Среднее профессиональное (среднее специальное) образование.




Первые средние профессиональные (технические, медицинские, сельскохозяйственные, педагогические и др.) училища и школы появились в Европе в XVII в. В России открывались: горнозаводские школы на Урале; артиллерийская школа (основана в 1712 г.), военно-фельдшерская школа (1754), театральное училище (1783), учительская семинария (с 1786 г.), акушерская школа (1797) – в Петербурге; коммерческие училища (1772, 1804) – в Москве, и др. В XIX в. среднее профессиональное образование стало осмысливаться как специфическая часть народного образования, развитие которой оказывает существенное воздействие на состояние экономики, военного дела, здравоохранения, просвещения и других областей профессиональной деятельности. С развитием промышленности, экономики и культуры в XIX в. стали создаваться промышленные, технические, коммерческие, сельскохозяйственные и другие училища и школы, многие из которых накопили значительные педагогические традиции: Московская земледельческая школа (1822), московское Комиссаровское техническое училище (1886). Выпускники получали звание техника по различным специальностям, младшего агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроительные училища, в т.ч. в Архангельске (1841), Ростове (1876), Одессе (1898). Во многих городах открылись коммерческие училища, учительские семинарии, фельдшерские школы. В 1914–15 гг. действовало свыше 400 средних профессиональных учебных заведений (54 тыс. учащихся).

В условиях НТР (с середины XX в.) среднее профессиональное образование выросло в одно из массовых направлений профессионального образования. При этом во многих странах среднее профессиональное образование фактически становится ступенью высшего образования.

Государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения существуют в большинстве стран. В странах с традиционно развитой рыночной экономикой широко представлен и сектор частных учебных заведений, принадлежащих отдельным корпорациям, фирмам и т. п. В условиях многоступенчатой системы профессионального образования подготовка специалистов среднего звена часто ведётся на базе университетов и профилированных (отраслевых) вузов. В ряде зарубежных государств (например в США) подготовка специалистов среднего звена осуществляется в средних профессиональных и технических колледжах, технических институтах (часто объединяемых под названием послесредние или двухгодичные учебные заведения). Они могут функционировать как факультет или отделение 4- или 2-годичного колледжа или как самостоятельные 2-годичные колледжи и составляют примерно 40% ВУЗов США. Уровень и направленность специальной подготовки в них в значительной мере сходны со средними профессиональными учебными заведениями Российской Федерации. Но на общеобразовательную подготовку в них отводится незначительное количество учебного времени (например, в технических – около 10%). В США после 1960 г. стала быстро развиваться сеть младших колледжей. В них принимаются лица с общим средним образованием (12 лет обучения), студенты могут выбрать программу младшего курса ВУЗа. Обучение в младших колледжах платное. Многие студенты выбирают сокращенный курс, который дает возможность окончившему получить низшую техническую должность в различных фирмах.

В первые годы советской власти было организовано около 450 новых учебных заведений (получили наименование техникумов). В 1921/22 учебном году работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), которые готовили кадры по почти 20 отраслевым группам специальностей. В 30-х гг. в СССР номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 г. – при 584 техникумах).

Организованы новые техникумы на Урале, Д. Востоке, в Сибири, Казахстане и союзных республиках – преимущественно вблизи крупных промышленных строек. В 1940 г. было 3,7 тыс. средних профессиональных учебных заведения (974,8 тыс. учащихся, в т.ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы

Великой Отечественной войны училища и техникумы, учительские институты выпустили около 340 тыс. специалистов. После войны действовало свыше 4 тыс. техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-х гг. открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть подобных отделений при дневных учебных заведениях. Сеть учебных заведений к началу 60-х гг. выросла незначительно (свыше 3,4 тыс.), однако число учащихся увеличилось вдвое – 2,4 млн. В 70–80-х гг. число учебных заведений в СССР относительно стабилизировалось (в 1989/90 учебном году – 4,5 тыс.; в 1980 – 4,3 тыс.), число учащихся стало снижаться (4611 тыс. – в 1980; 4231 тыс. в – 1989/90).

Основные функции специалистов со средним профессиональным образованием: в сфере материального производства – подготовка и обработка технической, технологической и других видов информации для реализации инженерно-технических и управленческих решений; управление деятельностью первичных звеньев производства; обеспечение работы технических и технологических систем и управление ими; в отраслях социально-культурного комплекса – проведение образовательного процесса, оказание доврачебной помощи, художественно-исполнительская деятельность, организация работы учреждений культуры, предоставление сервисных услуг населению.

После распада СССР на территории Российской Федерации в 1993 г. действовало свыше 2,6 тыс. государственных средних специальных учебных заведений (2,09 млн. учащихся, в т.ч. на дневных отделениях – около 1,49 млн.). С 1991 г. впервые открыта подготовка специалистов среднего звена по специальностям: «Коммерческая деятельность», «Менеджмент», «Биржевая деятельность», «Маркетинг», «Аудит».

По организационно-правовым формам средние профессиональные учебные заведения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные. Средние профессиональные учебные заведения имеют в своей структуре филиалы, учебно-консультационные пункты, подготовительные отделения, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны и т. п. В их составе и при них могут быть производственные предприятия, другие организации, деятельность которых определяется соответствующими нормативными положениями.

Среднее специальное учебное заведение-предприятие – самостоятельный учебно-производственный комплекс, реализующий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющий производственную деятельность, направленную на повышение уровня профессиональной подготовки студентов. К ним относятся техникумы- предприятия, лесхозы-техникумы, лечебные учреждения-медучилища и др.

Колледж – самостоятельное учебное заведение (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее программы среднего профессионального образования повышенного уровня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: