Неисправности асинхронных и синхронных машин
-Равномерный перегрев активной стали статора. Причины: двигатель работает на повышенном напряжении статора, двигатель перегружен, загрязнились вентиляционные пути машины.
-Часть обмотки статора перегрета. Причина: межвитковое или межфазное замыкание.
-Обмотка возбуждения СД нагрета выше нормы. Причина: межвитковое к.з., большое напряжение питания обмотки возбуждения.
-Искрят щетки СД. Причины: щетки плохо пришлифованы, ненормальный зазор между щеткой и щеткодержателем (должен быть 0,2-0,3 мм), загрязнены или имеют неровную поверхность контактные кольца, щетки слабо прижаты.
-Перегреты отдельные участки ротора. Причины: несимметричная нагрузка или несимметричное к.з.
-СД не разворачивается до подсинхронной скорости. Причины: пониженное напряжение сети, слишком велика нагрузка на валу в момент пуска, межвитковое к.з. в обмотке возбуждения.
-Колебание синхронного двигателя. Причины: слишком быстро меняется нагрузка, колебания передаются от нагрузки, сильно колеблются напряжение и частота сети.
-Двигатель выпадает из синхронизма. Причины: двигатель перегружен, повреждения в цепи питания ротора, повреждение цепи питания статора.
-Пробой обмоток на корпус. Причины: увлажнение обмоток; машина загрязнена из-за чрезмерного износа щеток и контактных колец и это приводит к образованию токопроводящих мостиков; воздух помещения содержит большое количество токопроводящей пыли и она засасывается в обмотки; сильный и длительный перегрев машины делает обмотку хрупкой.
-Распайка паек в обмотках и бандажах, сильный нагрев контактов. Причины: недоброкачественная пайка; был выбран слишком легкоплавкий припой; малая ширина петушков – необходимо увеличить; гайки контактных болтов на зажимах машины недостаточно затянуты – затянуть.
Неисправности машин постоянного тока
-Пробой обмоток на корпус. Причины: увлажнение обмоток; машина загрязнена из-за чрезмерного износа щеток, коллектора и это приводит к образованию токопроводящих мостиков; воздух помещения содержит большое количество токопроводящей пыли и она засасывается в обмотки; в обмотку попал посторонний предмет (стружка, абразивная пыль и т.п.) – необходимо защищать машину при обточке и шлифования коллектора; сильный и длительный перегрев машины делает обмотку хрупкой.
-Распайка паек в обмотках и бандажах, сильный нагрев контактов. Причины: недоброкачественная пайка; был выбран слишком легкоплавкий припой; малая ширина петушков – необходимо увеличить; гайки контактных болтов на зажимах машины недостаточно затянуты – затянуть.
-Короткие замыкания в обмотках машины. В этом случае происходит перегрев статора или ротора. Место к.з. будет нагрето сильнее и это определяется прощупыванием. Можно определить к.з. в соседних секциях методом падения напряжения.
-Обрыв в обмотках якоря. Это приводит к искрению щеток в местах обрыва. Ток в обмотке возбуждения будет отсутствовать. Необходимо перемотать обмотку в специализированной мастерской.
-Перегрев статора. Причины: двигатель работает на повышенном напряжении, двигатель перегружен, загрязнились вентиляционные пути машины.
-Обмотка возбуждения нагрета выше нормы. Причина: межвитковое к.з., большое напряжение питания обмотки возбуждения.
-Искрят щетки. Причины: щетки плохо пришлифованы, ненормальный зазор между щеткой и щеткодержателем (должен быть 0,2-0,3 мм), загрязнен или имеет неровную поверхность коллектор, щетки слабо прижаты, неправильно установлена траверса щеткодержателя (не по нейтрале).
3. Допустимые повышения температуры электрических машин и трансформаторов.