарушения, виды правонарушений.

3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьёзную для данной территории проблему безработицы. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведёте?

 

Билет № 7

1. Общение. Культура общения.

2. Безработица. Её причины и последствия.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры вашего района. Как вы будете выполнять это поручение? Намеченные действия объясните.

 

 

Билет № 8

1. Малая группа. Человек в группе.

2. Религия, атеизм и свобода совести.

3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

 

 

Билет № 9

1. Общество. Основные сферы общественной жизни.

2. Глобальные проблемы человечества.

3. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники полиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом действия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники полиции проигнорируют?

 

 

Билет № 10

1. Экономика, её роль в жизни общества.

2. Всеобщая декларация прав человека – общая характеристика.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание.

 

 

Билет № 11

1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.

2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учёбой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.

 

 

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

2. Государство и экономика.

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы приобрести? Что вы сделаете для этого?

 

Билет № 13

1. Социальные группы и общности.

2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило морали».

3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

 

 

Билет № 14

1. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.

2. Правовые основы брака и семьи. Права ребёнка.

3. В одном из девятых классов шёл диспут, посвящённый выбору профессии. Один из выступающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потребности страны в тех или иных специалистах. И одна ученица сказала, что важно также видеть пользу, которую выбранная профессия принесёт людям. Кого бы вы поддержали? Обоснуйте свою собственную позицию по обсуждаемому вопросу.

 

 

Билет № 15

1. Политика, её роль в жизни общества. Политическая власть.

2. Добро и зло – основные понятия этики. Моральный выбор.

3. Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо полицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

 

 

Билет № 16

1. Политические партии и движения. Многопартийность.

2. Духовная жизнь человека.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспечения успешности начатого дела?

 

 

Билет № 17

1. Собственность, её формы. Правовое регулирование имущественных отношений.

2. Права и обязанности граждан Российской Федерации.

3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошёл наряд полиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники полиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

 

 

Билет № 18

1. Права человека. Защита прав человека.

2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.

 

Билет № 19

1. Федерация, её субъекты.

2. Право на образование: содержание и гарантии.

3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ её преодоления?

 

 

Билет № 20

1. Предпринимательская деятельность.

2. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их может разрешить?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: