Подсистемы | Функции |
Управления процедурами заказов | Прием информации о заказе из различных источников, обработка и передача заказов конкретным звеньям ЛС, выполнение и контроль заказов |
Научных исследований и связи | Обеспечение персонала логистики оперативной информацией, поступающей из внешней и внутренней среды, необходимой для принятия решений |
Поддержки логистических решений | Создание и корректировка программных продуктов, базы данных и аналитических моделей, используемых для оптимизации задач и параметров цепи поставок |
Генерирования выходных форм и отчетов | Формирование и печать отчетов по логистической деятельности |
Функциональная структура ЛИС в зарубежной литературе традиционно представляется в виде пирамиды, разделенной на уровни управления в соответствии с реализуемыми функциями (рис. 3.4).
1. Технический – определяет взаимоотношения (трансакции) между функциональными подразделениями организации, ее партнерами и потребителями в плане: приема и обработки заказов, закупок и учета запасов, комплектования и экспедирования грузов, оформления транспортных документов, расчетов с партнерами и персоналом организации.
2. Тактический – предусматривает анализ маркетинговой, экономической и финансовой информации, разработку соответствующих прогнозов и принятие оптимальных управленческих решений.
3. Стратегический – определяет логистическую стратегию и политику ее достижения.
Высший Поддержка
уровень принятого
управления решения
Информа
ция для
стратегического
управления
Информация
Средний для тактического Необходимые
|
уровень управления выводы
управления
Информация для
оперативного Принятие решений
управления
Низший
уровень Информация для исполнения
управления заказов
Рис. 3.4. Функциональная структура ЛИС
На базе организационной и функциональной структуры ЛИС функционируют следующие информационно-управляющие системы:
1. ERP (Enterprise Requirements Planning) – система «управления ресурсами предприятия» – результат совершенствования MRP -системы, позволяющий автоматизировать все бизнес-процессы в организации.
Данная система предоставляет cледующие возможности:
- прогнозирование спроса, расчет производственной программы и планирование потребности в материалах;
- размещение заказов и управление закупками материалов;
- учет и движение производственных запасов, анализ их структуры;
- расчет себестоимости продукции и формирование ее цены;
- финансовое и кадровое планирование;
- управление инвестиционными проектами и цепями поставок.
Внедрение данной системы обеспечивает инвестиционную привлекательность организации, ее конкурентоспособность и эффективность.
2. ОРТ (Оptimized Production Technology) – «оптимизированная производственная технология» предназначена для осуществления оперативного планирования (на смену, день и т.д.) производства и диспетчеризации хода выполнения планов. В данной системе решаются задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям и поиска альтернативных ресурсов для замены недостающих материалов. Применение ОРТ препятствует возникновению «узких» мест в логистической цепи поставок.
|
3. MES (Manufacturing Execution Systems) – система управления производством в реальном времени. Она позволяют оптимизировать производство и сделать его более рентабельным за счет высокого уровня организации производственной деятельности предприятия.
4. SAP R/3 – система управления движением материальных и финансовых потоков в организации. Она предусматривает ежедневное планирование материалов с автоматическим оформлением заказа на закупку и отправку его в электронном виде поставщику. Это позволяет сделать систему заказов более прозрачной и гибкой к изменениям программы заказчика. С помощью данной системы моделируются различные ситуации с запаздыванием заказов и поставок товаров, уровнем запасов, изменением параметров материальных потоков, а также разрабатываются функции решений. Она внедрена на крупных промышленных предприятиях в России и за рубежом.
5. DRP (Distribution Requirements/resource Planning) – система планирования распределения продукции/ресурсов базируется на долго- и среднесрочных прогнозах потребительского спроса на готовую продукцию. Инструментом управления в DRP -системе является расписание, которое регулирует весь процесс поставок и пополнения товарных запасов на складах фирмы, в ее собственных торговых сетях или у оптовых торговых посредников. Основными преимуществами данной системы являются: повышение качества обслуживания потребителей за счет сокращения сроков исполнения заказа, а также сокращение логистических затрат, связанных с хранением и транспортировкой готовой продукции в распределительную сеть.
|
6. ECR (Efficient Cuctomer Response) – система эффективного реагирования на запросы потребителей. Она обеспечивает непосредственную связь потребителей в реальном времени со всеми участниками цепи поставок за счет реализации следующих стратегий:
- широкого применения электронного обмена данными между всеми звеньями цепи поставок и активного использования данных из точек продаж за счет штрихового кодирования продукции;
- непрерывного пополнения запасов, предварительно упакованной продукции;
- установления партнерских отношений между участниками цепи поставок.
Суть основного принципа ECR состоит в том, что благодаря партнерству в цепи поставок может быть достигнуто значительное снижение логистических издержек и повышение уровня обслуживания потребителей. Ключевое значение для достижения этой цели имеет информация, передача которой осуществляется с помощью EDI. Информация идет назад через цепь поставок, в результате чего каждая организация тесно сотрудничает с соседней и быстро перемещает («вытягивает) материальные ресурсы вперед. Это требует эффективных транспортных средств и терминалов, которые должны стремиться отправлять поступающую продукцию ежедневно для снижения времени выполнения заказа и общих логистических затрат. Для реализации ECR необходимо реальное сотрудничество всех звеньев цепи поставок в следующих областях.
Управление спросом:
- разработка стратегий и потенциальных возможностей;
- оптимизация ассортимента и оптимизация мер по стимулированию сбыта;
- оптимизация способа выведения товаров на рынок.
2. Управление поставками:
- интеграция поставщиков и повышение надежности операций;
- синхронизация производства и непрерывное пополнение запасов;
- тесное взаимодействие логистических посредников.
3. Имеющиеся технологии:
- электронный обмен данными и электронный перевод денежных средств;
- кодирование товаров и управление базой данных;
- калькуляция издержек по видам деятельности и миссиям.
Затраты на внедрение ECR достаточно велики, но результаты показывают, что доходность на инвестиции за первые три года превышает 250%. Неслучайно, девиз стратегии ЕСR: «Обязательно, своевременно и точно».
8. ЕР (Еlectronic Рrocurement) – система электронного управления закупками предназначена для автоматизации основных бизнес-процессов, связанных с закупкой товаров. Она включает три подсистемы: электронных каталогов, поиска встречных заявок и электронного проведения тендеров.
Типичный электронный каталог объединяет продукцию множества поставщиков и позволяет покупателю производить глобальный поиск необходимого товара или услуги на основе заданных критериев. Как правило, каталог создается и поддерживается в актуальном состоянии специализированной компанией, а доступ к нему осуществляется с использованием сети Интернет при помощи универсального клиента (браузера). Предприятие, использующее технологию электронного управления закупками, подписывается на услугу доступа к электронному каталогу. При этом отпадает необходимость поддерживать собственную информационную инфраструктуру и программное обеспечение.
Подсистема поиска встречных заявок собирает заявки на конкретные товары по определенным ценам, как правило, получая с продавцов плату за каждого найденного покупателя. Информационные серверы с электронным каталогом устанавливают маржу на продаваемые ими товары. По сути, используется традиционная схема дистрибьютора. Подсистема электронного проведения тендеров позволяет повысить эффективность решения этой задачи с использованием коммуникационных функций Интернета.
Использование технологии электронного проведения тендеров позволяет обеспечить лучшие, в сравнении с традиционными методами, контроль и управление тендерными процедурами. Система электронного снабжения сама по себе не решит никаких проблем – она лишь служит инструментом принятия управленческих решений и контроля.
Вопросы и задания
1. Приведите классификацию логистических информационных систем.
2. Какие подсистемы составляют организационную структуру ЛИС?
3. Опишите функциональную структуру ЛИС.
4. Перечислите основные информационно-управляющие системы.
5. Какие возможности предоставляют ERP -системы?
6. Какие функции управления реализует система SAP R/3?
7. Какое назначение имеет система DRP и каковы ее преимущества?
8. Охарактеризуйте возможности и принципы действия системы ECR.
9. Определите структуру и возможности системы ЕР.