Школа самоопределения Александра Тубельского.




Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения»

А. Н. Тубельского

Создано на базе московской школы № 734. Включает детский сад, обще­образовательную школу и курсы переподготовки учителей высшей квалифи­кации. Главная задача - формирование способностей личности к самоопре­делению, выражающееся в желании личности управлять собой, растить себя, отвечать за себя. «Только тот, кто познал, определил себя, кто обрел собст­венную позицию и иметь мужество выразить свое мнение, отношение к ми­ру, обществу, людям, проблемам человеческого бытия и человеческого духа, кто свободен в своих помыслах и чувствах от любого диктата - и наедине с собой и в коллективе, - словом только по-настоящему свободный и незави­симый человек обретает духовную гармонию и способность к социальному действию», - А. Н. Тубельский (Школа самоопред. 1 шаг. М„ 1991. С. 4).

Свободный осознанный выбор школьниками и родителями школы, учи­теля, предмета, темпа обучения - это сердцевина, вокруг которой происходит упорядочивание системы.

Подготовка к школе в детском саду включает в себя подготовку к жиз­ни в свободном образовательном пространстве, направлена на выработку умения ориентироваться во взаимодействии с людьми, природой, культурой. Главное внимание уделяется развитию органов чувств, умению наблюдать. Создаются условия для деятельности в естественной природной и социокуль­турной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, ими­тирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, занимаются му­зыкой, ИЗО, ручным трудом, физкультурой, выращивают растения, готовят пищу. Причем без программы. Учитель должен угадать их потребности в деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка и создать условия для взаимодействия, самоопределения и самодеятельности.

В начальной школе (срок обучения от 3 до 6 лет) происходит освоение навыков чтения, письма, счета в индивидуальном темпе. Главное внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Важ­ная задача учителя - побуждение ученика к выращиванию собственных ин­дивидуальных способов работы.

Содержание учебных занятий, отбор учебного материала определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы. Балльное оценивание отсутствует. В конце года составляется качественно-содержательная характеристика, в ко­торой отмечается продвижение ученика в освоении собственных способов работы, даются рекомендации, как повысить эффективность деятельности. Успехи определяются в сравнении с собой. В каникулы дети после 3 класса совершают коллективные образовательные путешествия. Их цель определя­ется личными интересами ребенка. Например, при путешествии в Муром или Углич географическими, культурными, историческими, экологическими ин­тересами.

В основной школе (срок обучения 4-5 лет) главной задачей является «проба сил» подростка в различных видах познавательной, трудовой, худо­жественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Учебный процесс включает

1) обязательный заня­тия;

2) уроки по выбору;

3) занятия в лабораториях школы;

4) занятия в ок­ружающей среде над самостоятельной выбранными темами или проектами.

В конце года состоится творческий экзамен, на котором защищается са­мостоятельная работа, которая готовится в течение года. Она является де­монстрацией и показателем индивидуального продвижения. Защита прохо­дит открыто в присутствии приглашенных родителей и товарищей. Напри­мер, ученик снял и показал кинофильм «Побег».

«Проба сил» происходит в течение полугода в одной из школьных мас­терских керамики, батика, декоративно-прикладного искусства, слесарной, столярной, мягкой игрушки, кулинарии. Через полгода происходит смена мастерской.

1 раз в неделю (по 2 часа), начиная с 7 класса ученики проходят социаль­ную практику. Объекты своей деятельности они ищут сами (в школе это тру­довые мастерские, библиотека, помощь учителю начальных классов, различ­ные фирмы; вне школы - стажировка на предприятиях, в больницах, забота об инвалидах, работа в различных органах сервиса и торговли, благоустрой­стве города). В школе работает киностудия и театр «Фантазия».

Учебные занятия: предметный, межпредметные и метапредметные носят версинный характер. (Расписание уроков на пятницу в

5»А» классе: ботани­ка, история, театр «Эйдос», корректура, словесность, архитектура;

в 8»В» словесность - 4 урока, трудовые мастерские - 4 урока;

в 10 кл. - физкульту­ра, физика, математика - 2 урока, химия, физика, учебное бюро «История Москвы», медицина, антифашизм)

Один предмет ведут несколько учите­лей. Содержание курса представлено в нескольких равноправных вариантах, различных способах работы, которые предлагаются учителем или учениками. Задача придти к единственно правильному ответу не ставится. Незавершен­ность содержания побуждает учеников к самостоятельному поиску ответов. способствует становлению индивидуальной и неповторимой картины мира.

В старших классах (10-11) обязательными являются уроки математики, словесности, физкультуры, обществознания. Остальные предметы ученики изучают по индивидуальным планам, которые составляют самостоятельно. Основная форма учебного процесса - работа в школьной мастерской под ру­ководством учителя или специалиста. Таким образом осуществляется пере­дача способов научной, трудовой, художественно-творческой и других видов деятельности от мастера к ученику. 1 день в неделю - социальная практика. Для желающих освоить все курсы учебного плана вводятся т. н. интенсивы, где за короткое время можно освоить государственный образовательный ми­нимум. Обучение в 12 классе состоит в систематизации знаний абитуриентов вуза или желающих получить начальную профессиональную подготовку. Большое внимание в школе уделяется организации правого уклада школьной жизни. В школе принята Конституция, действует Суд Чести. Ос­новные черты правого уклада:

- разработка, постоянное дополнение и изменение норм и правил школь­ной жизни, действуют органы школьного коллектива, выбранные демократи­ческим путем;

- обеспечение возможности выбора учебных предметов, курсов или фа­культативов, темы, темпа усвоения, варианта поведения, формы и способа действия;

- пути создания норм и правил коллективной жизни вместе со взрослы­ми;

- открытость принимаемых решений, возможность влияния каждого на характер решений.

 

 

Школа самоопределения Александра Тубельского.

 

Александр Наумович Тубельский — президент Ассоциации демократических школ, директор московского научно-педагогического объединения «Школа самоопределения», кандидат педагогических наук. «Школа Тубельского» — одна из самых известных в России и в мире демократических школ, имеющая свою конституцию. Преобразования здесь начались в 1985 г. с приходом Александра Наумовича (а вообще в образовании он г. работает более 40 лет). Семинары, сборы, ролевые игры, ночные десанты по уборке школы, зимние и летние трудовые лагеря, индивидуальные образовательные планы, творческие и проектные работы, эксперименты и экспертизы, проблемные группы и педагогические пленумы, новые издания школьных сборников — вот далеко не полный список того, чем живет «Школа самоопределения».

Одна из книг, которые Тубельский написал вместе со своими коллегами, называется «Учитель, который работает не так». Все считают, что ребенку нужны твердые знания, а учитель (Тубельский считает, что ребенку, прежде всего, нужен внутренний стержень, а уж потом — знания. Все считают, что ребенок должен отличаться усердием и послушанием, а Тубельский считает, что на самом деле каждый ребенок уже отличается от всех изначально и нельзя детей сравнивать друг с другом, а нужно растить у каждого его собственную «самость». «Демократически воспитанный человек — это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием. В этом смысле мы понимаем и термин "самоопределение" — умение ставить себе пределы», — говорит Александр Тубельский.

По материалам www.migdal.ru

 

 

В этой школе есть своя конституция, свои органы власти и свои законы. А также свой суд дёсти, перед которым предстают виновные в нарушении законов. В общем, можно сказать, что здесь уже много лет создают свою собственную модель общества, обращаясь время от времени к опыту прошлых эпох. Речь идет об известной "Школе самоопределения" Александра Тубельского, в экспериментальном предназначении которой попыталась разобраться Наталия Тютюненко. Первый взгляд

С точки зрения внешней презентабельности широко известная "Школа самоопределения" как-то не впечатляет: обычное серенькое, далеко не новое здание. Единственное, что бросается в глаза,- цельная железная конструкция из кругов, лесенок и всяческих перекладин, соединенных между собой во дворе школы. На конструкции повисли несколько обычных школьников лет двенадцати. У них переменка.

Обращаю внимание на эту конструкцию, как оказалось позже, не зря. Она построена по специальным схемам уникальным мастером Олегом Померанцевым, который как раз и занимается нестандартными конструкциями из металла. Построена потому, что Тубельский уверен: у детей должно быть как можно больше жизненного пространства - места, где дети могли бы играть, отдыхать, развиваться умственно и физически. Деньги попечительского совета идут на инвентарь. В том числе и спортивный.

В остальном все на первый взгляд просто. Обычные, правда, довольно уютные классы, не блещущие супердорогой техникой. Скорее поражающие отсутствием таковой, хотя компьютерный класс в школе есть. Обычная столовая, где за 11 рублей можно подкрепиться стаканом сока с булочкой. Обычные ученики. JB общем, самая обычная школа - делаю вывод, бегло осмотревшись, забывая об одном маленьком уточнении: экспериментальная. Как выясняется, забываю напрасно. Слово о погружении

Из школьной столовой выходят двое мужчин в сандалиях на босу ногу, обернутые в простыни. Они бурно жестикулируют, обсуждая что-то, видимо, крайне важное. Они бы жестикулировали еще активнее, если бы не тарелки с пирожками в руках. Окружающие не обращают на них внимания. Просто в одном из классов идет погружение в античный период. А это - учителя, которые решили подкрепиться на переменке.

Погружение - один из любимых терминов учителей и учеников школы Тубельского. Погружение - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет. Например, если у шестого класса идет погружение в математику, то в расписании стоит по четыре-пять уроков математики (правда, уроки здесь длятся всего 35 минут). История, география, словесность на этот период отодвигаются на второй план и появляются в виде редких довесков к основному предмету, только если это необходимо для повторения.

Погружение "по Тубельскому" - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет.

После погружения в математику идет погружение в словесность и т. д. Правда. физкультуры, рисования и ритмики изменения, связанные с погружениями, не касаются: они дают возможность немножко отдохнуть от предмета и сменить вил деятельности.

Сам термин и общие принципы погружения известны давно. Их в своей книге «Объятъ необъятное» раскрыл академик Михаил Щетинин. Но здесь эти общие принципы

реализуются в конкретных условиях. Каждый раз с новыми детьми, то есть каждый раз с чистого листа. Поэтому - эксперимент.

- Пять уроков по одному и тому же предмету, наверное, выдержать очень сложно? - осторожно интересуюсь у ученицы десятого класса, которую мне выделили в качестве экскурсовода.

- Я сюда только год назад пришла, мне сначала было сложно,- объясняет она.- Потом привыкла. Зато удобно делать уроки: в старой школе надо было пять предметов готовить, а здесь только один.

- Учиться здесь труднее? - продолжаю разведку. Девочка на минуту задумывается.

- Наверное, здесь просто интереснее.

Директора школы № 734 Ольгу Лебедеву мой приход огорчил. Точнее, не сам факт моего появления (к журналистам здесь относятся дружелюбно, но без пиетета: привыкли), а то, что я не застала лицейской недели, во время которой школа № 734 преображается до неузнаваемости. Лицейской эта неделя называется потому, что она посвящена пушкинской эпохе и, в частности, периоду его обучения в Царскосельском лицее. Структура учебного дня варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.

На время лицейской недели здесь трансформируется практически все. В школу ходят в длинных платьях и гусарских костюмах. Мальчики и девочки, как и полагалось в XIX веке, учатся раздельно. Дамы посещают "пансион благородных девиц", а кавалеры грызут гранит науки в "университете". В расписании значатся предметы "Моя родословная", "Кино" (естественно, о пушкинской эпохе) и "Верховая езда", один из самых любимых мальчишками уроков, так как после изучения теории есть часы, отведенные практике. Практика проходит здесь же, в соседнем Измайловском парке. Лошадь - настоящая.

- В этом году из мальчиков решили сделать гусар - рассказывает Ольга Лебедева. - В результате пришлось повозиться с костюмами. Попробуйте найти, например, подходящие пуговицы для гусарских мундиров. Метались по всему городу, перенервничали, но нашли. Обучение в начальной школе ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе.

В конце лицейской недели - первый бал. Приглашения на мазурку и полонез (настоящие, по всем правилам - этому тоже учат), выбор партнерши вслепую по ленточкам, собранным у девочек, обсуждение нарядов - все "как взаправду". И то, что у "дамы" бальное платье сочетается с кроссовками, уже как-то не важно. Заигрываются все и в первую очередь сами педагоги.1

Это - тоже погружение в рамках научно-образовательного эксперимента. Погружение, ставшее многолетней традицией. Как результат - эмоциональный опыт: у ребенка появляется собственное отношение к изучаемой эпохе, формируется целостное представление о ней. Во всяком случае, тот кто провел не один час разучивая мазурку вряд ли забудет, что это такое.

Нестандарт

Главное определение того, что здесь происходит - нестандарт. Стандартов здесь не любят. Господин Тубельский - известный противник любой стандартизации школьного образования. Мотивирует это тем, что ни ребенка, ни педагога нельзя загонять в рамки.

"Почему у нас в школах так мало преподавателей-мужчин? - рассуждает генеральный директор "Школы самоопределения", заведующий лабораторией педагогики самоопределения Александр Тубельский, которого я еле успела выдернуть для беседы в перерыве между заседанием совета школы и лекциями в каком-то вузе. - Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!"

Педагогам "Школы самоопределения", а среди них предостаточно мужчин, скучать не приходится. Сегодня коллектив учителей, работающих с учениками одной параллели (например, с пятыми классами), может выбрать любую форму проведения занятий (погружение, обычные уроки и т. д.) и по-своему расставить акценты, что, собственно, и делают. На то это и "Школа самоопределения". И Тубельский, и директор школы Ольга Лебедева педагогам доверяют. Тем более что "из интереса" здесь работают преподаватели, которых приглашают читать лекции в вузы. В школе же их удерживает именно свобода творчества.

Отрицание стандартов и свобода творчества начались еще 18 лет тому назад, когда. собственно, в школу № 734 пришел Александр Тубельский и школа начала превращатьсяв НПО - научно-педагогическое объединение. Сегодня НПО включает в себя детский сад № 869, школу № 734, а также научно-исследовательское подразделение.

Поэтому у этой школы свой язык. Его специально, конечно же, никто не придумывал. Просто постепенно в ходе эксперимента термины "погружение", "жизненное и образовательное пространство", "разновозрастные группы", "самоопределение", "суд чести" стали понятными и необходимыми для всех. Кроме посторонних, разумеется. От трех до десяти...

В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".

В школе эксперимент продолжается. Начальная школа может быть здесь трех-, четырех- и пятилетней. Это зависит от решения учителей. Обучение счету и письму ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики. В школе №. 734 экспериментир\тот все - и учителя, и ученики.,

Попадаю в один из третьих классов посреди урока. Парты расставлены буквой «П». В центре - девочка с самодельной аппликацией. На доске довольно странный список,включающий пункты "Диктант", "Таблица умножения", "Чай с Никитиным пирогом", "Чтение своих книг", "Планы на завтра" и "Пресс-конференция", на которую я, собственно, и попала. Это план рабочего дня.

- Господа журналисты, у кого-нибудь еще есть вопросы? - обращается к классу учительница.

Вопросы есть.

- Скажите, как долго вы работали над этой картиной'?

- Какое у вас при этом было настроение?

- А погода влияла на то, какие вы выбрали цвета?

- Считаете ли вы себя творцом данной картины? Ответы - не менее серьезные:

- Я не считаю себя творцом, потому что не смогла сделать картину такой, какой придумала, все получилось хуже.

"В такой форме мы учим детей презентовать себя,- поясняет мне учитель Татьяна Меньшова после урока. - Они учатся задавать вопросы и отвечать на них, учатся держаться перед аудиторией и защищать свои проекты". Это как раз те самые универсальные умения, о которых говорит Тубельский.

И старше

Следующий урок - в актовом зале. Седьмые классы делятся на "университетских" и "ремесленников", то есть выбирают, какие предметы изучать дополнительно. Снова идет самоопределение. "Ремесленные" предметы - батик, гончарство, столярное и слесарное дело, шитье. "Университетские" - информатика, иностранный язык, кулинария, проектирование. Буря эмоций, когда два выбранных предмета идут в одно и то же время, и попасть на оба никак не получится.

Средняя школа - время, когда ученики Тубельского пробуют себя в разных сферах, изучают разные предметы, пытаются разобраться, что им интересно, что нет. "Ищут свой пол и потолок", как любит говорить Александр Тубельский. Начиная с девятого класса, они должны определиться и изучать те предметы, которые, по их мнению, понадобятся им для поступления в вуз и для жизни.

Примечательно, что отметок в школе № 734 не ставят вплоть до седьмого класса. Впрочем, этим продвинутого родителя сегодня не напугаешь. За отмену отметок выступают многие, начиная со сторонников вальдорфской педагогики и заканчивая маститыми педагогами вроде Шалвы Амонашвили. Вместо отметок - "качественно-содержательная характеристика", в которой отмечаются все продвижения ребенка и даются указания, над чем ему нужно поработать. Примечательно, что успехи ребенка сравнивают только с его собственными прошлыми результатами. Уважают личность.

В конце учебного года - творческие экзамены, на которых проходит зашита самостоятельной работы - она готовится в течение всего учебного года. Работа показывает, чему научился школьник за этот год. При этом присутствовать на защите работы может кто угодно - родители, друзья - но при условии, что защищаюшийся пригласит их сам.

Жизнь в законе

Меня все время мучил вопрос: как здесь удерживают дисциплину, если на детей не кричат, не наказывают, двоек не ставят и т. д. Я, конечно, не изверг, но прекрасно понимаю, что дисциплину как-то поддерживать нужно.

Вот тут и выясняется, что в "Школе самоопределения" действует своя собственная конституция, совет школы и суд чести. Которым гражданам школы приходится подчиняться.

Есть, например, закон "О защите чести и достоинства", где записано, что помимо рукоприкладства, шантажа, запугивания и всевозможных моральных издевательств запрещается "унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей". То есть "появление в состоянии алкогольного опьянения", "истязание животных", "добровольное принятие на себя образа и функций раба ("шестерки")", "распространение заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинство личности". Особенно оживленно обсуждается такой животрепещущий законопроект, как "Положение о дискотеке". Хотелось бы чаще, но пока только по праздникам.

В предвыборном выступлении на вопрос из зрительного зала: "Будут ли выборы честными?", один из политиков отшутился: "Честные выборы могут быть только в 734-йшколе". Речь шла о выборах в совет школы и суд чести. Все как полагается: выдвижение и самовыдвижение кандидатов, избирательная комиссия, регистрация кандидатов, агитация с распространением листовок и митингами в школьном вестибюле и, как результат баталий,- выборы тайным голосованием. Важно отметить, что в совет школы выбирают из 12 человек пятерых взрослых и семерых детей. Причем детей в обязательном порядке должно быть больше. То же самое касается органа судебной власти - суда чести.

Решения совета школы и суда чести могут быть самыми плачевными для нарушителя. Могут выгнать. Могут отстранить от школы. Но это в теории. Ольга Лебедева в последние несколько лет случаев, когда учеников за нарушение исключали, не припомнит. Конфликты возникают (в какой школе дети, к примеру, не дерутся?). Бывало, что директор принимала решение об исключении. Но все виновные пользовались правом оспорить это решение на совете школы, находили поручителей и защитников и... оставались в школе.

В конце пребывания в школе начинаю понимать, почему мне трудно сформулировать для себя ее суть. Потому, что она напоминает трансформер: все постоянно меняется, подстраивается под интересы детей и учителей. Родителей, приводящих сюда своих чад. к такой экспериментальной неуравновешенности подготавливают заранее. А детям, по моим впечатлениям, это нравится и без подготовки.

Автор статьи - Наталия Тютюненко Источник: www.edu-all.r

 

 

Школа диалога культур

Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, является стержневой и оригинальной в учебно-воспитательной системе школы диалога культур. Ее основателем является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс об­щительной связи»), Л. Выготского — о тяготении развитого ин­теллекта к внутреннему диалогу, В. Библера — о философской ло­гике культур.

В. С. Библер определил основные положения установки на но­вый тип образования в школе диалога культур.

Во-первых, это переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовые знания, умения, навы­ки, но культура их формирования и изменения, трансформа­ции, преобразования — вот чем должен обладать выпускник шко­лы диалога культур. Знания о путях изменения знаний, умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков — вот что требуется от молодого че­ловека XXI в.

Во-вторых, данная воспитательная система предполагает углуб­ленное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., но и суть самой мысли. Углубленное понимание «диалогизма» мышле­ния развернуто через идею диалога культур.

В-третьих, весь процесс обучения в школе строится в первую очередь не на усвоении дедуктивных цепочек развертывания мыс­ли из исходных аксиом, а на целенаправленном спиральном воз­вращении мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения и воспитания в школе диалога культур. Вообще, истинное мышление начинается не там, где человек опирает­ся на наличное бытие, а там, где он ставит вопрос: как возможно это бытие, откуда взялись такие необъяснимые явления, как чис­ло, слово, сознание своего Я?

В-четвертых, основное содержание школьного курса — это ос­воение тех «точек превращения», в которых одна форма понима­ния переходит в другую, в которых разные формы логики пони­мания обосновывают друг друга.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспи­тательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нор­мы, способы мышления и творчество. Поэтому учащиеся должны не заучивать правила, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как наследницу предыдущих культур, где в каждой идее, слове, образе происходит диалог разных пред­ставлений, эпох, народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, идеи, каче­ства и взаимоотношения.

Анализируя процесс воспитания в данном типе школ, мы рас­сматриваем воспитание как процесс культуроемкого развития личности и поэтому обращаем особое внимание на отражение вопросов культуры в образовательном процессе.

В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания обра­зования в школе диалога культур.

I — II классы. Зарождаются «узелки» понимания, или точки удивления, которые станут основными предметами освоения, «разноречия», диалогов в последующих классах. Ими могут быть идеи слова, числа, явления природы, момента истории, загадки сознания, загадки предметного орудия. Точки удивления построе­ны по схеме народных загадок. В точках удивления, во-первых, развертывается первоначальный анализ проблем, являющихся об­щими, едиными, с одной стороны, для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и, с другой стороны, для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вто­рых, в таких узелках исходного удивления сосредоточиваются рас­ходящиеся нити будущих обособленных (но взаимодополняю­щих) наук о жизни, времени, слове. В-третьих, такие исходные точки и узлы будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. В-четвер­тых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.

III —IV классы. Античная культура, по сути дела, единый предмет изучения в этих классах. Такие античные науки, как ис­тория, математика, механика, а также искусство и мифология образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

V — VI классы. Культура Средневековья. Общее построение курса аналогично обучению в III—IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Вместе с тем нельзя превращать уроки в V—VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековому голосу диало­гического разумения необходима особая активность (и тактич­ность) культурного и школьного преобразования конфессиональ­ных реалий.

VII -VIII классы. Культура Нового времени (XVII—XIX в.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневе­ковья) классические курсы обычных школьных занятий по реко­мендованным учебникам, соотнесенные с основными авторски­ми текстами — первоисточниками XVII—XIX вв.

IX — X классы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся во­едино (как моменты современного мышления, знания и умения) вопросы и ответы, наработанные во всех остальных учебных цик­лах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость со­временных понятий и образов культуры ставит ученика на пе­редний край «напряжений» знания и незнания, характерных для XX—XXI вв. Узлами, связывающими расчлененные знания и не­знания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы и т.д.

Компьютерная и информационная революции, современная структура автоматического производства являются логическим за­вершением всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятель­ности, развитых в более ранних классах школы диалога культур.

XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпуск­ники школы диалога культур организуют диалоги между класса­ми, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы единых для всей школы дискуссий, изобретают методы общения и совместной деятельности.

Методика воспитательной системы школы диалога культур прежде всего основана на диалогизации, творчестве, использова­нии приема «точка удивления», на интенсивном продуцировании собственных гипотез.

 

Вальдорфская школа

Воспитательные системы вальдорфских школ существуют с начала XX в. Первая школа появилась в 1919 в г. Штутгарте. В осно­ву концепции ВС положено антропософское учение Рудольфа Штейнера; главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, ду­ховного и душевного, а становление личности ребенка должно проходить в соответствии с его физическим и психическим разви­тием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, мысль, интеллект и нравственность человека. Главный принцип, который заложен в организацию воспитательной системы, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависимых ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К ре­шению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учеб­ных планов, учебников. Учителям предоставляется полная само­стоятельность в выборе содержания, форм, методов учебно-вос­питательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности явля­ется культура. При этом под культурой понимают все, что окру­жает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, му­зыка, изобразительные виды искусств, театр, эвритмия, интегри­рованные знания о мире составляют основу содержания разнооб­разной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников вос­принимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспи­тания — видеть результаты своего труда.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в со­вершенстве. Они опираются на свои глубокие знания индивиду­альных особенностей детей, их душевных переживаний, которые становятся стимулом к осознанию своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к ин­теллектуальному.

Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрас­но подготовленные специалисты. Они считают, что главное в об­разовании — развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса. Классный учитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия не по готовым ре­цептам, они вместе с учениками ищут ответы на возникающие вопросы, открывают новые знания. При этом они не скрывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказыва­ют в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: