Этапы построения университетского образования в России




№ п/п Исторические вехи Нововведения в высшем образовании
1. Московский университет (1755 г.), один из основателей граф И. И.  Шувалов. Введение многих элементов «модернизированного» университета, ограничивавшие его автономию. Привлечь в Московский университет дворянство должны были предоставляемые им права по службе и офицерские чины, присваивающиеся по окончании. Поэтому родовитое дворянство стало отдавать своих детей в университет. В 1758 г. общее число студентов доходило примерно до 100. Но дальнейший ход дела не соответствовал такому удачному началу. Сказывалась нехватка преподавателей, так на многих кафедрах их было всего по одному человеку; число студентов упало, лекции посещались редко. Причинами упадка установили не сам университет, а его учредителей.
2. Совершенствование Московского универси-тета (1760-80-е гг.) под руководством М. В. Ломоносова. Введение полной автономии или, напротив, усиление государственного контроля. Открытие на базе университета классической гимназии.
3. Совершенствование Московского университета в царствование Екатерины II; открытие Санкт-Петербургского государственного горного университета, первого в России высшего технического учебного заведения в 1773 г. как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела – основополагающей государственной отрасли. Создание проектов для преобразования университета на основе всего спектра немецких образцов – от старых «доклассических» до ведущих «модернизированных» университетов. Екатерина рассматривала и  полностью отрицавшие корпоративную природу университета проекты французских просветителей. Особое внимание императрицы вызвал опыт «модернизации» университетов в  монархии Габсбургов, которая сочетала научное обновление с  жесткой государственной регламентацией преподавания. В 1779 г. при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России. Комиссия об учреждении народных училищ в  1787 г. составила университетский план, явившийся обобщенным итогом рассмотренных проектов и  ставший основой создания «модернизированного» университета в  России. Он был востребован в  процессе университетских реформ в начале царствования Александра I, которые стали непосредственным продолжением Екатерининских проектов.
4. Реформирование российского образования в 1802–1804 гг.; открытие главного инженерного училища в 1810 г.; Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана в 1830 г. При наличии нескольких конкурирующих моделей высшего образования (а это: кризис, охвативший все университетское пространство Европы на рубеже XVIII–XIX  в. под воздействием Французской буржуазной революции и  промышленного переворота в  Англии, в Германии произошло крушение большинства средневековых корпораций, среди которых жизнеспособность и  притягательную силу сохранили лишь «модернизированные» университеты. Параллельно во Франции образовалась новая система высших специальных образовательных учреждений, организация которых отрицала все прежние принципы устройства университетов (в т. ч. автономию, привилегии, общий характер образования, иерархию факультетов) деятели народного просвещения в  России не смогли сделать определенный выбор в пользу одной из них, но хотели комбинировать их различные части. Именно поэтому российская университетская реформа 1802–1804 гг. была сформирована из противоречивых исходных элементов, которые апеллировали к разнонаправленным, зачастую противоположным друг другу принципам. Так, закрепление корпоративной автономии университетов стало результатом сложной борьбы, в ходе которой тяжесть принятия решений была перенесена из только что созданного Министерства народного просвещения в узкий кружок молодых друзей императора. А  ведущую роль в  документальном оформлении принципов автономии сыграл получивший большое влияние на императора Александра  I профессор Дерптского университета Г. Ф.  Паррот. В  законопроекты университетской реформы начала XIX  в. вошли черты как старых «доклассических» корпораций, так и  «модернизированного» немецкого университета, и  даже ориентированной на специальное обучение французской системы высших школ. В  дальнейшем же такое смешение препятствовало усвоению в  российских университетах принципов новой, «классической» эпохи.
5. В конце XIX-начале XX  вв. организационные новации коснулись монопрофессиональных, т. е. отраслевых, инженерных школ, готовивших кадры высшей квалификации для конкретных отраслей промышленности: горной, путей сообщения, строительной, электротехнической. Старейшие из них получили новые уставы, более отвечавшие требованиям современной производственной деятельности. Например, в  1904  г. в структуру Петербургского горного института были введены горный «разряд», который осуществлял подготовку специалистов по геологии, горной добыче, рудничному делу и заводской «разряд» (готовил металлургов). В  Петербургском электротехническом институте были открыты такие отделения как электротехническое, электромеханическое, телеграфов и телефонов, а в институте гражданских инженеров: архитектурно-строительное, инженерно-строительное, инженерно-дорожное. В  1902  г. введено новое положение о  Петербургском лесном институте. Существенно было расширено преподавание естественнонаучных и  прикладных сельскохозяйственных дисциплин. К  классу аграрных высших учебных заведений относились Высшие курсы при Никитском училище садоводства и  виноделия. Серьезное значение для аграрно-индустриальной России с  меняющимися поземельными отношениями имела межевая служба. «Искусных землемеров» готовил Московский межевой институт с четырехлетним курсом наук. Медицинское обслуживание сельскохозяйственного животноводства осуществляли выпускники Варшавского, Казанского, Харьковского, Юрьевского ветеринарных институтов. За период царствования Николая II было подготовлено для страны более 150 000 специалистов.
6. Начало XX в. Накануне первой мировой войны созданы десятки новых учебных заведений: Уральский, Азербайджанский, Белорусский, Нижегородский, Воронежский, Ереванский, Среднеазиатский университеты и др. В  России было более ста вузов, в которых обучалось 123 000 студентов. Для сопоставления и  сравнения: во Франции тогда насчитывалось около 40 000 студентов. Многие вузы в  России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и  т. п.). Обучение было относительно недорогим. К  примеру, на престижных юридических факультетах в  России оно стоило в  20  раз меньше, чем в  США или Англии, а  неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. Университеты активно стали готовить преподавателей для вновь открываемых технических учебных заведений.
В  1913/14 уч. г. в  российских сельскохозяйственных высших учебных заведениях числилось около 5 000 студентов, работало около 4,5  тыс. профессоров и преподавателей. Действует три ступени образования: 1) средняя (10-летняя) школа; 2) среднее профессиональное и специализированное гуманитарное образования: столичные и губернские коммерческие, политехнические и др. училища; 3) высшее и инженерное образование: институты и университеты, среди которых особо ценились императорские, классические университеты. После Гражданской войны множество вузов, особенно, военных, было ликвидировано. Декретом СНК РСФСР в 1917 г. все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР, а в 1918 г. все вузы были объявлены государственными учебными заведениями.
7. 20-30-е гг. ХХ в. В 1923-1930 гг. прошла реформа образования под руководством А. Луначарского. При реформировании создана принципиально новая система СПО, ряд столичных и региональных практических институтов, многие вузы были преобразованы в техникумы. В результате послереволюционной (1917–1930 гг.) национализации промышленности в руках централизованного государства оказались ключевые предприятия экономики (народного хозяйства). Принято было считать, что для того, чтобы закрепить и умножить позиции России в промышленности, качественно управлять и развивать её, советское правительство активно решало проблему дефицита кадров, развивая подготовку высококвалифицированных специалистов. Поэтому активно создаются вузы нового, «пролетарского» типа, где приоритет в обучении отдаётся детям из несостоятельных, рабоче-крестьянских слоёв, исключение условий для возрождения старой русской интеллигенции. В региональных центрах и крупных городах страны на основе выводимых (и вывозимых в другие регионы) факультетов дореволюционных технологических институтов и губернских университетов вновь создаются сотни новых советских вузов. Принимается правило иметь в каждом областном (краевом) центре по университету. Из прежних, оставшихся к 1930-м годам, университетов часть факультетов выводятся в отдельный вид вузов – медицинские институты (специфика исключительно СССР). Учёные степени были отменены (были только должности профессора и ассистента) и восстановлены только в 1934 г. Одной из практических мер для активного получения трудящимися высшего образования стала организация подготовительных курсов для рабочих и крестьян, желающих поступить в вузы. На базе этих курсов в 1920 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки). На рабфаке принимались слушатели из пролетариата и крестьянства, достигшие 16 лет, с целью дать им достаточный запас знаний для успешного поступления и обучения в вузе по необходимым советскому правительству специальностям. Поступление на рабфаки осуществлялись по рекомендации профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, исполнительных комитетов и иных органов власти. Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома в 1920 г. «О высших технических заведениях». Обучение во втузах продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях. Высшие технические учебные заведения подчинялись Главному комитету профессионально-технического образования. Для подготовки преподавателей вузов по теоретической экономии, историческому материализму, развитию общественных форм, новейшей истории и советскому строительству в Москве и Петрограде в 1921 г. были открыты институты красной профессуры. В 1921 г. упразднялись исторические и филологические факультеты (отделения) во всех вузах страны. Юридические факультеты были упразднены ещё в 1918 г. решением Наркомпроса РСФСР. На их месте были организованы факультеты общественных наук, появившиеся в 1919 г. в соответствии с решением Наркомпроса и включающие в себя экономическое, правовое и общественно-педагогическое отделения. В МГУ им. М. В. Ломоносова на факультете общественных наук также были открыты статистическое, художественно-литературное отделение и отделение внешних сношений. Подобные отделения могли открываться в других вузах только с разрешения Наркомпроса. Факультеты общественных наук были закрыты в 1924 г. (кроме МГУ), а в 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в вузах страны. Во всех вузах вводился общий научный минимум по следующим предметам: «Развитие общественных форм», «Исторический материализм», «Пролетарская революция», «Политический строй РСФСР», «Организация производства и распределения в РСФСР», «План электрификации РСФСР, его экономические основы, экономическая география России, значение и условия осуществления плана»; «Физика и космическая физика», включая геофизику, «Химия», «Биология». Специалистов для качественного преподавания этих предметов не хватало. Поэтому курсы читали партработники, назначаемые специальной комиссией. В 1921 г. Советом народных комиссаров РСФСР принимается «Положение о высших учебных заведениях», которым вводилась новая система руководства вузов. Вузы управлялись правлениями, факультеты – президиумами. Кафедры упразднялись, вместо них создавались предметные комиссии и отделения. Директор вуза назначался Наркомпросом РСФСР. В 1923 г. в вузах была введена плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои соц. труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за учение не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Плата за обучение в вузах сохранялась до 1950-х годов. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в вузах СССР вместо традиционных лекций и семинаров широко применялся лабораторно-бригадный метод обучения (в течение обучения оценки не ставили, а контрольные мероприятия сдавались не поодиночке) и группой (бригадой обычно из четырёх-пяти студентов). Отвечать на зачётах и экзаменах мог любой, и после того, как бригада давала правильные ответы на все вопросы, каждый студент бригады получал зачёт. В 1929 г Наркомпрос РСФСР разрешил студентам технических специальностей, которые по уважительной причине не могли постоянно посещать занятия, учиться по заочной форме в отраслевых втузах. А в 1938 г. был определен перечень специальностей, по которым было возможно заочное образование, а также создавалась сеть самостоятельных заочных вузов. Также для заочников вводились дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы. В 1930 г. вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу (в том числе на основе факультетов крупных вузов создавались отраслевые институты). Были предприняты первые шаги к разделению науки и высшего образования: создание не входящих в структуру вузов научно-исследовательских кафедр ВУАН на Украине, разгром МВТУ и отделение от него научно-исследовательских лабораторий и др. Расформировывались крупные университеты: из МГУ были выделены медицинский и гуманитарные факультеты, были расформированы и преобразованы в институты народного образования университеты Украины. Разделялись наука и высшее образование. Научные подразделения выделялись в отдельные научно-исследовательские институты и получали ведомственное подчинение или включались в систему Академии наук. Быстрое индустриальное развитие СССР требовало больше квалифицированных инженеров. Вместе с увеличением набора в вузы в 1936-1938 гг. проводилось упорядочение их организации. Так, были введены единые учебные планы и программы, определена система штатных преподавателей, учреждена (восстановлена) система учёных степеней и званий. В то же время в вузах создавалась аспирантура. Защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 г., а в 1944 г. был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Тем самым можно говорить о том, что система высшего образования в СССР к этому времени уже сформировалась. Обучение специалистов с начала 1930-х гг. велось по новому, узкому, чаще всего отраслевому, профилю. Получали широкое распространение снижавшие качество образования вечерние и заочные формы обучения. Фактически, советские институты становились средними специальными учебными заведениями, но официально продолжали считаться высшими. Программы техникумов фактически переписывались с вузовских, но и те были некачественными. Для подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей ещё в 1925 г. при Президиуме Государственного ученого Совета была создана аспирантура (на момент создания было всего лишь 30 аспирантов). Затем аспирантура открывается и при различных НИИ и университетах. В 1936 г. совместным постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) отмечалось неудовлетворительное состояние подготовки в высшей школе – вузы не были обеспечены соответствующими научно-педагогическими кадрами, лабораториями, библиотеками, в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличался от уровня средней школы и техникумов. Учебные планы были многопредметными и вместе с программами предметов подвергались ежегодным изменениям, для высшей школы либо отсутствовали стабильные учебники, либо их совсем не было. Поэтому СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли ряд важных мер в сфере высшего образования. Были чётко определены порядок приема, организации учебного времени и работы, вопросы руководства вузами и дисциплины в высшей школе. Были восстановлены деканаты и кафедры, должности профессорско-преподавательского состава, прежняя система занятий (лекции профессоров и доцентов, практические занятия с преподавателями и производственная практика), срок приёма был ограничен (до этого вузы устанавливали эти сроки произвольно).
8. 40-е гг. ХХ в. В начале Великой Отечественной войны вузам СССР был нанесен значительный ущерб. Многие вузы были разрушены, часть вузов переведена в тыл, учебный процесс продолжался и в эвакуации. Для продолжения подготовки специалистов с 1943 г. в тылу, в основном в восточных районах СССР, открылось более 50 вузов.
9. 50-е гг. ХХ в. В послевоенное время многие из вузов пришлось восстанавливать практически заново. Для повышения качества образования некоторые вузы, не располагавшие современной на тот момент материально-технической и учебно-научной базой, были присоединены к более крупным вузам. Так некоторые юридические и педагогические институты влились в университеты, учительские институты – в педагогические. Но в те же годы в связи с развитием научно-технического прогресса были открыты новые вузы и факультеты по специальностям новых профилей – по радиоэлектронике и электронной технике, автоматике и вычислительной технике, биофизике, биохимии и другим новым отраслям науки и техники. Были восстановлены некоторые крупные вузы досоветского периода: университеты на Украине (1932 г.), политехнические институты (1940-е гг.), некоторые институты народного хозяйства (1960-е гг.) Но качество подготовки специалистов в вузах оставалось неудовлетворительным, что отмечалось рядом правительственных документов. В 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС было отмечено, что научные кадры вузов «мало привлекаются к разработке проблем в области развития новой техники». С 50-х гг. стала применяться практика распределения выпускников вузов по специальности и квалификации, приобретенными ими в вузе.
10. 60-80-е гг. ХХ в. Высшее образование в СССР было бесплатным. В вузы по единым правилам приёма на дневную форму обучения принимались имеющие законченное среднее образование лица в возрасте до 35 лет. На вечернюю и заочную формы обучения ограничений в приеме по возрасту не было. При зачислении в вузы преимущественное право предоставлялось лицам, имеющим стаж практической работы. Иностранные граждане, постоянно проживавшие на территории СССР, поступали в вузы на общих основаниях. Высшее образование в советский период переживало быстрый количественный рост, оплаченный резким снижением качества обучения в национальных республиках, особенно экономистов и гуманитариев. После запуска спутников и полёта Гагарина была расширена и модернизирована система высшего технического образования США. Но руководители образовательной отрасли в СССР принципиально отвергали концепцию исследовательского университета. Уровень большинства узкоспециализированных советских вузов в национальных республиках соответствовал лишь среднему специальному образованию. Одной из основных целей высшего образования в СССР наряду с подготовкой студентов к высококвалифицированному труду провозглашалось овладение ими марксистско-ленинской теорией, современным экономическим мышлением. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть идейно убежденным, активным строителем коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистом, патриотом и интернационалистом, готовым к защите социалистического Отечества. Согласно законодательству о народном образовании в вузах большое внимание должно было уделяться развитию ответственности, эстетическому развитию, воспитанию самоорганизации, нравственному, экологическому, правовому воспитанию. Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивалась квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдавались диплом и нагрудный знак установленного образца.
11. 90-е гг. ХХ в. С 1992 г. высшее образование в России претерпело ряд существенных изменений, связанных в первую очередь с переходом на многоуровневую систему и стандартизацией образования (главным образом в связи с подписанием Россией Болонского соглашением и смещением приоритетов образовательной политики). Понятие образовательного стандарта в России появилось с введением в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Статья 7 этого закона была посвящена государственным образовательным стандартам. Многоуровневая система высшего образования была введена в России в 1992 г. и дополнена различными по характеру и объёму образовательно-профессиональными программами разного уровня. Она должна была обеспечивать права россиян на выбор содержания и уровня своего образования и создать условия для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы. В этих целях было принято постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, утвердившее «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и «Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня». Система многоуровневого высшего образования, представленная в документах, учитывала Международную стандартную классификацию образования (МСКО), принятую ЮНЕСКО классификацию, которая с 1978 г. служит инструментом сравнительного анализа в области образования на национальном и международном уровнях для сбора и представления сопоставимой в международном масштабе образовательной статистики. Высшее образование стало делиться на три уровня и в плоть по 1996 г. Когда был разработан и утверждён Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» выделял три ступени высшего профессионального образования: · высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (не менее четырёх лет обучения); · высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (не менее пяти лет обучения); · высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (не менее шести лет обучения). Понимание этих ступеней осталось прежним. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имели право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить образование по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени, что не считалось получением второго высшего образования. При этом неполное высшее образование выводилось из категории ступени высшего профессионального образования. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля или хорошие способности, впервые могли получать высшее профессиональное образование по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускалось.
12. Начало ХХI в. С 2000 г. стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (с этого времени по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования). В сфере высшего образования на переходный период предусматривалось введение конкурсного порядка распределения государственного заказа на подготовку специалистов и финансирование инвестиционных проектов вузов независимо от их организационно-правовой формы, установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а также внедрение принципа адресного предоставления стипендий. В 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу, подписав декларацию. С 2005 г. стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков. С 2007 года шло ещё более существенное изменение структуры высшего образования. В 2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования: · бакалавриат; · подготовка специалиста; магистратура. Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования. Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. 29.12.2012 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2013 г. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: