Зарождение высшего образования в России




Лекция 1. Краткая история развития профессионального образования в России

Цели: изучить историю становления и развития высшего образования в России с сопоставлением международного опыта в данном направлении; формировать интерес к анализу и сравнению образовательных реформ на разных исторических этапах российского государства.

Содержание учебного материала

Зарождение высшего образования в России

История европейских университетов насчитывает более восьмисот лет, однако в России развитие высшего образования начинает свой отсчет с 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого. Он основал Славяно-греко-латинскую академию, считающуюся первым высшим учебным заведением. Академия создавалась по образцу западных университетов с доступом к обучению из всех сословий.

Представления об университетах пришли в результате их постепенного распространения через ряд стран Центральной и  Восточной Европы. Так во Франции и  Италии первые университеты возникли ещё в  XII – начале XIII веков, в Германии – с середины XIV до начала XVI века, а с последней четверти XVI века началась их экспансия на восточные земли. Её ускорению послужили процессы реформации и контрреформации, приведшие сюда Орден иезуитов с  его новой учебной системой. Ответной реакцией на натиск католицизма явились первые православные высшие школы.

Во всей Европе университеты того времени представляли собой одинаковые по устройству учёные корпорации, права и привилегии которых гарантировались высшей светской и  церковной властью. Это единство сохранялось и  после реформации. Протестантские университеты северной Германии и все иезуитские университеты Восточной Европы, несмотря на их конфессиональные различия, основывались на одном и  том же правовом фундаменте.

Следующим этапом в развитии высшего образования в России следует считать период правления Петра I. В связи с активным проведением реформ и развитием промышленности возникла острая необходимость в собственных кадрах, поэтому государство стало организовывать светские государственные учебные заведения – навигацкие, математические, медицинские, горные и другие училища. Так были открыты Школа математических и навигацких наук (1701), Артиллерийско-инженерная (Пушкарская) школа, Медицинская школа (1707), Морская академия (1715), Медицинская школа (1716), Инженерная школа (1719), а также разноязычные школы для обучения иностранным языкам. Петром был использован принцип утилитаризма, связанный с образовательными идеями европейского Просвещения. В его основе заложена замена общего образования специальным, ориентированным на будущую профессию.

Русские и иностранные советники неоднократно давали Петру рекомендации основать в России собственный университет. Как следствие, в 1724 г. был утвержден доклад Блументроста об учреждении при Академии наук университета, а, начиная с 1725 г., уже после смерти Петра в Петербург начали съезжаться приглашенные правительством европейские ученые, обязавшиеся по контракту читать лекции в университете. Но при этом русских студентов явно не хватало, так в первый год способных обучаться в открывшемся университете насчитывалось со всей Российской Империи всего 17 человек, в связи с чем, из Германии было выписано ещё 8 студентов, четверо из которых впоследствии стали академиками. Но лишь только через два года слушатели смогли адаптироваться к лекциям в вузе. Интереса к университетскому образованию по-прежнему не возникало. Так в 1742 г. на 12 профессоров приходилось столько же студентов. В связи с этим в 1747 г. в качестве решительных мер при университете были учреждены 30 казенных стипендий. Стипендиаты были выбраны из числа студентов, знающих латынь – язык, на котором и велось преподавание иностранными профессорами.

По своей сути такой университет представлял собой учебную часть внутри Академии наук, выполнявшую, и  то не регулярно, вполне утилитарную задачу подготовки будущих академиков. Созданные ранее Киевская и  Московская академии, перешедшие согласно Духовному регламенту в  ведение Синода, также под влиянием утилитаризма переориентировались на профессиональную подготовку духовенства, утратив прежний смысл и  значение. Поэтому принято считать, что Академический университет европейского образца в России натолкнулся изначально на свое отрицание. Не получив никаких привилегий, ни корпоративного устройства, он не мог сопоставляться с  упомянутыми образцами (а следовательно, претендовать на название «университета»).

Первыми классическими университетами в России были: Академический университет (1724), признанный предшественником Санкт-Петербургского государственного университета, Московский университет (1755), Казанский университет (1804), Харьковский университет (1804), Варшавский университет (1816), Киевский университет (1834) и др.

Рассмотрим последующие этапы в построении высшего образования в России (табл. 1).

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: