Орлова, О.С.
0-66 Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 125[3] с, — (Библиотека логопеда)
ISBN 5-17-031813-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-11842-8 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5-9578-1852-6 (ООО «Транзиткнига»)
Учебно-методическое пособие содержит описание особенностей формирования детского голоса в норме и наиболее распространенных случаев его патологии. Приводятся методы обследования и дифферен-. цированные коррекционно-логопедические методики, учитывающие психологические особенности детей с голосовыми нарушениями.
Книга адресована логопедам, фониатрам, врачам-оториноларингологам, неврологам, психиатрам, педиатрам, студентам дефектологических факультетов педвузов и студентам медвузов.
УДК 376
ББК 74.3
Подписано в печать 20.07.2005 г. Формат 84xl08 1/32.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,7.
Тираж 5000 экз. Заказ № 3442.
ISBN 5-17-031813-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-11842-8 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5-9578-1852-6 (ООО «Транзиткнига»)
© О.С. Орлова, 2005
© ООО «Издательство Астрель», 2005
БИБЛИОТЕКА ЛОГОПЕДА
О.С. Орлова
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие
АСТ • Астрель Транзиткнига Москва • 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 5
РАЗДЕЛ I
Акустические характеристики и физиология голоса 7
Глава 1. Основные понятия и физические параметры,
используемые для оценки и характеристики голоса... 7
Глава 2. Развитие детского голоса в норме 12
Глава 3. Распространенность нарушений голоса и речи у детей
и подростков............................................... 29
Глава 4. Причины нарушений голоса.... 33
РАЗДЕЛ II
Методы исследования нарушений голоса.... 35
Глава 1. Первичное общее наблюдение и клиническое
обследование................................................. 35
Глава 2. Изучение акустических показателей голоса 40
Глава 3. Оценка клинико-функциональных реакций на
дозированную нагрузку.............................44
Глава 4. Изучение тонального слуха....... 46
Глава 5. Логопедическое обследование... 47
Глава б. Психологическое обследование........ 52
РАЗДЕЛ III
Классификация нарушений голоса у детей и подростков 56
Глава 1. Функциональные нарушения голоса. 56
Глава 2. Органические нарушения голоса 64
РАЗДЕЛ IV
Восстановительная работа по преодолению нарушений
голоса у детей и подростков........................ 69
Глава 1. Этапы восстановительного лечения голосовых
нарушений................................................... 69
Глава 2. Психотерапия в комплексной реабилитации детей
с нарушениями голоса.............................. 73
Глава 3. Постановка дыхания................. 77
Глава 4. Фонационные дыхательные упражнения 83
Глава 5. Координация мышечного тонуса голосового аппарата. 87
Глава 6. Подготовка голосового аппарата к звучанию 90
Глава 7. Формирование навыка правильного
голосообразования................................... 98
Глава 8. Применение методов биологической обратной связи (БОС) в комплексной реабилитации нарушений
голоса.......................................................... 102
Глава 9. Гигиена голоса и предупреждение дисфонии у детей. 117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 119
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной, так как голосовые перегрузки, связанные с коллективным воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах, не имеющих опытных педагогов, экологические и социальные проблемы приводят к тому, что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата. Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.
Число детей, имеющих измененный тембр голоса, — от легкой охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи, — не имеет тенденции к снижению.
По данным Д.Г. Чирешкина (1988), заболевания гортани, сопровождающиеся дисфонией, занимают второе место в структуре всей ЛОР-патологии у детей. В работах зарубежных исследователей указывается, что нарушения голоса у школьников диагностируются у 6%, а хроническая охриплость у детей в начальной школе составляет от 24 до 38%. Кроме того, патологическое изменение голоса является симптомом в структуре таких речевых расстройств, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает се слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка.
В этой связи исследование голоса в норме и патологии представляется одной из актуальных задач в области логопедии и фониатрии; целью исследования являются изучение соотношения коммуникативных и речевых способностей детей с речевой патологией, обследование голоса с использованием объективных инструментальных методов (ларингоскопии, ларингост-робоскопии, фонетографии, акустического анализа голоса, изучения времени максимальной фонации).
При анализе сформированности звуковой стороны речи следует обращать внимание на необходимость четкой дифференциации выявленных симптомов в зависимости от уровня нарушения и клинико-функциональных особенностей. На этой основе строится коррекционное воздействие, учитывающее структуру речевого нарушения, с одной стороны, и коммуникативные нарушения, с другой. Такой подход обеспечивает более эффективный переход от частных приемов коррекции отдельных компонентов речевой системы к формированию полноценных коммуникативных навыков и умений в спонтанном речевом общении.
Книга адресована логопедам, фониатрам, врачам-оториноларингологам, неврологам, психиатрам, педиатрам, студентам дефектологических факультетов педвузов и студентам медвузов.
Автор благодарит Э.И. Ефремову, В.Т.А. Сорокину за участие в работе над созданием книги, а также выражает признательность своим учителям: доктору медицинских наук профессору Ю.С. Василенко, доктору медицинских наук Г.Ф. Иванченко и кандидату педагогических наук Е.С. Алмазовой.
РАЗДЕЛ I